Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Воскресенье
26 Марта 2017

Литва переходит на евро вопреки экономической логике

Автор: Игорь Шишко

Литва переходит на евро вопреки экономической логике

30.06.2014

Совет министров финансов ЕС в июне заявил о «соответствии Литвы критериям, необходимым для введения евро» с 1 января 2015 г. Решение, которое было воспринято с большим энтузиазмом литовской политической элитой, сделавшей всё, чтобы проигнорировать запрос общественного мнения на референдум, отвечает, в первую очередь, интересам брюссельской бюрократии.

В последнее время процесс присоединения новых стран к еврозоне фактически застопорился. Более трети стран ЕС не спешат в неё вступать. Так, Чехия и Хорватия предпочитают сохранять свой суверенитет в виде национальных валют кроны и куны, имея перед глазами всю бесславную ретроспективу греческой эпопеи. Стремление Афин любой ценой попасть в еврозону обернулось крахом экономики и долговой ямой. По решению Германии, контролирующей европейский стабилизационный механизм, «высокой миссии» по её спасению удостоились страны, входящие в еврозону.

Литовские политики на протяжении последнего времени неустанно твердили населению о благе евро, недопустимости остаться на обочине еврозоны, когда все балтийские соседи «шагают в ногу со временем», усердно замалчивая последствия такого шага в Латвии и Эстонии - рост цен на товары и услуги, а также недвижимость. 

Президент Литвы Даля Грибаускайте в итоге и вовсе заявила о том, что это вопрос престижа: «В конце концов, Литва уже давно заработала, чтобы быть в клубе сильнейших, что позволит ей самостоятельно принимать решения». В свою очередь, литовский финансовый регулятор - Центральный банк - уговаривал литовское бизнес-сообщество, суля снижение процентных ставок по литовским еврооблигациям, что позволит предприятиям и государству экономить на обслуживании внешнего долга.

Теперь, когда Вильнюс получил то, чего желал, тональность высказываний официальных лиц изменилась. Так, на днях министр финансов Литвы Римантас Шаджюс объявил о том, что «с введением евро цены на товары и услуги могут несколько вырасти». В качестве причин министр указал на эффект округления цен, а также быстрый рост экономики в связи с изменением условий инвестирования.

В отношении первого аргумента у экспертного сообщества сомнений не возникло, ведь, как известно, психология – тонкая наука. Что касается оптимистических оценок главы финансового ведомства в отношении темпов экономического развития, то они были поставлены под сомнение выводами крупнейшего частного банка «SEB bankas».

Согласно пересмотренным прогнозам на конец текущего года, предполагается замедление роста ВВП с 3% до 2,7%, а в 2015 г. с 4% до 3,8%. То есть казна недополучит сотни млн. долларов США, притом что треть ВВП формируется за счёт европейских дотаций.

О замедлении темпов экономического роста свидетельствует и падение грузоперевозок через порт Клайпеды. По данным администрации порта, грузооборот в первом квартале этого года по сравнению с показателем аналогичного периода 2013 г. снизился на 13,5 %. Наиболее резкое снижение зафиксировано по объёму перевалки сырой нефти через Бутинге – 37%.

Один из ключевых показателей экономики, уровень безработицы, по-прежнему остаётся крайне высоким – 11,5%. Если и существует тенденция к её сокращению, то в первую очередь это связано не столько с созданием новых рабочих мест, сколько с продолжающейся катастрофической депопуляцией Литвы. С момента обретения Литвой независимости страну покинуло порядка 600 тыс. человек. Да и состояние дел в промышленном секторе, где крупнейшие предприятия, формирующие доходную часть литовского бюджета, компания «PKN Orlen» (владелец единственного в Прибалтике НПЗ в Мажейкяй) и флагман литовской химической промышленности «Achema» (производитель удобрений), испытывают большие трудности, - яркий тому пример. Так, нефтеперерабатывающая компания, не дождавшись от правительства решения застарелых логистических проблем, запустила процедуру массовых увольнений работников, а «Achema» переносит часть производства в Финляндию, что также означает сокращение персонала.

На этом фоне литовские политические элиты продолжают курс на разрыв всех экономических связей со своим традиционным восточным партнёром – Россией, усугубляя двусторонние отношения антироссийской риторикой на высшем уровне.

Сегодня экспертное сообщество едино в том, что Литве есть что терять. Согласно данным государственной статистики Литвы, Россия на протяжении последних лет является ведущим внешнеэкономическим партнёром. На долю России приходится около 32% от общего годового объёма импорта Литвы, а экспорт товаров из России составляет 19% от общего годового объёма экспорта в страну. По обоим показателям Россия является лидером, причём с большим отрывом: вторым крупнейшим направлением литовского импорта является Германия – 10%, а вторым крупнейшим экспортёром после России является Латвия - 10,5%.

В итоге литовские политические элиты, как это уже бывало не раз, приносят в жертву национальные интересы и благополучие собственных граждан во имя личных эфемерных амбиций стать интегратором на постсоветском пространстве. Однако что Вильнюсу явно сегодня удаётся, так это разжигать полномасштабный европейский кризис, сталкивая ЕС и Россию с США.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Особенно хорошо понимаешь надуманность проблемы «российской пропаганды», когда в очередной раз сталкиваешься с новостью о том, как еще один молодой отморозок с «бандерой головного мозга» оскорбляет или бьет украинских стариков, осмелившихся пойти против красно-черного мейнстрима.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

Сколько в тебе Дональда Трампа?

Сколько в тебе Дональда Трампа?

Поверьте, сколько в Вас от американского президента, миллиардера и шоумена?

Игналинская атомная электростанция

Игналинская атомная электростанция

О размахе строительства первой очереди можно судить по следующим цифрам и фактам: построено 50 километров железных и 142 километра автомобильных дорог, уложено 76,5 тысяч тонн арматуры, залито 999 тысяч кубометров монолитного бетона, выполнено 57,5 тысяч кубометров каменной кладки.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо