Тема недели:
Варшава намерена переформатировать отношения НАТО и России
Польша в преддверии саммита НАТО намерена бороться с преградами для милитаризации Восточной Европы.
Вторник
24 Мая 2016

Анатолий Сагалевич: идея моста на Куршскую косу вызывает опасения

Автор: Александр Носович

Анатолий Сагалевич: идея моста на Куршскую косу вызывает опасения

17.02.2014

Литва продолжает развивать проект моста на Куршскую косу. Экологи бьют тревогу – увеличение транспортного потока в заповедной зоне может разрушить ее хрупкую экосистему. Чтобы этого не произошло, нужно либо свернуть стройку, либо сделать техническую сторону проекта максимально прозрачной и доступной для экологов, считает доктор технических наук, профессор Института океанологии РАН им. П.П. Ширшова, член Академии подводных искусств и наук США, создатель отдельного научного направления по изучению океана с применением глубоководных обитаемых аппаратов Анатолий САГАЛЕВИЧ:

- Анатолий Михайлович, насколько Куршская коса ценна как памятник природы?

- Ее ценность сложно переоценить. Сказать, что очень важна – это ничего не сказать: она бесценна для науки. На Куршской косе сохранились древнейшие образцы растительного мира, там на крошечной территории соседствуют друг с другом экосистемы, которые, казалось бы, в природе соседствовать не могут. Песчаные дюны, верховые болота, лес…

Главное, что отличает Куршскую косу, – это ее чрезвычайная хрупкость. Ведь весь этот древнейший ландшафт расположен на узкой песчаной полосе.

В мире крайне мало настолько уязвимых природных памятников. Поэтому, чтобы сохранить этот уникальный заповедник, нужна тончайшая работа ученых и крайняя, подчеркиваю, крайняя осторожность.

- В связи со строительством на Куршскую косу моста со стороны Литвы высказываются опасения, что количество людей и автотранспорта, пребывающих на ее территории, резко возрастет, и это может разрушить экологический баланс Косы?

- На такие территории в принципе не должно быть свободного прохода. Они для этого слишком уязвимы. Насколько я понимаю, Куршская коса – это национальный парк, как с российской, так и с литовской стороны. Если литовцы строят мост для того, чтобы Косу можно было посещать туристам в неограниченных количествах, то правильно ли это? Если мост – то движение через него должно контролироваться. Возможно, нужно взимать плату за проезд, пропускать автомобили группами. Или предлагать людям оставлять автомобили в Клайпеде и идти на Косу пешком. За паромную переправу ведь взимается плата?

- Да, небольшая.

- Этим паромное сообщение выигрывает с точки зрения экологии. Есть возможность контролировать посещаемость заповедной зоны. Паром нужно дождаться, заплатить за переправу, людей он доставляет группами.

- Но есть мнение, что паромы опасны для экологии Куршской косы куда больше моста: они загрязняют прибрежные воды.

- Это зависит от модели парома. Новейшие паромы вполне безопасны для экологии. Паромы, работающие на дизельном топливе, воду, безусловно, загрязняют. Такие паромы очень токсичны: они выбрасывают в воздух и окись азота, и двуокись серы. А сейчас в регионе Балтийского моря как раз поднимается тема сокращения выбросов в атмосферу от судоходства.

Что касается данного моста, то сложно говорить абстрактно. Нужно знать конкретный проект, смотреть чертежи, читать заключения экспертов и только тогда делать выводы.

- Опасения в связи с планами строительства на Косе высказал представитель Литвы в ЮНЕСКО. Он считает, что есть опасность того, что Куршскую косу лишат статуса объекта культурного наследия и занесут в список объектов мирового наследия, находящихся в опасности?

- У него есть основания опасаться. У нас в России чуть не дошло до этого в случае с Байкалом. Я изучаю этого озеро еще с 1970-х годов, мы опускались туда еще на «Пайсисах». Лишь мощными усилиями всего природоохранного сообщества удалось переломить ситуацию, защитить Байкал от излишнего вмешательства человека, прекратить работу БЦБК (Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат – прим. RuBaltic.Ru). Во многом это произошло благодаря тем исследованиям, которые мы проводили в ходе международной экспедиции «“Миры” на Байкале», организованной Фондом содействия сохранению озера Байкал.

Когда мы говорим о Куршской косе, то должны понимать ее хрупкость и уязвимость. Знаю, что экскурсоводы на косе в некоторых местах просят туристов снимать обувь. Речь идет об узкой песчаной полосе. Поэтому я тоже опасаюсь. Но чтобы эти опасения и недоверие к мосту рассеялись, нужно выложить на всеобщее обозрение все технические подробности проекта, все выкладки, которые доказывали бы его полную экологическую безопасность. 

Несомненно, что для сооружения любых объектов в таком районе нужен тонкий научный подход. А еще лучше – лишний раз все взвесить: а так ли нужен этот мост? 

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров

Советский экзамен для Европы

Советский экзамен для Европы

Либерализм, несмотря на свое непримиримое отношение к коммунизму, всё чаще повторяет его ошибки. С одной стороны, нынешние «европейские ценности» имеют столько же общего с классическим либерализмом, сколько программа КПСС 1961 г. с марксизмом. С другой — весь этот набор ценностей в ЕС — это уже не способ сделать жизнь общества лучше, а система правил, в верности которой необходимо клясться.

Обама едет в Хиросиму... прощать

Обама едет в Хиросиму... прощать

К моменту бомбардировки Япония уже обращалась к Америке с предложениями о капитуляции. Шли закулисные переговоры о послевоенном устройстве, но все же Хиросима и Нагасаки обязаны были случиться. Почему?

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

История Вентспилского порта

История Вентспилского порта

О значении нового проекта свидетельствует такой факт: в Москве специально для нужд дороги был построен Виндавский вокзал (в 1946-м году переименован в Рижский), одна из улиц столицы получила одноименное название.