×
Энергетика и транспорт Энергетика и транспорт

Страны Балтии сегодня: трудовая «эвакуация» и резервы роста

Источник изображения: transp.lt

К концу 1990-х годов казалось, что страны Прибалтики вышли на траекторию устойчивого роста. Темпы роста ВВП доходили до 10% в год. Возник и внедрился в экспертное сообщество термин «балтийские тигры». Однако Мировой экономический кризис разрушил эти иллюзии, показав, что платой за быстрый рост служит масштабная рецессия. Тигры оказались бумажными.Что же мы видим сегодня?

Динамика экономического развития стран Прибалтики в настоящее время положительная. В 2012 году рост ВВП Эстонии составил 3,4%, Литвы — 2,6%, Латвии — 5,3%.

В четвертом квартале 2012 года ВВП Латвии все еще был на 12% ниже своего докризисного уровня. Это хуже, чем в случае с Ирландией, Италией, Португалией и Испанией. Однако рост ВВП Литвы в I квартале 2013 года был самым большим среди 27 стран ЕС, по данным Eurostat. На втором месте находится Латвия. Экономика Литвы, которая за минувший квартал приросла на 1,3%, на 0,1 пункта, опередила Латвию с ее квартальным ростом на 1,2%, показывают предварительные данные Eurostat. Экономика Эстонии после нескольких кварталов роста упала на 1%.

Экономики стран Балтии, которые в кризис испытали серьезный спад, по темпам роста остаются среди лидеров в течение последних восьми кварталов. Уточним, какой ценой это достигнуто.

Главный риск для экономик стран Балтии в 2013 году сохраняется – это рост социальной напряженности.

Среднемесячная заработная плата в странах Прибалтики, 2011 – 2012 гг. (евро)

СТРАНА

2011

2012

Литва

600

646

Латвия

677

704

Эстония

839

916

Сост. по: Statistical Yearbook of Lithuania, 2012; Central Statistical Bureau of Latvia; PA5321: KESKMINE BRUTO- JA NETOKUUPALK MAAKONNA JÄRGI// Eesti Statistika andmebaas.

Цифры свидетельствуют: среднемесячные заработные платы в странах Прибалтики ниже пособий по безработице в западной части Европы. Более чем скромные показатели. Поэтому трудно понять премьер-министра Эстонии Андруса Ансипа, который, комментируя результаты очередного пресс-релиза Евростата, сказал, что доволен этими показателями Эстонии: т.е. 21-м из возможных 27 мест.

Добавив далее, что Эстония впереди всех постсоветских государств. Странное сравнение для 2013 года. Тем более что и советская Эстония была впереди всех советских республик.

В прибалтийских республиках к 1990 году доля населения, имеющая совокупный доход свыше 300 рублей, была наиболее значительной. Если в целом по СССР этот показатель был на уровне 8,8%, то в Эстонии он равнялся 19,8%, Латвии - 14,5%, Литве – 13,8%. В этих же республиках уровень бедности был самым минимальным. Доля населения с доходом до 75 рублей в Эстонии и Латвии не превышала 1%, а в Литве была на уровне 1,2%.

Правильнее будет сравнивать с Финляндией, тем более политики Эстонии всегда это делают, когда им выгодно. Зарплата эстонцев в Финляндии в пять раз превышает оплату их труда на родине. Именно поэтому, согласно последним данным Департамента статистики, в 2012 году Эстонию покинули свыше 10 тысяч человек, что в два раза больше, чем годом ранее. Больше всего жителей потерял Ида-Вируский уезд – 8000 человек.

Чем ниже уровень жизни, тем выше миграция. Всегда. Везде. Это явление может не быть проблемой, если ваша страна имеет социально-демографические показатели, хотя бы Польши или Финляндии. Для Эстонии, с нашей точки зрения, это проблема.

Впрочем, президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес считает иначе: «….. свобода означает, что также как все свободно могут приехать в Эстонию, так же и мы свободно можем из неё уехать. Советского принуждения к проживанию на определенной территории больше нет и оно забыто. Также, как 200 лет назад отменённое крепостное право».

Ситуация в Латвии схожая. По данным статистического управления в Латвии в 2012 году численность населения сократилась на 20,5 тысячи человек или 1%. В 2011 году численность населения Латвии сократилась на 32,2 тысячи человек или 1,6%.

Однако самая сложная ситуация в Литве. Шведский социолог, профессор Чарльз Вулфсон отмечает: за годы независимости Литва уже потеряла 18% трудоспособного населения – и процесс «эвакуации» продолжается, что ведет к национальной катастрофе.

За послевоенные годы советской «оккупации» население Литвы увеличилось на миллион – с 2,7 до 3,7 млн. человек. А за время независимости Литва потеряла 616 тыс. жителей. Ничего подобного и в мирные, и в немирные времена за всю историю Литвы не наблюдалось. Навсегда эмигрировать из Литвы хотели бы 12,4% жителей страны, а более трети хотели бы пожить за границей временно.

Именно сокращение численности населения, а не конспирологические фантазии на тему «Газпрома» и «Росатома», определяет экономическое развитие Литвы и грозит выживанию литовского государства.

Подведем предварительные итоги. Если в ближайшие 5-7 лет разрыв по показателям ВВП на душу населения и уровню индивидуального потребления между странами Прибалтики и не снизится до уровня 1:2 с ближайшими соседями и 1:3 с лидерами, произойдет перерастание демографического кризиса в социальную катастрофу.

Возникает вопрос, а есть ли резервы роста? И если есть то, где они? Резервы были… Академик Эстонской Академии Наук М.Л.Бронштейн писал: «По моим данным, транзит, будучи самой динамично развивающейся областью экономики, в 90-х годах формировал 10-12% внутреннего валового продукта Эстонии. А если рассматривать сопряженные сферы - например, финансовые и логистические услуги, - то эта цифра значительно возрастет. О значении транзита всегда шли споры. Но неоспоримо, что в конце 90-х и в начале 2000-х годов доля этой области экономики вместе со связанными видами деятельности действительно доходила до 20% ВВП». Однако Россия, столкнувшись с полным неприятием своих интересов в политической сфере, переориентирует транзит на собственные мощности. Соотношение «балтийского» и «российского» потока транзитных грузов за тридцать лет способно измениться от 90/10 к 10/90.

Для Литвы мощным экономическим инструментом могла бы быть связка сибирская нефть – Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод – экспортный терминал в Бутинге. Но консерваторы добились, чтобы «Ивана не пустили до крана», и в итоге экспортный терминал превратился в терминал по импорту.

Не будет транзита - не нужна и железная дорога. Чистая прибыль «Эстонской железной дороги» (Eesti Raudtee) сократилась в прошлом году на 14 % в 2012 году и составила 16 миллионов евро. Действительно, зачем «русская» колея, построим европейскую! Линию скоростного железнодорожного сообщения с европейской колеей Rail Baltica можно построить только в том случае, если Европейский союз обеспечит как минимум 60% объема финансирования, необходимого для реализации проекта. Но и в этом случае Rail Baltica обойдется только Латвии в 1,27 млрд. евро.

Проект окупиться не может, поскольку на этом направлении нет грузов, нет пассажиропотока. Rail Baltica от Вильнюса в Варшаву не заменит самолет Вильнюс – Дублин.

Несколько слов об энергетике. Развитие атомной энергетики в восточной части Балтийского моря представляет собой вопрос не технический и даже не экономический. Перед нами ситуация, развитие которой сможет показать реальные, а не декларативные возможности развития отношений России с государствами Прибалтики и Польской республикой. Речь идет не о конкуренции проектов Балтийской и Висагинской АЭС, решается более масштабный вопрос о перспективах российско-балтийских отношений. Для этого сложилась, например, следующая предпосылка:

Относительно медленный диалог между странами Прибалтики (а также на определенных этапах и Польшей) проходил в течение шести с половиной лет. Основные вопросы так и не были решены. С высокой долей уверенности можно отметить, что все конкуренты Балтийской АЭС отстают на 3-4 года по срокам реализации проектов. Проект Висагинской АЭС предусматривает строительство энергоблока на базе реактора ABWR мощностью свыше 1300 МВт конструкции «GE-Hitachi» с вводом в строй в 2022 году. Это исключает рентабельность их реализации, и так достаточно сомнительную. Вопрос затрат, а точнее их окупаемости, является одним из наиболее важных, объясняющих происходящие вокруг строительства Висагинской АЭС события. В середине мая 2012 предыдущее правительство Литвы одобрило концессионное соглашение, которое предусматривало, что стратегическому инвестору - японской компании Hitachi, должно будет принадлежать 20 %, Литве – 38 %, Эстонии – 22 %, Латвии – 20 % акций новой атомной станции. Точная стоимость проекта неизвестна, однако в литовской прессе упоминается цифра 5 млрд евро как минимальная. Это означает то, что затраты каждого государства колеблются от примерно 1 млрд евро для Эстонии и Латвии до 2 млрд евро для Литвы.

Стоимость участия для стран Прибалтики будет составлять 15-20% расходной части бюджета.

Это переводит проект в разряд ненаучной фантастики безотносительно к России и БАЭС, Беларуси и Островецкой АЭС. Вполне понятно, почему принято решение о НЕ строительстве собственной АЭС в Литве: нет на этот проект ни партнеров, ни денег, ни спонсоров, а главное уверенности в том, что Литве АЭС необходима.

В общем, идея независимости от здравого смысла и экономических реальностей в балтийской версии северокорейской модели.