Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Пятница
24 Марта 2017

Связаны одним рельсом: страны Балтии не могут поделить Rail Baltica

Автор: Сергей Рекеда

Связаны одним рельсом: страны Балтии не могут поделить Rail Baltica

28.01.2014

Один из столпов экономической независимости стран Балтии под угрозой. «Прибалтийские сестры» не могут поделить между собой Rail Baltica – железную дорогу, которая должна «пришить» эти республики стальными нитями к европейскому инфраструктурному пространству.

Балтийская тройка уже несколько месяцев пытается достичь консенсуса по вопросу о том, как дальше реализовывать один из главных инфраструктурных проектов постсоветской независимости – европейскую «узкоколейку» Rail Baltica, призванную встроить Литву, Латвию и Эстонию в паутину европейских путепроводов, обогнув с востока Балтийское море от Скандинавии до Германии. Политический консенсус по поводу необходимости переключить себя с постсоветской железнодорожной системы на западную у трех стран имеется – угроза с Востока, независимо от ее реального существования, всегда содействовала взаимопониманию между Таллином, Ригой и Вильнюсом. В сентябре 2013 г. в Вильнюсе министры Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии и Польши подписали соглашение о наличии общей политической воли для реализации проекта. Однако после этого дело вперед так и не продвинулось. Что же встало на пути инфраструктурной евроинтеграции Прибалтики?

Главная проблема в том, что, помимо этого единства политической воли, у Rail Baltica, по сути, нет ничего определенного, даже точной стоимости проекта. Существует несколько инвестиционных сценариев реализации Rail Baltica, которые отличаются между собой техническими характеристиками (скоростью движения поездов, наличием электрифицированных участков и т.д.), расположением перегрузочных узлов, распределением приоритетов между пассажирскими и грузовыми перевозками. В зависимости от всех этих факторов потребность Rail Baltica в инвестициях колеблется от 979 млн евро до 2369 млн евро. При этом, по оценке экспертов из Pricewaterhouse Coopers, на реализацию проекта может потребоваться и того больше – с учетом участка на территории Польши расходы могут возрасти до 4,3 млн евро.

Естественно, что таких сумм для реализации проекта в бюджетах балтийских республик нет. Зато есть доступ к европейским фондам. Однако и здесь возникает вопрос: сколько готовы выделить еврочиновники на прибалтийский проект?

И на этом этапе возможность подзаработать на финансировании из еврофондов в очередной раз рушит «балтийское единство».

Сентябрьские соглашения открывали дорогу созданию совместного акционерного предприятия для строительства Rail Baltica тремя балтийскими республиками, а Финляндия и Польша оставляла за собой право войти в его состав акционеров позже. Однако трехсторонние встречи премьеров ни в конце прошлого года, ни в январе этого года к созданию совместного предприятия так и не привели. В Литве возникшие причины поспешили объяснить в жанре национальной политической мифологии – кознями Кремля. «Все уже было спланировано, все проекты подготовлены, деньги выделены. И находятся какие-то деятели, возможно, у них есть свои интересы, возможно, они представляют Россию, если пытаются осуществить такую идею», - пояснил литовским СМИ профессор Вильнюсского технического университета им. Гедиминаса Рамунас Пашлайтис.

Получается, г-н Пашлайтис обвинил литовского премьера А.Буткявичюса в том, что тот «представляет Россию». Дело в том, что именно неожиданно возникшие новые требования литовского руководства помешали премьер-министрам прибалтийских стран ударить по рукам относительно Rail Baltica еще в конце 2013 г. Правительство Литвы настаивает на том, чтобы изменить маршрут прокладки скоростной магистрали по территории Литвы через Каунас в пользу Вильнюса. Заинтересованность в этих изменениях, прежде всего, финансовая: 100-километровое железнодорожное соединение между Вильнюсом и Каунасом будет стоить дополнительно около 290 млн евро.

Зачем брать эти деньги из своего пустого кармана, если можно нехитрым политическим шантажом «выбить» их из тех же еврофондов?

В Литве понимают стремление партнеров зарезервировать финансирование проекта до истечения полномочий действующей Еврокомиссии, а потому демонстративно тормозят своими требованиями заключение соглашения о совместном предприятии. Игру официального Вильнюса понимают и соседи по региону. Министр экономики Эстонии Юхан Партс в минуту слабости даже назвал в беседе с журналистами литовских коллег «идиотами». Затем министр, впрочем, извинился за несдержанность, но, вероятно, его первые слова были все же более искренними.

Понятную озабоченность появившиеся вдруг сложности c Rail Baltica вызывают и в Еврокомиссии. Стремление интегрировать Прибалтику в свое инфраструктурное пространство и без того обходится европейцам недешево, а цена этого стремления еще и продолжает расти. За последние годы доля расходов на данный инфраструктурный проект, которую Брюссель согласился взять на себя, увеличилась с 60% до 85%. И это при том, что до сих пор под вопросом находится экономическая целесообразность, а значит окупаемость, данного проекта. Никто из экспертов не берется всерьез прогнозировать, сколько грузов и пассажиров привлечет новая европейская железная дорога в малонаселенной восточной Балтике. К примеру, даже между крупнейшими европейскими столицами Париж-Берлин-Лондон, где проживает в несколько раз больше жителей, аналогичные проекты скоростных железных дорог окупаются примерно за 30 лет.

Другими словами, проект Rail Baltica в итоге может стать безвозвратной субсидией в прибалтийские фобии перед зависимостью от России.

Однако и Еврокомиссия, судя по всему, будет вынуждена пойти на поводу у требований Литвы. Если раньше еврокомиссар по транспорту Сийм Каллас отвергал требования Вильнюса, заявляя, что «мы не можем менять проект, исходя из выборов и изменений в правящих коалициях», то теперь готов сдаться и он. «Включение Вильнюса в проект Rail Baltica вполне возможно. Европейская комиссия попытается найти какое-то решение, но это не должно сказаться на работе над проектом», - заявил неделю назад еврокомиссар.

Ближайшая встреча премьер-министров Литвы, Латвии и Эстонии состоится через неделю, 3 февраля. Вероятно, что в этот раз «вильнюсский вопрос» все же будет решен и аппетиты Литвы удовлетворят. Однако есть ли гарантии, что, играя на политических амбициях Брюсселя и своих соседей, не захочет «подзаработать» на еврофинансировании кто-то еще из участников Rail Baltica?

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Особенно хорошо понимаешь надуманность проблемы «российской пропаганды», когда в очередной раз сталкиваешься с новостью о том, как еще один молодой отморозок с «бандерой головного мозга» оскорбляет или бьет украинских стариков, осмелившихся пойти против красно-черного мейнстрима.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

Угадай пару!

Угадай пару!

Любви все должности покорны!

Игналинская атомная электростанция

Игналинская атомная электростанция

О размахе строительства первой очереди можно судить по следующим цифрам и фактам: построено 50 километров железных и 142 километра автомобильных дорог, уложено 76,5 тысяч тонн арматуры, залито 999 тысяч кубометров монолитного бетона, выполнено 57,5 тысяч кубометров каменной кладки.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо