×
Энергетика и транспорт Энергетика и транспорт

Янукович в Эстонии: контейнеровоз «Зубр» и европейские ценности

Источник изображения: http://valitsus.ee

Президент Украины Виктор Янукович посетил с рабочим визитом Таллин, где встретился с президентом Эстонии Тоомасом Хендриком Ильвесом, премьер-министром Андрусом Ансипом и спикером Рийгикогу Эне Эргма. В повестке украинско-эстонских переговоров очень четко проявился дуализм отношения европейцев к Украине: с одной стороны прагматизм, инвестиции и совместные бизнес проекты, с другой стороны европейские ценности, права человека, демократия и «проблема Тимошенко».

Практическая часть визита Януковича в Эстонию состояла в подписании протокола о сотрудничестве с целью развития транспортного коридора между Балтийским и Черными морями. Как сообщает пресс-служба президента Украины, подписание протокола позволит продолжить развитие транспортного коридора для транзита между Балтийским и Черным морями на базе контейнерных поездов, в частности контейнерного поезда «Зубр». А также позволит расширить круг стран, участвующих в работе существующего маршрута, за счет других заинтересованных сторон, в частности, Турции и скандинавских государств.

Международный контейнерный поезд «Зубр» является совместным проектом государственных железнодорожных компаний Эстонии, Латвии, Белоруссии и Украины по перевозке грузов по маршруту «Таллин-Рига-Минск-Одесса/Ильичевск». Перевозки в составе поезда осуществляются между железнодорожными станциями четырех государств, открытыми для работы с крупнотоннажными контейнерами. Для проекта установлены специальные тарифные условия, обеспечены упрощенные процедуры пограничного и таможенного контроля.

Наряду с поездом комбинированного транспорта «Викинг», курсирующим по маршруту «Одесса/Ильичевск-Минск-Клайпеда», «Зубр» является одним из немногих международных проектов, связывающих Украину с балтийскими и северными странами прагматическими экономическими, а не идеологизированными геополитическими связями.

«Зубр» и «Викинг» соединяют цепь морских контейнерных и контрейлерных линий Балтийского региона с аналогичными системами Чёрного, Средиземного и Каспийского морей. Судя по сообщениям пресс-служб, на переговорах В.Януковича с А.Ансипом обсуждались возможности увеличения осуществляемых «Зубром» грузоперевозок за счет стимулирования товарообмена между скандинавскими странами и стремительно развивающейся экономикой Турции.

По мнению подписавшего протокол о сотрудничестве с украинской стороны министра инфраструктуры Украины Владимира Казака, грузопоток по транспортному коридору между Балтийским и Черным морями в 2014 году увеличится на 60% (благодаря созданию зоны свободной торговли между Украиной и ЕС). Как утверждает г-н Казак: «Из-за проблем у украинских производителей вагонов и окончания контракта на поставку в Эстонию большой партии украинских вагонов и оборудования, общий объем торговли между Украиной и Эстонией резко сократился: на 56% до 143,7 млн. долларов за первое полугодие 2013-го».

В повестке визита Януковича в Эстонию очень четко проявился дуализм отношения европейцев к Украине: с одной стороны прагматизм, инвестиции и совместные бизнес проекты, с другой стороны европейские ценности, права человека, Тимошенко и т.п.

Примечательная деталь: на разговор с премьером Ансипом о «Зубре» Янукович опоздал почти на час; дольше положенного по протоколу затянулся разговор с президентом Эстонии Тоомасом Хендриком Ильвесом. Беседа с Ильвесом касалась преимущественно политических, точнее геополитических и идеологических тем, и включала все традиционные для этого дискурса европейско-украинских отношений вопросы: Вильнюсский саммит, цивилизационный выбор, ценности Евросоюза и европейские реформы в Украине».

«Хочу подтвердить то, что и так очевидно: история и культура Украины — часть Европы, и сама Украина — часть Европы», - сказал Тоомас Хендрик Ильвес, вслед за многими другими прибалтийскими политиками выступивший от имени Евросоюза и заявивший, что «Мы ждем от Украины подтверждения тех ценностей, на которые опирается Европейский Союз».

Каким образом согласуются между собой прагматический и идеологический подходы Европейского союза к странам Восточного партнерства? Анализ украинско-эстонских отношений дает основания сделать вывод, что здесь нет противоречий и даже двойственности подходов: в широком смысле слова это один прагматический подход.

Балтийские инвесторы регулярно сталкивались с тем, что называется неблагоприятной инвестиционной средой в постсоветских странах, в том числе и на Украине. Например, один из самых богатых людей Эстонии, председатель правления компании Olympic Entertainment Group, владелец сети казино Olympic Армин Кару поставил своей целью построить индустрию развлечений в постсоветских странах так, как она устроена в США. Мега проект Армина Кару сорвался в ключевой для его реализации стране – Украине. После того, как в мае 2009 года в днепропетровском игровом зале заживо сгорели 9 человек, премьер-министр Юлия Тимошенко приложила максимум усилий, чтобы повысить на этой истории свой рейтинг в виду приближавшихся президентских выборов. Особым правительственным указом на территории Украины были закрыты все игорные заведения, некоторые казино закрывались демонстративно-показательным способом: их захватывал ОМОН под телекамеры.

Среди прочих «под раздачу» попали и казино Olympic Entertainment Group, только в Киеве имевшей 24 игровых зала.

«Западные компании, рассчитывающие на увеличение своего экспорта в Украину, в данный момент находятся под достаточно сильным административным влиянием украинского руководства и близких к нему олигархических групп. Поэтому усиление зависимости Украины перед Западом, перед Европейским союзом для них выгодно – они рассчитывают на то, что смогут улучшить свое положение», - считает ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Сергей Толстов, назвавший европейский бизнес главной группой влияния в Европейском союзе, заинтересованной в ассоциации Украины с ЕС.

Политические и административные реформы, реальная демократия и конкретно освобождение Тимошенко нужны Евросоюзу как гарантии безопасности инвестиций своего бизнеса в огромный украинский рынок, который открывает для них создание зоны свободной торговли.

Этим, кстати, можно объяснить и то, почему «новая Европа» далеко не столь принципиальна в вопросах отношений с режимом Януковича, как «старая». Осваивать украинский рынок сбыта предстоит преимущественно германскому, а не эстонскому или литовскому бизнесу. Из-за этой слабости прибалтийских экономик на общеевропейском фоне, для них в вопросе Украины первична геополитика, а проблема Тимошенко – лишь досадная проблема на пути к Вильнюсскому саммиту, на которую можно было бы «махнуть рукой», если бы не принципиальность «старых» европейцев.

Правительство же ФРГ не отягощено фобиями, связанными с Россией, поэтому геополитика в деле ассоциации Украины для канцлера Ангелы Меркель – дело десятое. Другое дело освобождение Тимошенко, независимый суд и прокуратура – это все совершенно прагматические вопросы безопасности будущих инвестиций в Украину. В этих вещах «старые» европейцы обязаны быть принципиальными.

Возможно, в результате этой принципиальности Армину Кару и другим и эстонским и вообще прибалтийским инвесторам тоже станет проще и безопаснее инвестировать в Украину?

Впрочем, судя по дипломатии стран Балтии, их стратегия в отношении Украины зеркальна немецкой: страх перед Россией и акцент на геополитику как его следствие, а защита своего бизнеса – дело десятое.