×
История История

Латвия проиграла маленькую победоносную войну с «попсой»

Источник изображения: starandstar.ru

Латвийское государство за эту неделю проиграло информационную войну российскому шоу-бизнесу уже самим фактом того, что затеяло склоку с «попсой». Запрет на въезд в Латвию эстрадных исполнителей не поняли и осудили даже в среде оппозиционных российских либералов, не говоря уже о большинстве латвийцев. Правящее «Единство» и его глава МИД Ринкевич своей предвыборной акцией нанесли репутационный удар собственной стране, от имени государства ввязавшись в конфликт с поп-музыкантами.

У Латвии, видно, судьба такая: ассоциироваться за рубежом с песнями и плясками. У неё и революция в перестроечные годы была не какая-нибудь, а поющая: три года пели хором и плясали, пока Советский Союз не развалился. И главный праздник у латышей – праздник песни и танца. Даже в государственном гимне Латвии у Господа Бога просят не мирного неба, рабочих мест или, скажем, колбасы. Просят позволить латышам петь и танцевать.

«Боже, благослови Латвию, наше дорогое отечество, да благослови Латвию, ах, благослови её! Где цветут дочери Латвии, где поют сыновья Латвии, позволь нам там в счастье танцевать, в нашей Латвии!» Вот какая это музыкальная страна, и народ какой артистичный – другим на зависть!

Так что неудивительно, что на просторах бывшего Союза Латвия до сих пор ассоциируется с песнями и музицированием. В нынешнем-то, Европейском, союзе Латвия больше ассоциируется с сезонными работами, на которых теперь поют сыновья Латвии, и английскими пабами, в которых с подносами в руках цветут её дочери. Но к востоку от границы Латвия – это всё еще «маэстро» Раймонд Паулс, латышская дива Лайма Вайкуле, кавээнщик и телеведущий Валдис Пельш, рижский джаз и музыкальный фестиваль в Юрмале.

Вот и теперь Латвия напомнила о своём существовании остальным постсоветским республикам и даже некоторым бывшим странам социалистического блока именно в музыкальной сфере, не пустив на «Новую волну» Иосифа Кобзона, Олега Газманова и певицу Валерию.

Накануне открытия музыкального фестиваля министр иностранных дел Эдгар Ринкевич написал в своём «твиттере»: «Я принял решение запретить российским империалистам и апологетам агрессии являться в Латвии на светских мероприятиях, список последует». Затем источники агентства «LETA» рассказали, что в «личном» санкционном списке Ринкевича будет «целых» три, а может - даже четыре империалиста и апологета. Интригу насчёт того, кого именно Ринкевич счёл империалистом и апологетом, министр-затейник держал до последнего. Наконец, буквально за день до открытия «Новой волны», «список Ринкевича» был оглашён. Невъездными в Латвию были объявлены следующие «империалисты и апологеты агрессии»: народный артист СССР Иосиф Кобзон, народный артист России Олег Газманов и народная артистка России Алла Перфилова, поющая под псевдонимом Валерия. Эти трое весной этого года подписали обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В.В.Путина на Украине и в Крыму. А империалистке и шовинистке Валерии можно припомнить ещё и империалистическую и шовинистическую песню «Рига – Москва», в которой явственно слышится призыв к геополитической переориентации Латвии, отказу от евроатлантической солидарности и союзу с «путинской Россией». Так что теперь по Валерии «балтийский берег будет скучать, чайки будут ждать».

Сенсационную новость из Риги мигом растиражировало большинство СМИ бывшего СССР - чаще в разделах «новости шоу-бизнеса» и «курьёзы», но многие поставили инициативу латвийского МИД в список главных новостей дня. Очень решение Ринкевича приглянулось украинским медиа: санкциям против «пропутинских звёзд» зачастую уделялось больше времени, чем жертвам среди мирного населения в Донецкой и Луганской областях. С энтузиазмом к латвийской задумке отнеслись южные соседи – литовцы: президент страны даже решила взять латышский опыт на вооружение и тоже ввести санкции против «империалистов и апологетов». «Этим занимается Министерство иностранных дел. Я думаю, что в ближайшее время мы узнаем о содержании таких санкций, и кого они коснутся», - заявила Даля Грибаускайте. В самой Латвии руководство страны отказалось от возможности объявить поступок Ринкевича личной инициативой министра: глава правительства Лаймдота Страуюма выразила поддержку действиям главы МИД.

И тем самым окончательно доказала общественности, что «чёрный список» Ринкевича – это не частная инициатива министра, а часть общей политики правящей в Латвии партии «Единство», которая за два с небольшим месяца до выборов задумала устроить маленькую информационную войну с шоу-бизнесом. Похоже, в «Единстве» решили использовать законы этого самого шоу-бизнеса, согласно которым лучший пиар – скандал.

Правда, политика и международные отношения – это не шоу-бизнес, в них действуют иные законы. Например, закон о равенстве сторон, по которому, например, президент одной страны не должен вести переговоры на высшем уровне с замминистра иностранных дел другой. Он должен вести переговоры с президентом или, если речь о парламентской республике, с премьер-министром. Также и государство не может быть стороной конфликта, в котором другая сторона – это не страна, а трое исполнителей популярной музыки. Но именно такой конфуз с Латвией и произошёл: её правящая элита спровоцировала конфликт не с Россией, а с российской «попсой», ещё с советских времён облюбовавшей Юрмалу. Получилось несерьёзно и как-то даже непристойно: всё равно как если бы национальные Вооружённые силы привели в боевое положение и послали на войну с гей-парадом.

Эффект «выстрела из пушки по воробьям» обернулся для Латвии только репутационными потерями: страна, двадцать с лишним лет доказывавшая, что она является настоящим состоявшимся государством, предстала героиней «жёлтой прессы» наравне с теми, кому она запретила въезд. Также у Латвии в очередной раз возникли проблемы со статусом «настоящей европейской страны»: ведь она в очередной раз применила репрессивные меры за альтернативное мнение и другую точку зрения.

В результате история с Валерией, Кобзоном и Газмановым возмутила даже вечно оппозиционную российскую либеральную общественность, которая, казалось бы, должна была рукоплескать затее министра иностранных дел Латвии.

«Когда свихнувшиеся на почве православия граждане требуют не допустить в страну Мэрилина Мэнсона, мы же крутим пальцами у виска. Когда чудак-человек Милонов требует запретить гастроли «Океана Эльзы», мы же искренне рекомендуем ему подлечить нервы и побороть свои фобии. Так почему бы нам не посоветовать министру иностранных дел солнечной Латвии тоже принять успокоительного? - рассуждает на тему двойных стандартов обозреватель оппозиционного «Эха Москвы» Антон Орехъ. - Если вы наказываете людей за их высказывания, значит вы наказываете их за убеждения, преследуете за мысли, которые отличаются от ваших». «ИгорьЯкльч только что сказал, что был уверен, будто искусство не имеет границ, но министр иностранных дел Латвии доказал обратное. Зал хлопал и свистел», - написала известная светская хроникёрша и радикальная оппозиционерка Божена Рынска из юрмальского зала «Дзинтари».

Но и среди известных латышей «казус Ринкевича» вызвал недоумение. «Я за то, чтобы музыкантов и спортсменов в политику не включали. Для меня это решение стало неожиданностью. Каждый имеет право на своё мнение, в этом и состоит демократия. Если она нам не нравится – то это тоже отдельное мнение. Я за то, чтобы всё было спокойно, чтобы бизнес процветал. Впутывать музыкантов во всё это я бы не стала», - заявила знаменитая на всём постсоветском пространстве певица Лайма Вайкуле. «Прервать проведение фестиваля довольно легко, но что предложить взамен? Как наполнить эти залы? Латвии как-то надо зарабатывать деньги, а туризм — это сфера, которая приносит много денег», - заявил великий латышский композитор Раймонд Паулс. Теперь этих двоих, надо полагать, должны будут лишить латвийского гражданства и выдворить из страны.

Юрмалу в роли места проведения «Новой волны» уже предлагают заменить собой Эстония, а также российские Калининградская область и Краснодарский край. В случае успеха этой инициативы латвийский бюджет лишится 35 миллионов долларов, которые он получает от музыкального фестиваля ежегодно.

Получается, что партия «Единство» и её министр своим дешёвым предвыборным пиаром поставили под удар собственную страну не только в репутационном, но и в материальном плане. При всех разговорах об ужасной «российской агрессии», латышская правящая элита все последние годы воевала с памятниками, историками, общественниками – теперь вот решила повоевать с поп-певцами. И эти певцы вышли из схватки с Латвийской Республикой моральными победителями, что зафиксировали не только в Латвии, но и за её пределами.        

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!