Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Понедельник
05 Декабря 2016

Играют на каннеле и выбирают короля: сету в России и Эстонии

Автор: Александр Шамшиев

Играют на каннеле и выбирают короля: сету в России и Эстонии

26.02.2016  // Фото: greenlamp.spb.ru

Их язык близок к эстонцам, но культура и вера - к русским. О том, кто такие сету, народ, живущий на приграничье двух государств, порталу RuBaltic.Ru рассказала руководитель филиала Финно-угорского культурного центра РФ в Сыктывкаре Татьяна БАРАХОВА:

- Татьяна Тихоновна, какова численность сету и где они проживают?

- Сету - малочисленный финно-угорский народ. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года 214 человек признали себя сету. Они проживают в основном на территории Псковской области, на приграничных районах с Эстонией и в Красноярском крае. Обычно проживают кучно - например, в деревне Хайдак Партизанского района Красноярского края. В Псковской области сету компактно проживают в Печорском районе. Численность сету в Эстонии везде дается по-разному – от 8 до 10 тысяч человек. В Эстонии они компактно населяют уезды Вырумаа и Пылвамаа. Согласно некоторым источникам, отдельные представители сету также живут в средней Азии.

- Сету мигрировали на эти места или там их прародина?

- Исторически сету то переезжали в Эстонию, то возвращались в Россию. После Тартуского мирного договора между Эстонией и РСФСР в 1920 году весь Печорский край отошел к Эстонии, став уездом. В 1944 году была создана Псковская область, большая часть Печорского уезда вернулась в Россию. Таким образом сету подвергались влиянию как эстонской, так и русской культуры, сохранив при этом свою самобытность.

- Они считают себя отдельным народом или частью эстонского народа, одной семьей с финно-уграми?

- Сету считают себя народом, входящим в состав семьи российских народов. Они изначально тяготели к русской православной культуре, поэтому в XV веке приняли православие. Несмотря на то, что волею судьбы сету оказались на территории двух государств, русская православная культура им всегда была ближе, чем эстонская лютеранская. Они очень четко отличают себя от эстонцев. Не только на основе религии, но и истории.

Меры государственной поддержки создали дополнительное понимание того, что сету являются одним из народов России.

- Язык сету сильно отличается от эстонского?

- Язык сету относится к прибалтийско-финской части финно-угорской языковой группы уральской языковой семьи. Это отдельный язык, основой которого является один из диалектов эстонского. Поскольку сету проживают на юге Эстонии, диалект называется южным или вырусским. В Эстонии, где главенствующим считается собственный литературный язык, этот диалект на бытовом уровне практически исчез из употребления. Но сету его сохранили и активно используют, поэтому его и называют также иногда «сетусским языком».

- Письменность на латинице или кириллице?

- Язык сету не имеет письменности. Он сохраняется в объектах музыкального творчества и в фольклоре. В силу малой распространенности он, как один из языков малочисленных народов, включен в Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения, который ведет ЮНЕСКО.

- Если сету перешли в православие, то что представляли собой их традиционные верования?

- Несмотря на то, что сету приняли православие и жили в ареале мощного религиозного центра - Псково-Печерского монастыря, в их культуре до сих пор присутствуют языческие элементы. У сету есть поверья о водяных, леших, русалках. На всех фестивалях в программы ознакомления с сетусской культурой традиционно входит посещение священных камней, часовен, различных священных источников. У сету сохранились обряды, связанные с культом плодородия, и другие языческие ритуалы.

- В чем еще проявляется энтокультурная самобытность сету?

- Прежде всего, у сету богатая музыкальная традиция эпических песен с характерным акапельным хоровым пением. Песнопения исполняются под народный струнный инструмент - каннель. Он напоминает карельский инструмент кантеле, похожий инструмент есть у эстонцев и других финно-угорских народов. У сету развиты национальные, довольно своеобразные танцы. Национальный костюм содержит русское влияние, но в некоторых чертах тоже сохранил свою первозданность. Отличительный элемент - фибула, нагрудная чаша из серебра, фактически большая брошь, окруженная цепочками. Женщин сету можно легко узнать по такой броши.

- Какие празднества они чтят?

- Самый главный праздник сету - Кирмаш. Он уже восемь раз проводился в рамках фестивалей в Псковской области.

На торжества приезжают сету из Эстонии и Красноярска. Праздник ежегодно отмечается в конце августа, начинается он с Успения Богородицы в Псково-Печерском монастыре.

А в начале августа проходит День королевства сету - фольклорный праздник, где выбирается король сету на предстоящий год. Король сету - еще один символ дохристианской языческой культуры, он тесно связан с благородными героями народных эпосов, будучи покровителем плодородия, животноводства и земледелия.

- Удалось ли им сохранить свои промыслы и ремесла?

- По большей части - да. Сету издавна варили сыры по древним рецептам. У них в ходу блюда финно-угорской кухни, такие как супы из перловой крупы и различные похлебки. В деревнях сету хорошо развито гончарное дело, изготовление сосудов и декоративных фигурок.

- Как изменилась жизнь сету после включения их в Реестр коренных малочисленных народов России в 2010 году?

- Нахождение в реестре предполагает законодательные преференции и теснее включает сету в сферу культурной политики. В 2010 году, сразу после попадания в реестр, была сформирована очень содержательная Государственная программа поддержки народа сету в Псковской области. Она позволила проводить не только традиционные фестивали, но и реализовывать различные формы социальной поддержки.

Были изменены форматы изучения языка сету, построения объектов и медицинского обслуживания. Заработал этнокультурный лагерь сету, который активно посещают школьники.

После завершения программы в 2013 году стартовала новая программа при губернаторе Псковской области по поддержке культурного и языкового наследия сету. Она рассчитана действовать до 2020 года.

- Как строится взаимодействие с сету из Эстонии?

- Сету часто переезжали и возвращались назад, семья разделялись, происходили межэтнические браки. История сету включает в себя множество семейных историй. Есть даже соответствующий фестиваль «Семейные традиции». Представители одной семьи часто живут на территории и Эстонии, и России. Ежегодные фестивали их объединяют. В них уже участвуют 300 коллективов по 30 человек.

- Как россияне воспринимают сету на бытовом уровне?

- Не было абсолютно никаких конфликтов. Разве что в начале XX века к ним порой относились с недоверием, потому что сету приняли православие в форме обрядов, но были незнакомы с Библией и местами сохраняли языческие черты. Русские в те времена не очень понимали такого отношения к православию, поэтому считали их полуверцами. Это единственный неоднозначный сюжет из истории совместного проживания. В остальном сету с русскими жили исключительно мирно, что и продолжают делать по сей день.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Пишите письма

Пишите письма

Звон дипломатических сабель, хруст переломленных копий... Резолюция в ответ на резолюцию, против демарша — демарш. За всем этим тихо, полушепотом — новости мелкокалибербные вроде бы, малозначительные. Но очень симптоматичные. На них стоит иногда обращать внимание.

Чей туфля?

Чей туфля?

Угадайте политика по обуви!

Бронзовый солдат: памятник воинам-освободителям Таллина

Бронзовый солдат: памятник воинам-освободителям Таллина

Авторами монумента освободителям столицы Эстонии, известного ныне как «Бронзовый солдат», стали архитектор Арнольд Алас и скульптор Энн Роос.