×
История История

Круминьш: «Не ездить в Россию из-за политики? Это глупая самоизоляция»

Источник изображения: ru.focus.lv

В Москве, в помещениях «Гоголь-Центра», с 1 по 7 апреля проходит выставка работ латвийского политика и фотохудожника Яниса Круминьша «Моя Латвия». В данном фотопроекте представлены лучшие работы автора, посвященные его любимым городам Риге и Юрмале – начиная с 70-х годов XX века и до настоящего времени. Портал RuBaltic.Ru встретился с г-ном Круминьшем и поговорил о старой и новой Латвии, человеческих отношениях и страусах:

- Г-н Круминьш, в Вашей выставке «Моя Латвия» собраны работы, сделанные еще с 70-х годов XX в. Какой Вам запомнилась в повседневной жизни советская Латвия?

- От 1970-х годов там есть только одна фотография, на ней изображен Раймонд Паулс. Помню, я вместе со своими друзьями тогда загнал его в море. Я тогда работал в отделении ТАСС в Латвии, Латинформ, и считался фотокорреспондентом ТАСС с 1980 по 1987 гг. И вот, в начале 80-х гг. мы загнали его в море, привезли рояль и сфотографировали. Он потом меня ругал, потому что море было холодным, и он в итоге простудился.

Что касается советской Латвии, я её очень хорошо помню. Было много плохого, я был диссидентом, хоть и учился в высшей партийной школе. Как философу и художнику мне противна любая власть, я признаю только власть красоты, искусства и женщин. Поэтому я ненавидел советскую власть, но при этом тогда мы все умели дружить. Мы были «замкнуты», меня никуда не выпускали, даже в Болгарию, и, возможно, поэтому люди умели дружить друг с другом. А сейчас мы видим господство потребительского культа во всем мире.

- Какова для Вас современная Латвия? Что удалось и не удалось добиться за последние 20 лет?

- Об этом я сделал уникальный проект: один день из жизни Латвии. В 1987 г. мы пригласили лучших фотографов Советского Союза и даже из других стран – ФРГ и Финляндии. В течение 24 часов более сотни фотографов делали снимки Латвии по заданным мной темам. У каждого было 5-6 обязательных тем, и нужно было сделать по ним фоторепортаж. Мы получили около 200 тысяч снимков, но поскольку тогда не было полиграфии, а ЦК КПСС не дало денег, мы положили эти негативы в Рижский музей истории. Как оказалось потом, мы оставили их там на 20 лет. В 2007 г. я снова организовал «Один день Латвии», и в этот раз участие в проекте приняло 150 лучших фотографов со всего мира. Кроме того, более 5 тыс. людей в этот день также прислали нам свои фотографии. Всего мы получили порядка 530 тыс. фотографий. 

После этого по итогам проекта была издана книга, пожалуй, самая тяжёлая в Латвии. Если Вы посмотрите на эти фотографии, то всё поймёте сами. Мы снимали тех же людей, девочку, которая родилась в 1987 г., и это была настоящая рентгенограмма общества и страны в целом.

Многое поменялось, во многом к лучшему, но есть вещи, которые сейчас хуже, чем в 1987 г. У нас нет нормальной промышленности, сельского хозяйства. Но самое главное – это человеческие отношения.

- Как Вы думаете, почему важно увидеть Вашу выставку российскому зрителю?

- Может быть, ему и не нужно видеть, но, если честно, я думаю, что всё-таки нужно. Я согласен с Сентом-Экзюпери в том, что единственная ценность – это человеческие отношения. Мы соседи и мы должны знать друг друга глубже и лучше, чем сейчас. У меня лично есть много друзей и в России, и по всему постсоветскому пространству. А ещё нужно посмотреть выставку хотя бы потому, что Латвия – очень красивая страна.

- Вы говорите о человеческих отношениях. А как Вы оцениваете контакты между нашими странами на общественном уровне? Не кажется ли Вам, что диалог на этом уровне гораздо конструктивнее и позитивнее, нежели политические отношения?

- Конечно. Но культурный и общечеловеческий диалог не изменился, он всегда был нормальным. А политикам просто выгодно играть на противостоянии, поскольку этой псевдопроблемой они могут заменить свою серость и неспособность решить проблемы страны. Как я сказал, я ненавижу любую власть, потому что это противно, но при этом самое страшное, на мой взгляд, – это единогласие. Это вызывает самую большую тревогу.

В человеческих отношениях ничего не изменилось, к русским в Латвии, по крайней мере. В других европейских странах, к сожалению, позиция уже меняется. Как мне рассказали, в одном из гольф-клубов Испании русских уже не обслуживают. В Латвии такого нет.

Поэтому я не одобряю Алвиса Херманиса (художественный руководитель Нового рижского театра – прим. RuBaltic.Ru) и Гуну Зариню, которые не приехали в Россию. Так никто теперь и не узнает, что это прекрасная актриса.

Кто в России знает, кто такая Гуна Зариня? Приезжай и скажи свою точку зрения, как это сделал директор Национального театра Латвии Ояр Рубенис. Но зачем подводить своих друзей? Мы должны искать контакты друг с другом, поскольку мы, к сожалению, уже долгое время находимся в напряженной ситуации.

- Бурные украинские события сейчас, дейсвительно вовлекают в политику даже деятелей культуры и искусства. Причем это касается не только Латвии…

- Я это не одобряю. Если бы это было корпоративное мероприятие в Кремле или выступление на съезде, я бы тоже не приехал. Но если это выставка, то приезжай, показывай и пытайся найти общие ниточки, начинай «влезать в другой джемпер». Не приезжать – это глупо, это самоизоляция и предательство своих друзей, единомышленников и идеалов. Приезжай и спорь, аргументируй свою точку зрения. Поэтому я здесь.

Есть также точка зрения, что политика и культура не могут быть связаны друг другом. Я думаю, что и культура, и спорт в любом случае связаны с политикой, как и всё остальное. 

Но кто мешает тебе выразить свою позицию? Получается этакая «страусовая политика», когда предпочитают спрятать голову в песок. Я думаю, что нужно идти к здравомыслию, поддерживать разумных людей и бороться с потребительским культом.

Людям «доброй воли» необходимо устанавливать контакты, спорить, но уходить в сторону не стоит.

- Вообще насколько важную роль в развитии российско-латвийских политических отношений занимает культурный диалог – гастроли театров, проведение фотовыставок и другие аналогичные мероприятия?

- Это единственное, на чём всё ещё держится. Прежде всего, ты человек, потом ты думаешь о своей национальности, а уже потом ты гражданин какой-либо страны, член партии и так далее.

- Из уст политиков Латвии довольно часто можно услышать призывы бороться с российской «мягкой силой», которая, очевидно, включает в себя и культурную жизнь. Насколько важна для Латвии русская культура?

- Нормальному культурному человеку она, естественно, нужна. Я люблю и русских художников, и русских писателей. Я на них вырос. Поэтому все контакты на культурном, спортивном и общественном уровне крайне необходимы. Но речь, скорее, о том, что серость в обществе – это сейчас проблема не только Латвии или России, она общемировая.

- А насколько сейчас русская культура и телеканалы в Латвии востребована?

- Я думаю, что востребованность в них возросла после этой «геополитической игрушки» в виде Крыма и Украины.

Люди смотрят российские каналы всё больше и больше, и я выступаю за то, чтобы они их смотрели.

- Не может ли борьба с российским культурным влиянием привести в итоге к отказу от культурных связей со своим соседом?

- Я противник запретов российских телеканалов. Я смотрю Соловьёва, телеканал Дождь, BBC, CNN, и уже после этого делаю выводы. И я понимаю радость России от присоединения Крыма, но это очень дорого обойдётся всем. Я думаю, что ограничения ни к чему хорошему не приведут.

Я надеюсь, что к разрыву культурных связей это не приведёт, но, конечно, это возможно. Поэтому мне кажется, что каждый человек, вне зависимости от гражданства или идеологии, должен нести ответственность. Люди должны заниматься политикой, потому что если они этого не делают, то политика занимается ими.   

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!