×
История История

Матрешки повержены! Вперед, на ленточки?

Источник изображения: http://murzim.ru/

Борьба с русской угрозой в Литве вышла на новый уровень. Теперь она приобрела свои четкие символы, лозунги и новые, «украинские», смыслы.

Война с матрешками до полной и безоговорочной капитуляции – это уже национальный спорт литовской элиты на пару с наиболее авторитетными СМИ страны. Ранее одно из главных изданий страны «Летувос Ритас» уже предупреждало сограждан, что коварные русские символы не просто так притаились на полках с литовскими сувенирами – на самом деле это диверсанты мягкой силы, которые утягивают балтийские республики назад, в советскую «пропасть». Для особо непонятливых эти нехитрые тезисы воспроизводятся регулярно. «Гуляющих по улице Пилес туристов привлекают не только изделия из янтаря, дерева, тканые пояса и другие литовские сувениры, но и русские матрешки. Не все торговцы были склонны объяснять, что делают русские матрешки среди литовских сувениров», - не дремлет око самого популярного интернет-издания Литвы DELFI.lt, которое тут же подкрепляет свои наблюдения оценкой эксперта, философа Гинтаутаса Мажейкиса: «Матрешка – это русское народное произведение. Отсутствие критичности в их отношении может привести к отрицательным последствиям».

Параллельно с этим не утихают, например, и дискуссии вокруг внешнего вида Зеленого моста в Вильнюсе, украшенного скульптурами, призванными увековечить доблесть советского оружия, образования и экономики. Конечно же, нашлись охотники стереть этот «плевок» с лица столицы молодого демократического государства, правда, до сих пор не нашлось средств, чтобы реализовать этот патриотический порыв.

И все же эти и многие аналогичные инициативы прежде выглядели, как безуспешные попытки выветрить проявляющийся то там, то здесь незримый «русский дух» из национальной литовской квартирки. Теперь же борьба приобретает все более четкие очертания и острые формы.

В качестве угрозы теперь открыто представляется все, что связано с Россией и русскими от символических матрешек, до самих русских Литвы, объединенных в интернет-сообщества, и которых за их симпатии к России и антиамериканские настроения, по мнению депутата Сейма Мантаса Адоменаса, Департамент Госбезопасности должен взять на карандашик. Черпают свое вдохновение эти борцы идеологического фронта, похоже, в средневековом «Молоте Ведьм, уничтожающем Ведьм, и их ереси, подобно сильнейшему мечу», согласно которому неверие в колдовство являлось ересью, а следовательно «любой кто не верит в установления священного писания является еретиком».

Главным символом литовской ереси в последние недели стали… георгиевские ленточки. «В Литве появляются граждане или жители, которые заражаются или ведутся на российскую идеологию. У всех возникает вопрос, что делать? Сегодня очевидно, что георгиевская лента - один из новых символов российской агрессивной идеологии, надо определиться, что Литва будет с ней делать», - заявляет либерал Ремигиюс Шимашюс. Местные СМИ, поддерживая адоменасов и шимашюсов, старательно ищут источники распространения такой «страшной заразы», а потом словно сенсацию подают новость: оказывается, георгиевские ленточки попадают в Литву при поддержке посольства России! Это уж, конечно, не в какие рамки…

Следом созданная политиками и СМИ атмосфера истерии переходит уже на общественный уровень, и в партизанские бои с символами включаются обычные граждане Литвы. Похоже, полностью убежденные в своей правоте и превосходстве такие бдительные граждане царапают чужие машины, лишь завидев в них георгиевскую ленточку, и разрывают интернет-контакты с людьми, посмевшими разместить у себя этот символ на страничке в соцсети. К слову, крупнейшие СМИ страны поддерживают эти общественные начинания активной информационной подсветкой. Чего только стоит история с неким лектором Паулюсом Ковасом из Каунаса, который у себя в Фейсбуке высказал возмущение в связи с тем, что увидел на такси российский флаг и георгиевскую ленточку. «Водитель курит, я спрашиваю: что это? Он: флажки. Я: снимите. Он: не сниму. Я: не поеду. Звоню диспетчеру и прошу другую машину, говорю: чтобы не было колорадских украшений. Диспетчер коротко: другой машины не будет и кладет трубку», - рассказал в соцсети бдительный литовец, который, очевидно, ожидал от таксиста и его фирмы другой реакции. Какой?

«Я клятвенно отрицаю ту ересь, или, вернее говоря, неверие, которое неверно и лживо утверждает, что на земле не существует ведьм» - заменить в этой цитате из упоминавшегося выше средневекового трактата слово «ведьмы» на «русская угроза», и все встает на свои места.

В средневековье ведьму определяли по зеленым глазам. В нынешней Литве маркеры новые, но технологии прежние: георгиевская ленточка – на костер! Пока на виртуальный. Или мелкое хулиганство. Но это «пока», ведь, по сути, журналисты и политики общими усилиями уже создали цельную картину для того, «чтобы как духовные, так и гражданские судьи располагали готовыми приемами пыток, ведения суда и вынесения приговора». Есть четкие сигналы, по каким внешним признакам отличить «своего» от «чужого», какие каналы смотреть, кому симпатизировать, кого осуждать. А ведь в преддверии 9 мая многие литовцы наверняка захотят повязать себе на одежду символ победы над фашизмом, но рискнут ли стать мгновенно чужими?

Это уже не спорадическая борьба с русскими матрешками, а вполне себе стройная идеологическая система, результатом которой может быть лишь общественный раскол.

Украина вполне доступно демонстрирует, к чему могут привести такие игры в «своих» и «чужих» - победителей в них, как правило, не бывает. Литва не захотела остаться в стороне от Украины на уровне политиков, так зачем же ее хаос заносить еще и в собственное общество? 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!