Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Вторник
06 Декабря 2016

Невероятные приключения советского кинематографа в Прибалтике

Автор: Юлия Баранова

Невероятные приключения советского кинематографа в Прибалтике

05.01.2015  // Фото: Albicoxca

Как часто Вы бродили среди декораций к любимым фильмам, сами того не замечая? А ведь узкие улочки старой Риги окунали в английский смог, черепичные крыши Таллина уводили в сказочную Скандинавию, а барочная архитектура Вильнюса погружала в итальянский колорит. Сегодня, совершив виртуальную экскурсию с героями фильмов, можно узнать много интересного не только о географии съемок, но и о том, что происходило вне света софитов.

Начнем нашу прогулку с самой, пожалуй, известной улицы советского кинематографа — Яуниела (Новая улица) в Риге. Именно здесь профессор Плейшнер, подслеповато щурясь, прочел «Блюменштрассе», а Ватсон нашел свой новый дом по адресу Бейкер-стрит 221-Б.

Cоздатели сериала о знаменитом сыщике грамотно подошли к выбору места для съемок. Улица Яуниела в Риге застраивалась на рубеже XIX-XXвв., и именно в это время окунают нас рассказы Артура Конан Дойля. Достоверности же картине прибавляет то, что архитектурные веяния из Европы в Прибалтику доходили с небольшим опозданием, поэтому и Бейкер-стрит вполне могла бы выглядеть так, как она представлена в сериале.

Сегодня Яуниела для Риги является туристическим брендом, который поддерживается не только рассказами экскурсоводов, но и проведением ежегодного традиционного праздника — дня рождения великого сыщика, на котором все желающие могут оказаться в атмосфере сериала И.Масленникова.

Однако не только Рига способна привлекать туристов рассказами о приключениях Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Одна из частей телесериала была почти полностью отснята в Эстонии. Например, можно увидеть, как Баскервиль и Мортимер прогуливаются по узкой и короткой улочке Хобусепеа в Таллине, а само старинное поместье Баскервилей находится в парке Тяхеторни. Для изображения холмов, которые в Эстонии, ввиду ее географического положения, найти было сложно, дорогу к Баскервиль-холлу решили снимать среди отвалов химического комбината под Таллином. А вот болот в Эстонии более чем достаточно, и знаменитая собака завывала недалеко от посёлка Ристи.

Помимо всемирно известных персонажей Конан Дойля в «декорации» прибалтийских городов были помещены и герои Агаты Кристи. Действие фильма Вадима Дербенева «Тайна «Черных дроздов» (1983г.) переносит нас в Лондон, где роль Гайд-парка взял на себя таллинский парк Кадриорг, а замок Фортескью – неоготическая усадьба Вазалемма. Несмотря на то, что весь фильм был снят в Эстонии, начальная заставка и кадры, уверяющие нас, что это Англия, были сняты в Лондоне любительской камерой. Позже Дербенев экранизировал еще один роман знаменитой писательницы, «Загадка Эндхауза» (1989г.), но на этот раз роль английского городка Сент Лу взял на себя Каунас, а побережье Корнуолла — берег Каунасского водохранилища, которое местные жители ласково называют морем.

Так же ловко, как Каунас превратился в английский городок, сама столица Литвы перевоплотилась в Италию рубежа XVII-XVIIIвв. В экранизации романа братьев Вайнеров «Визит к Минотавру» (1987г.) одна из сюжетных линий повествует о жизни выдающегося скрипичных дел мастера Антонио Страдивари. Почти вся итальянская часть снималась в Вильнюсе: улица Университето, костел Святого Яна, ресторан Рудининкай и т.д.

Здесь же, в сердце старого города — в переулке Пилес, в 1976г. Эмиль Лотяну снимал фрагмент из фильма «Табор уходит в небо», повествующего об истории любви гордой красавицы цыганки Рады и конокрада Лойко Забара.

А в киноленте «Крах инженера Гарина» (1973г.) можно увидеть здание у Веркяйского дворца в Вильнюсе, озеро и дом неподалеку от района Ерузале. Также в литовской столице находилась резиденция доктора Кэмпа из «Человека-невидимки» (1984г.).

Латвия же, и в особенности — ее столица, прославилась фильмами о подвигах разведчиков. Тема «Штирлиц в Риге» стала визитной карточкой многих экскурсоводов. Маршруты, интересующие туристов, охватывают перекресток Мейстару и Конной, между Кошкиным домом и торцом здания Минфина (район, где Штирлиц встречался с Борманом), церквушку на переезде у Тейки (ту самую, где служил пастор Шлаг), первую городскую больницу (госпиталь, где лежала радистка Кэт) и многие иных улочек и зданий.

А вот еще один герой-разведчик, немец Иоганн Вайс, он же Станислав Любшин, не снискал той же популярности у рижан. Съёмки фильма «Щит и меч» начались 23 сентября 1966-го в Риге и продолжались до середины октября. В киноромане мелькала старая церковь Гертруды и можно было услышать такой диалог:

- Как быстро весна наступила. Это похоже на Ригу?
- Как сказать, не очень.
- Рига лучше?
- Рига? Родина все-таки.
- А как Вам жилось в Риге?
- Прекрасно.

Помимо фильмов, повествующих о войне, в Латвии снимались и легкие романтические киноленты, и мюзиклы, и исторические картины. Так, в музыкальной комедии «Нужна солистка» (1984г.) интересны были кадры проезда на мотоцикле по тоннелю сквозь гостиницу «Латвия» (сейчас это отель Radisson), что для простых обывателей было непозволительно. А когда снимался фильм «Узник замка Иф» (1988г.), жители латвийской столицы могли любоваться дилижансом с надписью «Париж-Марсель» в переулке напротив площади Гердера. В картине 1978г. «Старомодная комедия» все действие происходит в Риге (герои посещают Домский собор) и в Юрмале. Там же, в Юрмале, снималась картина «Как царь Петр арапа женил». Кстати, прототип героя поэмы А.С. Пушкина «Арап Петра Великого» А.П. Ганнибал был прадедом великого писателя, и крестили его в православной церкви в Вильнюсе.

В Эстонии проходили съемки любимого всеми фильма «Гардемарины, вперед» (1987г.). Когда бравые защитники Российской империи скачут в Таллин на лошадях под песню «Верный друг, вот седло…», можно увидеть эстонские мельницы и башню.

Дух Франции в Эстонии был воссоздан в музыкальной комедии «Соломенная шляпка» (1974г.), где роль провинциального французского городка сыграл Тарту. В Эстонии снимали и продолжение Мушкетеров. А уже упомянутый замок Фортескью из "Тайны "Чёрных дроздов" в 1992г. перевоплощается в имение графа де Ла Фера (Атоса).

Из воспоминаний Вениамина Смехова о съемках картины: «Город Таллин, пока мы там снимались, удлинился на одну букву: Таллинн. Помню под Таллином старинный хмурый замок — на сутки он стал «Замком Атоса»… Эстонские конноспортивные базы давали лошадей покрепче львовских, но падать с них было больнее. Тренерша отказывалась говорить по-русски, хотя все понимала. Инструкции через переводчика давала сухие и странные. В результате один за другим падали на землю я, мой сын «обоих возрастов» и Арамис. Потом дважды и пребольно грохнулся бывалый Смирнитский. Когда же бешеная лошадь Д'Артаньяна, извиваясь в руках могучего наездника, все же «катапультировала» его на землю,  я уверенно заподозрил «национально-патриотический» заговор. Похоже, что участники киноэкспедиции оптом зачислялись в список врагов эстонского народа».

А вот побыть настоящим Парижем Таллину удалось в фильме «Корона Российской империи или снова Неуловимые» (1971г.). «Эйфелева башня», по парапету которой на руках проходит «русский самоубийца», была установлена в Таллине, а эмигрантский ресторан находился на улице Виру.

Особого места в рассказе требует тема детского кино, снятого в прибалтийских столицах. В этой номинации лидирует Эстония. Уж очень сказочно и по-скандинавски таинственно смотрится Таллин. Герои Астрид Линдгрен и Ганса Христиана Андерсена чувствуют здесь себя как дома. На улицах Таллина можно встретить проказницу Пеппи Длинныйчулок и Кая, несущегося на санях. Здесь же мы видим и знаменитого канатоходца Тибула из сказки «Три толстяка» (1966г.). 

Из любопытных фактов: Алексей Баталов — сам, без дублера ходил по канату, натянутому в Нижнем городе Таллина, а осваивал он эту науку больше года. Основная часть фильма «Приключения желтого чемоданчика» была снята летом 1969 года тоже в Таллине (в самом начале фильма можно увидеть его панораму). А песня про ветер, который крутит флюгера, безусловно, посвящена эстонской столице. Музыкальный фильм «Выше радуги» (1986г.), где мальчик сочиняет знаменитый «Зурбаган», также показывает нам средневековые улочки Таллина.

А во всеми любимой истории детства «Приключения Электроника» (1979г.) можно встретить множество видов литовской столицы (район Лаздинай, старый город, костел Святой Анны), а сцены в музее на самом деле отсняты во дворе Тракайского замка. Вопрос же о том, где снималась финальная сцена на башне с часами, можно назвать настоящим спором двух столиц: Вильнюса и Таллина. Так, литовцы увидели купол часов на площади Гедиминаса. Но гиды по Старому городу Таллина, указывая на купол башни на Ратушной площади, с гордостью анонсируют, что финальная сцена фильма снималась именно здесь. Обращаясь к энциклопедии, получаем информацию, что эпизоды внутри башни с часами снимались на Одесской киностудии, а прибалтийские башни просто послужили для нее прототипом.

А вот еще одна история, связанная с фильмом, взятая из воспоминаний очевидцев: «Так уж получилось, что, благодаря неизвестному работнику регистрационного отдела ГАИ, один из нескольких переделанных нашей «мото-шайкой» шлемов был продан Одесской киностудии на съемки фильма "Приключения Электроника". Во время премьеры фильма мы сразу заметили, что одесские кинематографисты вместо звезд (которые были в оригинале на том шлеме и, наверное, выглядели слишком по-американски) намалевали круги, правда сохранив все остальные атрибуты. Ури, герой Н. Караченцова, швырял его так, что было больно глядеть».

Сегодня в странах Прибалтики активно используется «кинематографическая слава» прошлых лет для привлечения туристов, гидами даже разрабатываются специальные маршруты, способные окунуть Вас в мир любимых фильмов.

В настоящее время не создаются киноленты, просмотр которых мог бы дать сравнимый эффект. Отчасти остановка производства фильмов в Прибалтийских государствах связана со сложным периодом финансирования в первые годы независимости. Сразу после распада СССР дела были плохи, вся кинематографическая инфраструктура разрушилась, производство остановилось. 

Вот что по этому поводу говорит латвийский режиссер Ильзе Гаилите Холмберг: «В советские времена Латвия была одной из лидирующих республик в кинопроизводстве: на нашей территории находились крупнейшие киностудии, которые производили от 10 до 12 полнометражных фильмов в год. В 1990-х, когда финансирование резко сократилось, Рижская киностудия находилась в плачевном состоянии. Настал мертвый период для кинематографа: было снято от силы несколько фильмов. Примерно в 2002 году началось восстановление». Действительно, в Латвии наряду с государственной поддержкой кинематографии — Национальный киноцентр Латвии (80% от всего финансирования отрасли) и государственный некоммерческий Фонд Культурного Капитала — существует, например, Рижский фонд фильмов, целью которого является привлечение в страну кинематографов из других государств и софинансирование картин. По мнению экспертов, одновременно с развитием кинематографии это привлечет туристов в регион, ведь одним из условий является то, что 20% действия фильма должно происходить в Риге и еще 10% на — территории Латвии. Кроме того, как говорит Ильзе Холмберг, при таком софинансировании есть возможность вернуть часть затраченных денег «… не миллионы, конечно, но если вы снимаете в Латвии и оправдываете свои затраты, то процентов до пятидесяти можно вернуть».

В Литве же киноиндустрию долгое время поддерживало только государство: Министерство культуры и Фонд поддержки культуры и спорта (70% и 30% бюджета соответственно). Это вызывало негодование у творческой элиты страны, и в 2010 г. была основана литовская киноакадемия. Аудрюс Стонис, учредитель киноакадемии, заявил, что «Творческие вопросы, вопросы популяризации кино, кинонаследия и дистрибуции должны решать не государственные органы, а те активные люди, которые работают в киноиндустрии в Литве и за рубежом».

Если же вернуться к вопросу софинансирования и создания привлекательного туристического образа Литвы, уместными кажутся слова председателя независимой продюссерской ассоциации Литвы Разы Мискините: «Нужно сделать процесс съемок в Литве более доступным для зарубежных продюсеров, это принесет деньги в страну, появятся рабочие места, плюс — это прекрасная реклама, приманка для туристов. Привлечение зарубежных инвесторов плюс увеличение локального бюджета — сегодня основные направления в нашей деятельности». Успешными проектами можно считать работы британских кинокомпаний. В 2006г. вышел фильм «11-ое сентября», съемки которого проходили в Вильнюсе. Здесь же был снят телевизионный сериал «Елизавета I», для которого во Дворце спорта на основании оригинальных планов были восстановлены комнаты дворца Винтерхолл и воссозданы декорации экстерьеров: поле для турниров, королевский сад и целая лондонская улица.

В Эстонии дела в киноиндустрии обстоят немного лучше, само финансирование отрасли значительно выше, чем у соседей. Как и в Латвии, деньги на съемки фильмов выделяются не только из бюджета государства, но и от киноцентра. Представитель эстонского кинофонда Ида Коппел описывает ситуацию следующим образом: «Ежегодное финансирование — около 5 млн. евро/…/, все кинопроизводство сконцентрировано в Таллине. В развитии бизнес-составляющей помогают совместные проекты с другими странами: с Финляндией, Германией, Россией». Для сравнения, в Латвии годовая государственная поддержка киноотрасли в 2011г составила 1 858 305 евро, в Литве – 2 108 652 евро, что не сравнить с более, чем 5 млн. поддержки — в Эстонии.

Ввиду недостатка финансирования основой выпускаемой кинопродукцией являются документальные и анимационные картины. Тем не менее, в год удается запустить в прокат от 2 до 9 полнометражных художественных фильмов. Сегодня результаты работы прибалтийских кинематографов можно увидеть, посмотрев программки европейских кинофестивалей. Некоторые картины появляются и в российском прокате. Сами же представители киноиндустрии в один голос говорят о необходимости популяризации своих государств посредствам кинематографа, их попытки привлечь зарубежные киностудии только подтверждают этот факт. Но рекорд популярности старых советских картин, по следам которых мы так любим путешествовать в Прибалтике, на сегодняшний день еще не побит.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Пишите письма

Пишите письма

Звон дипломатических сабель, хруст переломленных копий... Резолюция в ответ на резолюцию, против демарша — демарш. За всем этим тихо, полушепотом — новости мелкокалибербные вроде бы, малозначительные. Но очень симптоматичные. На них стоит иногда обращать внимание.

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Страны Балтии и Россия: общее прошлое

Страны Балтии и Россия: общее прошлое

История взаимоотношений народов Литвы, Латвии и Эстонии с Россией начиналась не в 1945 и даже не в 1940 году. Она имеет куда более глубокие корни, исчисляемые столетиями.