×
История История

The roof is on fire: Латвийское общество сквозь пожар в Рижском замке

Источник изображения: chern-molnija.livejournal.com

В ночь на 21 июня в Рижском замке, где располагается рабочая резиденция президента Латвии, произошло возгорание. Это событие вызвало бурную волну в сети и среди русских, и среди латышей: комментарии на ведущих информационных порталах страны вмиг перевалили за тысячный порог, блогосфера, социальные сети были охвачены этой темой. Глядя на реакцию, мы видим лицо современного латвийского общества, и на этом лице – смешанные чувства. Рассматриваемый материал – настоящий фольклор, коллективное народное творчество, во всей палитре ментальных особенностей, иллюстрирующий восприятие действительности, отношение к городу, правящей власти, друг к другу и базовым ценностям.

«Рижский замок горит, европейский кредит гасится»: народные версии причин пожара

Самые животрепещущие дискуссии вызвал извечный вопрос «кто виноват». Все предлагаемые причины сводятся к умышленному поджогу с двумя версиями: «правительственные махинации» и «строительные игры». Помимо абстрактных обвинений в «распиле» и «отмывании», с особым сомнением обсуждался факт недавно стартовавшей реконструкции замка и сопутствовавшего этому страхования здания. Среди прочих предположений - «воровство скрыли», «деньги списывают», «улики уничтожают» и т.д.

Часто всплывающий образ Рейхстага («напоминает поджег Рейхстага», «водрузить флаг над Рейхстагом» и т.п.) отсылает к одноименному историческому сюжету: преступление, совершенное правящей властью, с целью предъявить обвинения в адрес оппонентов.

Некоторые связали возгорание с двумя другими событиями уходящего дня: с утверждением Рижской думы («месть проигравших») и запретом советской символики («борьба с Советским Домом Пионеров» - в советское время в Рижском замке располагался Дом пионеров; «кара» за запрет советской символики). Не без иронии говорят о «руке Москвы» и что «ушаков и путин виноваты».

К вопросу о причинах пожара рижане подошли не только с юмором, но и с фантазией: «Месть Затлерса. От бессонницы его ничего не спасало, сейчас уверен будет видеть цветные сны», «домбровскис покурил косяк и забыл потушить. Наверное валяется и заливается со смеху», «сам пожар - выход отрицательной энергии», «От безнадёги горит!» и др.

«И дым отечества…»: праздничный фольклор вокруг пожара

Открытым пламенем полыхает прекрасный Рижский замок, со всей его историей, с запасниками двух музеев; пожару присвоена высшая степень опасности. Но голос тех, кто в сети выражает по этому поводу сожаление и беспокойство, почти не слышен: событие стало отличным поводом для искрометных шуток, высказываемых с восторгом и упоением.

Отчетливо ощущалась атмосфера приближающихся торжеств: в ночь с 23 на 24 июня в Латвии широко отмечается праздник Līgo, по иронии судьбы включающий в себя прыжки через костер и поиски цветка папоротника. Только ленивый не пошутил, сравнив пожар с преждевременным праздничным кострищем, цитируя популярные народные песни («Наверняка там во дворе сейчас цветок папоротника цветёт всеми цветами радуги»).

Некоторые страницы напоминают альбомы стихов: от пары строк до целых поэм на тему огня и горения повально размещались в связи с печальной новостью («Гори-гори ярче», «Сусальным золотом горят…», «И дым отечества им сладок и приятен», «зе руф из он фаер» и проч.). Комментаторы сыпали «пламенными» афоризмами: «с огоньком подошли к делу», «на воре шапка горит».

Не менее весело обсуждались и работы по устранению пожара: «Прикиньте, привлекли ЦЕЛЫЙ латышский вертолёт! Всё, пожар обречён... На подходе сводный хор песен и плясок. Что-бы наверняка...», «Надо звать британских туристов... Они знают как пожары тушить... И шланги у них всегда при себе...» (череда инцидентов с британскими туристами, справляющими малую нужду на символы национальной власти, например, памятник Свободы, сформировала устойчивый стереотип).

С иронией публика подошла к образу вновь переизбранного мэра Нила Ушакова: «Govorjat, shto tolko shto Nil podletel na vertolete i vse potushil.», «Znakomij skazal shto Nil odel formu pozharnika i sam potushil pozhar! I kotenka spas eshe. Nil mi s toboj!».

Досталось и действующему президенту: «Всё до тла уже сгорело. Берзиньш с горя напился валерианы и плачет сидя на траве».

Периодически можно было услышать «справедливость», «торжество справедливости»; некоторые оценили это событие как «дурной знак», другие - как кару Господню: «Гиена огненная ударила по замку, где замышлялись темные дела?..». И тут не обошлось без шуток: «Очищение огнем!..».

Можно было бы сказать, что на пожаре вволю отыгрались лишь «доброжелатели» власти. Но жители Риги настолько единодушно выразили свое саркастическое к ней отношение, что само наличие людей, лояльных к государству, вообще вызывает сомнение. Где вы, граждане, избравшие эту власть? Не вы ли это выкладываете фотографии в инстаграм с тегами «красиво горит»?

Многие продемонстрировали истинное ликование: «Готов оплатить расходы только что бы все жители этого погребка сгорели заживо», «Burn Baby BURN!!!!», «плевать на историю. тем более, если это история латвии. я рождён в ЛССР. латвия -- нелигитимна! гори латвия в аду!», «как к себе не прислушивался - ничего, ни жалости ни радости! просто все равно. возможно эту страну нужно выжечь всю, и отстроить заново! и все по новой без вековой боли, новый отсчет новая история. без прошлого....» и др. Сквозь желание поглумиться над властью и осыпать ее проклятиями проскальзывает мотив – давние исторические обиды, незажившие раны прошлого.

«Господи, рестартани этот мир!»: общество об обществе

Всеобщее веселье спровоцировало волну негодования, и в рамках обсуждения пожара появилась сопутствующая тема – тема современного общества. Общества, которое уже не ведает границ добра и зла, готовое испепелить сердце города, лишь бы оно не досталось «врагу», где «враг» - это само государство. «Господи, Делфи, отключите пожалуйста комментарии, не позорьте электорат Ушакова...», «Господи, рестартани этот мир!!! Народ хочет хлеба и зрелищ..» - такую реакцию вызвал праздничный фольклор и повальное размещение фотографий пылающего замка. О временах, о нравах свидетельствуют комментарии очевидцев: «А людей-то собралось... Народное гуляние просто..... фотографируются на фоне ... на реке народ на лодках ... праздник ...», «Реально слышал сегодня как чел кому то звонил и приглашал на пожар посмотреть да и бухнуть заодно». Не печаль, а отчаяние слышится в реплике: «Посмотрите до чего эта власть людей довела ! Все ликуют !!! Кажется если полыхнет старая Рига это вообще гос.праздник будет. Многие с канистрами бензина подтянутся. Эх, жалко замок».

Латышскоязычная аудитория недалеко ушла от русской публики – вот где обнаружилось настоящее, долгожданное единство латышского и русского народов!

С таким же цинизмом цитируется the roof is on fire (включая let the motherfucker burn), звучат радостные возгласы „burn the withches”, «Бастилия пала!», праздничные песни Līgo, Līgo. Параллели с Рейхстагом, Римом Нерона, Александрией. Активно обсуждаются варианты махинаций со страховой компанией, строительными фирмами, предрекается повышение налогов. Фигура президента высмеивается («президент шашлык пожарил», «это план Домбровского и Берзиньша по сохранению государства»), образ правящей власти демонизируется («пусть горит змеиное гнездо»). Само событие видится символичным: «все за свои грехи платят», «Символическое событие – пришло время ликвидировать институт президентской власти в Латвии как изживший себя», «Вот горит Латвийское государство! Страна, которой больше нет, ибо вся до последнего распродана русским и другим…», «ничего святого в нашей стране больше нет, все потеряно, пусть горит…» и пр. Предлагаются другие объекты для сожжения: «господь ошибся, планировался Сейм», «Сейм и Кабинет Министров было бы справедливее», вплоть до «лучшая новость из Латвии за последние 5 лет». И так же - немногочисленные сожаления о том, что «все, что ценное и символичное в Латвии, уничтожается», опасения за сохранность музейных коллекций.

Среди последних событий, столь бурно обсуждавшихся в интернете, можно назвать лишь прошлогодний референдум о статусе русского языка. И если тогда обстоятельства раскололи общество, то сегодня жители Риги в один голос высказали мнение: это происки правящей власти, власть заслуживает худшего, - независимо от национального признака, и от того, называет ли человек горящее здание Рижским замком или Дворцом пионеров.

Что это: цинизм и бездуховность? Или общество гомерическим хохотом вынуждено реагировать на собственные, по сути, потери?

Предположим, британцы могут сколь угодно критично воспринимать своих правителей, но загорись Букингемский дворец, его бы кинулись тушить не только коренные жители, но и эмигранты из Прибалтики, коих там немало, и уж вряд ли бы общество разразилось желчью и злорадством.

В этом царстве абсурда есть лишь один позитивный момент: вот оно, единение, настоящее и не подневольное.

Говорят, «просто дружить» всегда трудно, гораздо легче - «дружить против кого-то». Другой вопрос – а как же жить, если в образе этого «кого-то» слились правящие силы, и президент, и само государство, со всеми символами своей великой власти?

Справка RuBaltic.Ru: с осени прошлого года в Рижском замке проводится реконструкция, резиденция президента временно перенесена в Дом Черноголовых. В здании замка размещались фонды Латвийского национального исторического музея и Музея словесности, запасники музеев во время ремонта не были перевезены. Завершить реконструкцию планировалось в течение двух с половиной лет, затраты на проект составляют 21,78 млн. латов.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!