×
История История

Волынская резня: кто виноват и что делать

Источник изображения: http://www.stefczyk.info/

Вечером в четверг 21 июля Польша окончательно вписала новую страницу в современную историю, законодательно признав Волынскую резню, совершенную украинскими националистами, геноцидом в отношении поляков и утвердив 11 июля Национальным днём памяти жертв геноцида поляков. В принятом Сеймом документе территория, на которой произошло в 1943 г. массовое убийство польского населения (по разным оценкам — до 100 тыс. человек), совсем не случайно позиционируется как «земли восточных воеводств второй Речи Посполитой».

Шестьдесят из ста членов Сената поддержали резолюцию Сейма, которую внесли депутаты от партии «Право и Справедливость». Удивительно, но незадолго до голосования представители польского политического истеблишмента от той же ПиС предприняли попытку возложить вину за Волынскую резню на Россию. По словам министра обороны Польши А.Мацеревича, «действия Украинской повстанческой армии, ответственной за Волынскую трагедию 1943–1944 гг., были спровоцированы наступлением Красной Армии в начале Второй мировой войны». Глава оборонного ведомства, рассуждая по поводу наиболее «соответствующей фактическому ходу событий» новой памятной даты  (17 сентября – Красная Армия в 1939 г. вошла на территорию Польши), возложил ответственность за геноцид на Волыни на «действия Кремля».

Является ли Волынская трагедия результатом «происков Кремля» или же она стала логичной развязкой копившихся веками исторических противоречий?

Политический, экономический и культурный спад Галицко-Волынского княжества в XIV в. на фоне расцвета соседей по региону — Литвы и Польши — во многом предопределил их дальнейшую судьбу. Оно стало легкой добычей Литвы в ее территориальной экспансии. В первой половине XIV в. сын великого князя литовского Гедиминаса — Альгирдас — продолжил присоединение земель к Литве, распространив контроль над большей частью нынешней Украины и Белоруссии. Таким образом, территориальная экспансия Литвы превратила ее в самое большое на тот момент политическое образование в Европе. Такой ход событий никак не устраивал Польшу, которая в свою очередь претендовала на роль собирателя земель и регионального лидера. Между Польшей и Литвой началось противостояние за контроль над территориями и в скором времени (в 1340 г.) войска польского короля Казимира Великого под предлогом защиты местных католиков вторглись на территорию Галицко-Волынского княжества.

Польская экспансия встретила ожесточенное сопротивление галицких бояр, которым на Галичине и Волыни поддержку в борьбе с захватчиками оказывали литовцы. Польше потребовался не один десяток лет и серьезное привлечение как финансовых, так и людских ресурсов, чтобы установить окончательный контроль над этими украинскими территориями. В 1349 г. в результате удачной военной компании Казимир подчинил себе часть Галичины и Волыни. И только к 1366 г. Польша закончила оккупацию всей территории княжества, так и не сумев установить полный контроль над Волынью (часть — за литовцами).

Следующая волна польской экспансии пришлась на XV в., когда были предприняты попытки отторгнуть от Литвы и включить в состав Польши ранее не вошедшие белорусские и украинские земли. В 1430 г. польские войска захватили Западную Подолию (территория над северными притоками среднего Днестра), а в 1431 г. напали на Волынь, опустошив ее. Вместе с тем польским феодалам из-за сильного сопротивления со стороны местного населения не удалось сходу установить контроль. Крестьяне изгнали поляков и объявили себя свободными.

Литва в свою очередь попыталась воспользоваться тактическим поражением Польши и вернуть утраченные позиции. Войска литовского великого князя Сигизмунда предприняли неудачную попытку взятия Киева. И только к концу 30-х гг. XV в. Сигизмунду, благодаря союзу с Польшей, удалось подчинить Литовскому княжеству отколовшиеся от него земли. Спустя десять лет подъем народного движения на подконтрольных Литве территориях привел к новому отделению Волыни и Киевской земли. Литовским властям пришлось пойти на восстановление Киевского и Волынского княжеств в качестве удельных. В 1471 г. отказ киевлян признать своим воеводой литовского пана — католика Мартина Гаштольта — привел к военному захвату города и окончательной ликвидации Киевского княжества.

В XIV–XVI вв. Польше удалось занять господствующее положение в регионе, вытеснив путем угроз и военного давления Литву с большей части ранее завоеванных украинских и белорусских территорий, вошедших в состав Речи Посполитой. На смену литовским феодалам пришла более многочисленная и агрессивная польская шляхта, предопределив тем самым судьбу Галицко-Волынского княжества на последующие столетия. Галичина и Волынь снова оказались под властью польской шляхты. Польско-литовское государство просуществовало до конца XVIII в., когда было ликвидировано путем раздела между Пруссией, Австрией и Россией.

На современном историческом этапе Польша, едва обретя независимость в 1918г., сразу стала вынашивать амбициозные планы по возрождению своего былого величия путем территориальной экспансии.

Пришедший к власти Ю.Пилсудский на фоне Первой мировой войны и гражданской войны в России предпринял активные действия по установлению контроля над территориями Украины и Белоруссии. Стратегия польского военачальника заключалась в максимальном обескровливании борющихся за власть в России как белогвардейцев, поддерживаемых западной Антантой, так и большевиков. Польский лидер хорошо понимал, что ни те, ни другие не откажутся от украинских и белорусских территорий в пользу Польши, а значит, нужно максимально ослабить тех и других. А для этого все средства хороши — даже секретные переговоры с большевиками, благодаря которым поляки сорвали решающее наступление Колчака и Врангеля, которое бы уничтожило большевиков.

В это же время руководитель Польши налаживал контакты с главным атаманом Украины С. Петлюрой, с которым в 1920 г. в Варшаве заключил секретный договор, где в частности Украина признавала Польшу в границах 1772 г. (территория до раздела Речи Посполитой). Со своей стороны Польша признавала «верховной властью Независимой Украинской Республики Директорат во главе с главным атаманом — паном С.Петлюрой». В обмен на признание правительство атамана обязывалось также оказывать помощь польским войскам в борьбе против большевиков.

Таким образом, С.Петлюра добровольно передал большую часть украинских территорий Польше. Галиция и Волынь вновь оказались под контролем поляков.

Боевые действия с большевиками закончились поражением Красной армии на подступах к Варшаве и заключением в 1920 г. Рижского мирного договора, по которому Польше отошли обширные территории Западной Украины и Белоруссии. Польша в который раз вернула контроль над западной частью Волыни.

Вместе с тем частичное решение исторической проблемы не могло удовлетворить имперских амбиций Пилсудского, который в 1934 г. заключил пакт с Гитлером в надежде за счет большой войны восстановить Польшу в границах Речи Посполитой 1772 г. Но союз с нацисткой Германией обернулся для Польши катастрофой, а Волынская трагедия фактически стала результатом выплеска копившихся столетиям взаимных претензий и неразрешенных противоречий между Украиной и Польшей.

Сегодня на Украине, не останавливаясь ни на минуту, идет героизация украинских националистов, ответственных за Волынскую трагедию — в их честь переименовывают проспекты, улицы, ставят памятники, учреждают национальные памятные даты. Решение Польши увековечить украинские преступления против человечности, несмотря на все попытки украинской власти не допустить этого и просьбы союзников по НАТО, имеющих на Украину собственные планы, стало закономерной реакцией на политику киевских властей по фальсификации истории.

В свою очередь в Киеве с непониманием восприняли польский демарш и осудили «односторонние действия Польши, направленные на пересмотр положительных результатов сотрудничества, достигнутых во время конструктивного украинско-польского диалога в последние десятилетия». Налаживанию добрососедских отношений между двумя странами способствовало бы полное признание Украиной своей вины и выплата семьям жертв Волынской трагедии компенсаций, как в свое время поступила Германия. Но способна ли Украина сегодня на такой шаг — большой вопрос.

Сегодня в Европе Польша и Украина — страны, проводящие самую агрессивную «историческую политику» в самом неприятном смысле слова. Это не что иное как конструирование необходимой «исторической правды», временами не имеющей ничего общего с исторической наукой, в угоду политике. Тем не менее вопрос о «Волынской резне» к таковым отнести довольно сложно. Украине остаётся только признать исторические факты и задуматься о последствиях героизации преступников из ОУН и УПА*. Оказывается, что такая «историческая политика», на которую в угоду собственным интересам закрывает глаза Запад, возмущает не только Россию. 

*ОУН/УПА, запрещенные в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
«Польша продолжит поддержку украинских правых экстремистов»
13 октября 2014
Миролюбивые заявления нового правительства Польши могут оказаться лишь предвыборной риторикой при том, что Варшава продолжит поддержку украинских праворадикалов.
Новая Польша: между второй Венгрией и Междуморьем
21 января 2016
Если «Право и справедливость» докажет жизнеспособность своего курса, то это может принципиально изменить геополитическую ситуацию в Восточной Европе.