×
Образование и наука Образование и наука

Цель реформы образования в Вильнюсе – ассимилировать нацменьшинства

Источник изображения: kauno.diena.lt

Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс предложил открыть польские и русские классы в литовских школах. В таких классах «можно было бы уделять больше внимания русскому или польскому языку, а также культуре и истории», считает мэр. О самой идее и о том, к чему она может привести, RuBaltic.Ru поговорил с депутатом вильнюсского горсовета Ромуальдой ПОШЕВЕЦКОЙ:

- Госпожа Пошевецкая, как Вы относитесь к идее польских и русских классов в литовских школах?

- Отношусь крайне отрицательно, потому что данная идея направлена на то, чтобы закрыть существующие русские и польские школы. Это будет очень большим ударом по системе образования нацменьшинств. Каждая школа обладает своими традициями, замечательными творческими коллективами – это живой организм! К примеру, сейчас намечается решение лишить средние школы Вильнюса возможности формировать старшие классы. Так как дети будут перебираться в близлежащие гимназии, оставшиеся основные школы обречены на медленное умирание. Мэр понимает, что этот процесс неизбежен, и говорит о том, что якобы можно какие-то классы организовать в литовских школах. Но это все будет неизменно вести к ассимиляции. 

- Шимашюс утверждает, что подобные классы позволят ученикам и родителям разных национальностей теснее общаться. Вы согласны? 

- У них и сейчас никаких проблем нет. Они не лишены возможности общаться со своими сверстниками. Нужно понимать, что учащиеся русских и литовских школ прекрасно говорят по-литовски. Обучение литовскому языку у них начинается с первого класса и усиливается с каждым годом. 

У них нет никакой изоляции и, собственно, никаких трудностей они не испытывают. 

Это все надуманная проблема и, видимо, кому-то хочется представить, что на самом деле все обстоит по-другому. 

- Если проблем нет, то почему мэр выступает за подобную инициативу?

- Реформа образовательной системы ведется уже около десяти лет, с тех пор, как в Литве за основу было принята латвийская модель образования. Она ведет к тому, что в Литве не останется средних школ, а будут только начальные школы, основные, прогимназии и гимназии. Утверждается, что с 1 сентября текущего года не должно остаться средних школ. В Вильнюсе реформа затянулась. Еще десять школ сохранили статус средних, у них были и 11-е, и 12-е классы. Они сейчас начали бороться за то, чтобы остаться в своем статусе хотя бы или получить какую-нибудь аккредитацию, которая позволит им набирать старшие классы. И Сейм пошел навстречу, отодвинул эту реформу еще на два года. Президент Литвы подписала поправку к закону, но мэрия, особенно нынешняя правящая коалиция, уперлась и продвигает бульдозерным методом свою линию: любой ценой к сентябрю они хотят закончить реформу. Невзирая на то, что принята техническая поправка.

Зачем они это делают? Они оправдываются тем, что якобы какие-то школы пустые, а какие-то переполнены, но этот аргумент не действует. Так, допустим, несколько лет назад у нас была прекрасная школа им. Добужинского. Говорили, что ее нужно закрыть, чтобы наполнить и усилить вильнюсскую школу Центро. В итоге и Центро попала под каток реформ – уже ей не разрешают набирать старшие классы. Она остается основной, то есть обречена на смерть. Если лишить школы возможности формировать старшие классы, они окажутся в той же ситуации, что и литовские школы, вот и все. Цель – ассимиляция.

- Получаются, от школьной реформы больше всего страдают поляки и русские?

- Безусловно, больше всех страдают школы нацменьшинств. Конечно, никто не говорит, что это только в отношении школ нацменьшинств происходит. Аналогичная система действует и в отношении литовских школ, но литовские школы ни в коем случае нельзя ставить на одну ступеньку со школами нацменьшинств. Меньшинства отстаивают право обучаться на родном языке, для них должны быть установлены совсем другие требования по отношению к комплектации классов и так далее. И вообще им нужно иметь свой статус школы нацменьшинств. 

Так как у нас нет закона о нацменьшинствах, то, собственно, и школ таких нет. У нас все школы равные. 

Но школы, где обучаются дети титульной нации, и русские и польские школы находятся в неравных условиях.

- На 15 июля заявлен протестный митинг, посвященный образованию. Каковы требования?

- У стен вильнюсской мэрии проходит большой митинг, в котором планируют принять участие порядка 500 человек. Участвуют как раз школы, попавшие в список реорганизации, который будет рассматриваться на горсовете. В повестке дня – лишение их статуса средних школ. Люди вышли заявить о своих правах и рассказать, что они категорически не согласны с этим. Процесс реформы идет с явным нарушением демократических норм. Так, мэр во время своей предвыборной кампании сказал, что решение по каждой школе будет приниматься лишь в соответствии с решением школьных советов. В нашей демократической системе в каждой школе существует совет, куда входят родители, учителя, школьники, администрация. Без совета не может приниматься ни одно решение. 

Советы этих школ категорически не согласны, чтобы их лишили старших классов. К их мнению сейчас никто не прислушивается. 

Поправка к закону принята – горсовет решил не обращать на нее никакого внимания и все равно пропихнуть реформу. Правящая коалиция имеет подавляющее большинство голосов, и никакие аргументы, что родители против, ее не волнуют. Дети плачут. Они не хотят просто уходить из своей школы. Представьте, какой стресс для старшеклассника. Он учился до 10-го класса, сейчас ему говорят: в 11-й и 12-й классы ты пойдешь в другую школу. В какую школу? В таком возрасте подростки должны каким-то образом самоутверждаться среди сверстников. В старых школах их уже знает и коллектив, и другие ученики. Теперь придется идти и заново самоутверждаться, заново учиться. Еще хуже тем, кто в 12-е классы пойдут. До сих пор не решен вопрос, как они будут заканчивать школу. Власть понимает, что это абсурдное решение. Есть предложение разрешить детям закончить 12-й класс в стенах родной школы, а аттестат получить уже в другой. Получается полная чехарда. Что делать с учителями? Где они будут числиться? Как будут получать зарплату? Там море нюансов, юридических недоработок столько, что от безысходности руки опускаются.