Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Воскресенье
26 Февраля 2017

Цель реформы образования в Вильнюсе – ассимилировать нацменьшинства

Автор: Александр Шамшиев

Цель реформы образования в Вильнюсе – ассимилировать нацменьшинства

15.07.2015  // Фото: kauno.diena.lt

Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс предложил открыть польские и русские классы в литовских школах. В таких классах «можно было бы уделять больше внимания русскому или польскому языку, а также культуре и истории», считает мэр. О самой идее и о том, к чему она может привести, RuBaltic.Ru поговорил с депутатом вильнюсского горсовета Ромуальдой ПОШЕВЕЦКОЙ:

- Госпожа Пошевецкая, как Вы относитесь к идее польских и русских классов в литовских школах?

- Отношусь крайне отрицательно, потому что данная идея направлена на то, чтобы закрыть существующие русские и польские школы. Это будет очень большим ударом по системе образования нацменьшинств. Каждая школа обладает своими традициями, замечательными творческими коллективами – это живой организм! К примеру, сейчас намечается решение лишить средние школы Вильнюса возможности формировать старшие классы. Так как дети будут перебираться в близлежащие гимназии, оставшиеся основные школы обречены на медленное умирание. Мэр понимает, что этот процесс неизбежен, и говорит о том, что якобы можно какие-то классы организовать в литовских школах. Но это все будет неизменно вести к ассимиляции. 

- Шимашюс утверждает, что подобные классы позволят ученикам и родителям разных национальностей теснее общаться. Вы согласны? 

- У них и сейчас никаких проблем нет. Они не лишены возможности общаться со своими сверстниками. Нужно понимать, что учащиеся русских и литовских школ прекрасно говорят по-литовски. Обучение литовскому языку у них начинается с первого класса и усиливается с каждым годом. 

У них нет никакой изоляции и, собственно, никаких трудностей они не испытывают. 

Это все надуманная проблема и, видимо, кому-то хочется представить, что на самом деле все обстоит по-другому. 

- Если проблем нет, то почему мэр выступает за подобную инициативу?

- Реформа образовательной системы ведется уже около десяти лет, с тех пор, как в Литве за основу было принята латвийская модель образования. Она ведет к тому, что в Литве не останется средних школ, а будут только начальные школы, основные, прогимназии и гимназии. Утверждается, что с 1 сентября текущего года не должно остаться средних школ. В Вильнюсе реформа затянулась. Еще десять школ сохранили статус средних, у них были и 11-е, и 12-е классы. Они сейчас начали бороться за то, чтобы остаться в своем статусе хотя бы или получить какую-нибудь аккредитацию, которая позволит им набирать старшие классы. И Сейм пошел навстречу, отодвинул эту реформу еще на два года. Президент Литвы подписала поправку к закону, но мэрия, особенно нынешняя правящая коалиция, уперлась и продвигает бульдозерным методом свою линию: любой ценой к сентябрю они хотят закончить реформу. Невзирая на то, что принята техническая поправка.

Зачем они это делают? Они оправдываются тем, что якобы какие-то школы пустые, а какие-то переполнены, но этот аргумент не действует. Так, допустим, несколько лет назад у нас была прекрасная школа им. Добужинского. Говорили, что ее нужно закрыть, чтобы наполнить и усилить вильнюсскую школу Центро. В итоге и Центро попала под каток реформ – уже ей не разрешают набирать старшие классы. Она остается основной, то есть обречена на смерть. Если лишить школы возможности формировать старшие классы, они окажутся в той же ситуации, что и литовские школы, вот и все. Цель – ассимиляция.

- Получаются, от школьной реформы больше всего страдают поляки и русские?

- Безусловно, больше всех страдают школы нацменьшинств. Конечно, никто не говорит, что это только в отношении школ нацменьшинств происходит. Аналогичная система действует и в отношении литовских школ, но литовские школы ни в коем случае нельзя ставить на одну ступеньку со школами нацменьшинств. Меньшинства отстаивают право обучаться на родном языке, для них должны быть установлены совсем другие требования по отношению к комплектации классов и так далее. И вообще им нужно иметь свой статус школы нацменьшинств. 

Так как у нас нет закона о нацменьшинствах, то, собственно, и школ таких нет. У нас все школы равные. 

Но школы, где обучаются дети титульной нации, и русские и польские школы находятся в неравных условиях.

- На 15 июля заявлен протестный митинг, посвященный образованию. Каковы требования?

- У стен вильнюсской мэрии проходит большой митинг, в котором планируют принять участие порядка 500 человек. Участвуют как раз школы, попавшие в список реорганизации, который будет рассматриваться на горсовете. В повестке дня – лишение их статуса средних школ. Люди вышли заявить о своих правах и рассказать, что они категорически не согласны с этим. Процесс реформы идет с явным нарушением демократических норм. Так, мэр во время своей предвыборной кампании сказал, что решение по каждой школе будет приниматься лишь в соответствии с решением школьных советов. В нашей демократической системе в каждой школе существует совет, куда входят родители, учителя, школьники, администрация. Без совета не может приниматься ни одно решение. 

Советы этих школ категорически не согласны, чтобы их лишили старших классов. К их мнению сейчас никто не прислушивается. 

Поправка к закону принята – горсовет решил не обращать на нее никакого внимания и все равно пропихнуть реформу. Правящая коалиция имеет подавляющее большинство голосов, и никакие аргументы, что родители против, ее не волнуют. Дети плачут. Они не хотят просто уходить из своей школы. Представьте, какой стресс для старшеклассника. Он учился до 10-го класса, сейчас ему говорят: в 11-й и 12-й классы ты пойдешь в другую школу. В какую школу? В таком возрасте подростки должны каким-то образом самоутверждаться среди сверстников. В старых школах их уже знает и коллектив, и другие ученики. Теперь придется идти и заново самоутверждаться, заново учиться. Еще хуже тем, кто в 12-е классы пойдут. До сих пор не решен вопрос, как они будут заканчивать школу. Власть понимает, что это абсурдное решение. Есть предложение разрешить детям закончить 12-й класс в стенах родной школы, а аттестат получить уже в другой. Получается полная чехарда. Что делать с учителями? Где они будут числиться? Как будут получать зарплату? Там море нюансов, юридических недоработок столько, что от безысходности руки опускаются. 

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Курсом мордорнизации

Курсом мордорнизации

Реформаторские инициативы, подобные казахстанским, примерно в то же время появились в Узбекистане, могут в ближайшее время появиться в России или Беларуси, но никогда — в странах Прибалтики и Украине. Там категориями модернизации больше не мыслят.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

Жилые дома русских в Эстонии

Жилые дома русских в Эстонии

В начале двадцатого столетия петербургскими архитекторами были созданы наиболее известные в Эстонии особняки в стиле северного модерна (Лютера в Ревеле и Амменде в Пернове).

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо