Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Воскресенье
11 Декабря 2016

«Латвия открыла свое председательство в ЕС запретом выставки о Холокосте»

Автор: Александр Шамшиев

«Латвия открыла свое председательство в ЕС запретом выставки о Холокосте»

20.01.2015  // Фото: novostimira.net

Латвия, воспользовавшись своим статусом председателя в Совете ЕС, добилась запрета выставки «Угнанное детство: Холокост глазами малолетних узников концлагеря Саласпилс», которая должна была пройти в здании ЮНЕСКО в этом месяце. Чем так напугала латвийское руководство эта выставка? И смогут ли европейцы все же её увидеть? Об этом порталу RuBaltic.Ru рассказал один из организаторов данной выставки, директор фонда «Историческая память», историк Александр ДЮКОВ:

- Александр Решидеович, расскажите подробнее, чему посвящена выставка, которая так напугала латвийское руководство?

- Ситуация выглядит следующим образом. 27 января наступает 70 лет с момента освобождения Освенцима Красной армией. Этот день в мире отмечают как День памяти жертв Холокоста. К юбилею мы решили провести в ЮНЕСКО историко-документальную выставку под названием «Угнанное детство: Холокост глазами малолетних узников концлагеря Саласпилс». Выставка должна была показать одну простую, на наш взгляд, истину о том, что не бывает Холокоста против одного народа — любое преступление геноцида рано или поздно становится преступлением против всех. На выставке рассказывалось, как нацистами строился лагерь Саласпилс, как в нем уничтожались евреи, как проводились карательные операции на белорусско-латвийском пограничье. О том, как жертвы карательных операций направлялись для уничтожения в тот же Саласпилс, уже «зачищенный» от евреев.

Проведение выставки получило поддержку ЮНЕСКО. ЮНЕСКО согласовало ее. Согласовали выставку также постпредства данной организации в России и Беларуси. Однако в последний момент, за неделю до открытия, выставку заблокировало постпредство Латвии.

На мой взгляд, это абсолютно дикий и скандальный шаг. Мы знаем, в январе начинается полугодовой период председательства Латвии в ЕС. Фактически Латвия открыла свое председательство тем, что накануне Международного дня памяти жертв Холокоста и 70-летия освобождения Освенцима запретила выставку о Холокосте и концлагере Саласпилс! Больше всего поразила мотивировка латвийских дипломатов. Они заявили, что якобы эта выставка может повредить имиджу Латвии во время председательства в ЕС.

- Не больше ли вредит имиджу такой запрет, чем выставка?

- Тут какая-то альтернативная логика, которую я не могу понять. Действительно, именно блокирование выставки о Холокосте может повредить имиджу Латвии, но никак не ее демонстрация. Возможно, латвийские власти ассоциируют себя с нацистскими преступниками и их пособниками. Возможно, они считают, что концлагерь Саласпилс был концлагерем, не просто размещавшимся на территории Латвии, а латвийским — я не знаю! В любом случае подобное объяснение мне абсолютно непонятно, и я не думаю, что его кто-нибудь поймет в Европе.
Факт остается фактом. При этом в Латвии сейчас свободно проходит мюзикл, героизирующий нацистского преступника Цукурса. И этот мюзикл никто не запрещает, латвийские власти относятся к нему лояльно. Как это можно объяснить? Честно говоря, не могу ответить.

- Если, по словам латвийских властей, выставка портит имидж страны, значит, Европа может открыть для себя нечто новое о Латвии на этой выставке? Чего боится Латвия?

- Латвийская сторона могла посмотреть стенды и ролики выставки и убедиться, что там говорится исключительно о нацистских преступлениях. Да, в этих преступлениях соучаствовали латышские коллаборационисты. Однако, на мой взгляд, современное латвийское государство не должно ассоциировать себя с коллаборационистами и должно их осуждать. Возможно, латвийские власти испугались того, что мы рассказываем и о преступлениях латышей тоже. Но ведь во всех нациях были коллаборационисты — были и русские, и белорусы, и латыши. Поэтому поведение Латвии для меня вдвойне загадка.

Также, может быть, на решение Риги повлияло то, что о трагедии Саласпилса рассказывают его малолетние узники, а латвийские власти знают, что по отношению к ним они совершили огромную несправедливость. Люди, ставшие жертвами нацистских карательных операций и пригнанные латвийскими полицейскими в Латвию в 1943-1944 годах, но сумевшие выжить, в 1990-е были лишены гражданства.

Лишены только на том основании, что они прибыли в Латвию после 1940 года. То есть латышские полицейские пригнали их как рабов в Латвию, а Латвия потом лишила их гражданских прав, потому что их туда пригнали как рабов! Это гигантская несправедливость по отношению к этим малолетним узникам, их детям и внукам.

- Каково будущее выставки? Собираетесь бороться за ее проведение?

К сожалению, мы уже не сможем провести ее в здании ЮНЕСКО, как намеревались. Латвийское постпредство тут использовало рычаги, которые, видимо, связаны с председательством в ЕС. Это печально. Это акт цензуры.
Тем не менее, надеемся, что все-таки сумеем показать выставку в Париже. Показать в те же сроки, которые намечались, и открыть к годовщине освобождения Освенцима. Расскажем и об истории, и о современных аспектах этой проблемы, которые, как выясняется, еще актуальны для руководства Латвии.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Бойтесь миротворцев

Бойтесь миротворцев

Холодная Война вроде бы уже двадцать семь лет закончилась, а такое ощущение, что всё у нас еще впереди.

Дом Франка в Вильнюсе

Дом Франка в Вильнюсе

Своим названием этот дом обязан доктору медицины, профессору Виленского университета Йозефу Франку. Его отец — Иоганн Петер Франк, известный в Европе врач-гигиенист и судебный медик, вместе с сыном перебрался в Вильну из Вены, где работал директором городской больницы в начале XIX века.