Тема недели:
Европа больше не будет кормить Прибалтику
Евросоюз со следующего года сокращает на четверть финансирование программ по поддержке стран Восточной Европы.
Воскресенье
04 Декабря 2016

«Высшее образование Эстонии вышло из сферы рынка, став публичным благом»

Автор: Александр Носович

«Высшее образование Эстонии вышло из сферы рынка, став публичным благом»

03.09.2013  // Фото: pilt.delfi.ee

В Эстонии реализуется масштабная реформа системы образования, которая в частности предполагает переход на всеобщее бесплатное высшее образование и создание в каждом районном центре страны государственных гимназий с элитным уровнем образования. Подробнее о проектах реформирования высшего образования в Эстонии в интервью порталу RuBALTIC.Ru рассказала доктор социальных наук, профессор университета Тарту и известный политический деятель Марью ЛАУРИСТИН:

- Г-жа Лауристин, насколько высшее образование в Эстонии соответствует потребностям рынка труда?

- В этой сфере у нас происходит большая реформа. Все высшее образование в Эстонии сейчас делается бесплатным, и количество учебных мест в университетах сейчас увеличилось в несколько раз. Например, у нас в университете Тарту потоки студентов очень большие в связи с увеличением открытых учебных мест.

Что касается соответствия рынку труда, то у нас молодежь сама выбирает специальности, и довольно большая проблема в том, что молодежь не очень интересуется техническими специальностями, больше интересуется специальностями, связанными с экономикой, социальными науками.

Я думаю, что это более общая проблема. И проблемы начинаются уже на стадии гимназии или начальной школы в связи с недостаточной подготовкой по математике, физике и другим предметам естественного знания. У нас сейчас есть специальные разработки по изменению методики преподавания естественных наук и математики, больше использовать современные средства визуализации, чтобы повысить интерес ребенка к этим отраслям знания.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о реформе высшего образования в Эстонии: кто ее инициировал, в чем суть реформы, какие цели ставятся?

- Самая большая часть реформы – это реформа высшего образования, переход его на безвозмездную основу.

Высшее образование в Эстонии вышло из сферы рынка и стало публичным благом.

Мы надеемся, что это даст свои результаты, хотя у нас, конечно, есть и споры, и сомнения, потому что это дело новое и трудно сейчас сказать, какие будут результаты. Но это было наше общее решение, общее желание всего населения.

Что касается гимназического и начального образования, то тут тоже реформа идет. Она несколько затянулась, потому что есть демографический зажим. Уменьшается количество детей школьного возраста (как эстонских, так и русскоязычных), поэтому сокращается количество учеников. В некоторых сельских школах вовсе нет новых учеников – школы закрываются.

Что касается гимназического образования, то реформа в теории направлена на то, чтобы уменьшить различия в качестве образования в так называемых элитных школах в Таллине и Тарту и в школах, которые находятся в более отдаленных поселениях или на окраинах крупных городов. Тут еще много всего предстоит сделать, и задачи стоят сложные, потому что начинать нужно, во-первых, с качества учителей, во-вторых, с качества учеников – я имею в виду учеников элитных гимназий и необходимость демократизации образования.

Пока все гимназии в Эстонии были муниципальными, но с этого года открываются государственные гимназии.

Сейчас нами ставится задача, что в каждом уездном городе должна быть хотя бы одна качественная государственная гимназия, где действительно будет обучение на элитном уровне.

Одна такая гимназия уже создана, планируются и другие, в том числе в Нарве и в Кохтла-Ярве, где много русского населения – там будут учиться и эстонские, и русские ребята – там они смогут получить действительно качественное образование.

- Основывается ли реформа высшего образования в Эстонии на каком-то международном опыте?

- Эта реформа основывается на опыте северных стран, первый пример – это Финляндия.

Так как у нас и общества, и рынки очень взаимосвязаны (многие эстонцы работают в Финляндии, у многих дети учатся в Финляндии) то конкуренция между эстонским высшим образованием и высшим образованием северных стран обязывает нас прилагать усилия, чтобы эстонская молодежь по крайней мере начинала свое высшее образование в Эстонии.

- Нет ли в эстонском обществе или в политико-экспертных кругах Эстонии опасений, что переход на полностью бесплатное высшее образование обесценит значимость высшего образования и понизит его качество?

- Наоборот. Здесь речь идет о том, чтобы дети из всех семей, даже из малообеспеченных, имели бы возможность получить высшее образование. Потому что у нас все-таки высшее образование повышает шансы себя экономически реализовать, а когда много мест было платных, то ребята из глубинки, из сельской местности не имели фактической возможности получить высшее образование.

Поэтому идея бесплатного высшего образования поддерживается всем эстонским обществом.

- Соответствует ли на сегодняшний день эстонская система образования курсу на построение инновационной экономики, экономики знаний?

- Конечно, мы к этому стремимся. И здесь важно развивать сотрудничество между предприятиями и высшими учебными заведениями. Скажем, у нас сейчас по каждой учебной программе в университете есть Совет программы, и на этот Совет обязательно приглашаются работодатели, чтобы сблизить те требования, которые мы предъявляем студентам, с теми требованиями, которые предъявляет работодатель.

- Зависит ли выбор учебной специальности в вузе от языка преподавания (эстонский/английский)?

- Нет, у нас очень мало специальностей, где все преподавание на английском. Даже слишком мало, я бы сказала. Есть приглашенные профессора, которые читают свои лекции на английском, это есть на всех специальностях.

- Базовый язык преподавания – эстонский?

- Эстонский, да.

А выпускники русскоязычных школ, которые не могут сразу приступить к образованию на эстонском языке, сдают тесты на знание эстонского языка, и если видно, что им нужно добавочное обучение эстонскому языку, чтобы они были наравне с эстонскими студентами, то им бесплатно дается год языковых курсов.

И на нашей специальности, например, ребята из русскоязычных школ прекрасно успевали.                 
Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Пишите письма

Пишите письма

Звон дипломатических сабель, хруст переломленных копий... Резолюция в ответ на резолюцию, против демарша — демарш. За всем этим тихо, полушепотом — новости мелкокалибербные вроде бы, малозначительные. Но очень симптоматичные. На них стоит иногда обращать внимание.

Сериалы против политики!

Сериалы против политики!

Попробуй отличить правду от выдумки сценаристов!

Бронзовый солдат: памятник воинам-освободителям Таллина

Бронзовый солдат: памятник воинам-освободителям Таллина

Авторами монумента освободителям столицы Эстонии, известного ныне как «Бронзовый солдат», стали архитектор Арнольд Алас и скульптор Энн Роос.