×
Политика Политика

Поляки поругались с Мединским

Источник изображения: http://mosvedi.ru/

Скандальная реформа управления медиасредой в Польше уже дает плоды. На польском телевидении министра культуры РФ попросили ответить «за убитого дедушку». А когда выяснилось, что отвечать не за что, другие СМИ списали конфуз, как водится, на «происки Кремля».

Приуроченный к Международному дню памяти жертв Холокоста частный визит министра культуры России на территорию бывшего нацистского концлагеря Собибор омрачился рядом медиаскандалов. Польскому правительству не понравилось, что, рассказывая об истории Собибора, ряд российских медиа использовал словосочетание «польский концлагерь» (лагерь был оборудован нацистами на территории Польши). Польское посольство в Москве выразило протест, российские СМИ быстро внесли правки в репортажи. Однако общение Мединского с польскими журналистами оказалось ещё более громким.

Министр давал интервью передаче «Студия Восток», идущей на польском государственном телеканале TVP. Речь зашла об усилиях польских властей по демонтажу памятников советской армии, конкретно – о судьбе памятника генералу Ивану Черняховскому в Пененжно. Мемориал был установлен на месте гибели генерала в 1945 году, а сам город вместе с 2/3 земель Восточной Пруссии, благодаря действиям и жертвам советских солдат, стал польской территорией. Мединский отметил, что без действий СССР по освобождению Польши от нацистов ни поляков, ни самой Польши бы не существовало. Журналист Мария Пшеломец в ходе беседы настаивала, что Черняховский «убивал предводителей Армии Крайовой». Министр ответил, что ничего подобного не было, на что Пшеломец воскликнула: «Он убил моего деда!» Мединский попытался объяснить, что Черняховский ни разу не отдавал приказов о расправе над поляками, но ведущая не дала ему закончить, сославшись на отсутствие времени. 

Беседа вызвала большой резонанс. «Когда передача закончилась, я спросил, говорю: “Дайте мне приказ о расстреле вашего дедушки, я приеду на могилу, поклонюсь”. На что она с улыбкой сказала:

“Вы знаете, мой дедушка умер спустя много лет, где-то в Сибири, это я так сказала, для образности”».

«Вот так вот, “для образности”, формируется представление о России и русских в Польше», – вспоминал Мединский после интервью, когда его отключили от эфира. Один из продюсеров канала, Марек Чункевич, тут же отправил в посольство России извинения за поведение журналистки. Нормальной беседе помешали «человеческие слабости», сказал он. Когда о письме стало известно, руководство TVP вызвало Чункевича на ковёр и уволило. TVP разъяснил, что извинения опального продюсера – его личное мнение и ни в коей мере не отражают позицию канала. Сама Пшеломец подтвердила: все аплодировали ей за успешное интервью, давно её так не поздравляли.

А был ли дедушка?

Вскоре выяснились и подробности трагичной истории дедушки. Оказалось, он на семь лет пережил своего «убийцу» и даже в Сибири не был. Деда журналистки арестовали в 1945 году, ему быстро удалось бежать, после чего его поймали вновь, погиб он в 1952 году в польской тюрьме. А в Сибири оказался другой родственник Пшеломец. Журналистка призналась, что рассказать сложную семейную драму она не успевала, поэтому предельно упростила и обобщила, да ещё и детали немного попутала. Впрочем, это не помешало некоторым польским СМИ назвать казус «российской операцией». 

Вместе с тем после войны бойцов Армии Крайовой действительно ожидал печальный финал. На территории Польши тогда действовали две антагонистичные группы: Армия Людова, опирающаяся на СССР, и Армия Крайова (АК), ориентирующаяся на западных союзников и польское правительство в изгнании, базирующееся в Лондоне. После того как АК бок о бок с советской армией освободила Вильнюс (операция «Острая брама»), значительная часть подразделений АК была разоружена и интернирована советской властью. Полякам предложили сменить форму и влиться в просоветские польские контингенты. Многие отказались и были сосланы. На доводы Мединского о том, что документов, подтверждающих личное участие Черняховского в акциях против АК, не существует, Пшеломец сказала, что и о советских приказах расстрелять польских офицеров в Катыни много лет не было известно.

Бультерьер на TVP

Следует ожидать, что в связи с нахождением у власти в Варшаве консервативной партии «Право и справедливость» («ПиС») инцидентов, связанных со столкновением на историческом фронте в медиа, будет значительно больше. Упор на громкую и подчас агрессивную историческую политику в общественно-информационном пространстве давно стал визитной карточкой партии. Канал TVP, в свою очередь, первым попал под так называемую программу «ПиС» по реформированию общественных СМИ, за которую Польшу теперь активно критикует Евросоюз. Декларируемая цель реформы – очистить СМИ от партийного влияния и произвести прочие преобразования, направленные на то, чтобы они служили народу и несли только правду.

Для этой цели радикально поменяли способ избрания руководства каналов: глав теперь утверждают непосредственно в правительстве.

Прежние руководители общественных каналов в знак протеста ушли в отставку. Борьбу за объективность информации поручили возглавить Яцеку Курскому. Его назначили председателем TVP. В Польше Курский – скандальная фигура, даже по меркам «ПиС». Он известный политтехнолог этой партии, гордо именующий себя то бульдогом, то бультерьером Качиньского. Курский специализируется на чёрном пиаре и не отличается тщательностью работы в медиа. Во время президентской кампании в 2005 году он заявил, что дед Дональда Туска (тогда – конкурент погибшего в 2010 году Леха Качиньского) по молодости ушёл добровольцем в вермахт. Журналисты нескольких каналов, включая TVP, провели собственное расследование. Им удалось установить, что Йозеф Туск несколько раз арестовывался немцами, был угнан на принудительные работы по строительству концлагеря Штуттгоф, затем сидел в концлагере Нойенгамме. После чего его выпустили и под конец войны насильно мобилизовали во вспомогательный батальон Вермахта. Оттуда он сбежал при первой же возможности и присоединился к союзникам. Качиньскому пришлось извиняться перед Туском. Курского на время с позором выгнали из «ПиС». Позже он признался, что его слова были частью избирательной кампании. Слухи о деде-нацисте подкосили рейтинг Туска, президентом стал Качиньский. 

Через год Курский опять вляпался в скандал. На сей раз он распространял информацию о том, что кампанию Туска якобы незаконно финансировал страховой гигант PZU. Суд признал это ложью, приговорил Курского к штрафу в 15 тысяч злотых и постановил, чтобы тот извинился перед Туском в нескольких СМИ – опять-таки, среди них TVP. В 2007 году Курского опять приговорили к штрафу и извинениям на TVP, теперь за клевету в отношении медиа-компании Agora. Теперь этот человек возглавляет TVP. Учитывая его яркую биографию, нетрудно понять, почему множество европейских и международных организаций, от «Репортёров без границ» и Комитета по защите журналистов до Европейского вещательного союза говорят, что усиление контроля «ПиС» над TVP, самым популярным польским каналом, не приведёт к большей объективности, а скорее наоборот – подорвёт её. То же самое можно сказать и о журналистских стандартах. Поэтому есть риск, что обсуждение столь болезненных исторических вопросов русско-польских отношений будет дальше строиться не на обстоятельных разговорах, а на эмоциональных обобщённых выкриках. Стиль «ПиС» такой атмосфере очень способствует.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров