×
Политика Политика

В Латвии провалился последний «народный» референдум

Источник изображения: ru.tsn.ua

На протяжении всего 2014 года в Латвии проходил сбор подписей за внесение поправок в Закон о защите прав детей. Речь шла о запрете в детских учреждениях пропаганды сексуальных и брачных отношений между лицами одного пола. Для дальнейшего продвижения своей инициативы инициаторам необходимо было за год собрать 30 тысяч нотариально заверенных подписей, однако на первом этапе их было собрано только около 12 тысяч, что поставило крест на этой инициативе.

Ещё в 2012 году для инициирования референдума по поправкам к Конституции либо по изменениям каких-либо законов на первом этапе необходимо было собрать только 10 тысяч нотариально заверенных подписей жителей Латвии, имеющих право голоса. После этого ЦИК был обязан в течение 30 дней провести второй этап сбора подписей на всех избирательных участках страны, где за данный законопроект должны подписаться минимум 10% граждан от проголосовавших на последних парламентских выборах. Имеющий такую поддержку избирателей законопроект передавался на рассмотрение в Сейм, а при его отклонении Сеймом организовывался референдум. При проведении нынешнего сбора подписей по старому законодательству необходимые 10 тысяч подписей были бы собраны, и тогда по крайней мере на первом этапе своей акции организаторы могли бы праздновать победу.

Начиная с обретения Латвией независимости многие партии и общественные движения неоднократно пользовались возможностью сбора 10 тысяч нотариально заверенных подписей для продвижения своих законодательных инициатив. В 2000 году в ЦИК были переданы подписи с требованием проведения референдума по законопроекту «Поправки к закону об энергетике», предусматривающему запрет на приватизацию «Латвэнерго». На втором этапе за данные поправки подписалось около 300 тысяч граждан, и, не дожидаясь референдума, Сейм сам утвердил предложенный законопроект. В 2008 году в ЦИК дважды было подано достаточное количество подписей: в первый раз – для изменения Конституции, дающего право 10% избирателей инициировать референдум о роспуске Сейма; а во второй – для изменения закона «О государственных пенсиях», предусматривающего повышение их минимального объёма. За вышеупомянутые поправки на втором этапе подписалось значительное количество граждан для проведения референдумов по этим вопросам. Однако на организованные ЦИК референдумы пришло недостаточное количество избирателей, и вследствие этого данные поправки не были приняты таким путём.

Кроме того, в двух случаях законодательная инициатива 10 тысяч граждан не была поддержана на втором этапе сбора подписей. Первый раз это произошло в 1995 году, когда партия «Отечеству и Свободе» подала в ЦИК более 10 тысяч подписей под поправками к «Закону о гражданстве», предусматривавшими полный запрет натурализации неграждан. Второй пример — 2011 год, когда идейные наследники этой партии, молодые националисты из «Всё Латвии!», подали поправки к Конституции, предусматривающие переход всего школьного образования на латышский язык.

Для организации референдума не хватило нескольких десятков тысяч подписей, и вполне возможно, что если бы данный сбор длился на пару дней дольше, то народное голосование по этим вопросам пришлось бы проводить.

Попытка националистов провести референдум о переводе всех государственных школ на латышский язык обучения подтолкнуло русскоязычную часть общества к ответным действиям. Результатом этого стала массированная кампания по сбору подписей за предоставление русскому языку статуса второго государственного, завершившаяся в 2012 году проведением референдума по этому вопросу. В том же году «Движение за равные права» подало в ЦИК Латвии более 10 тысяч нотариально заверенных подписей, предусматривающих предоставление с 1 января 2014 года гражданства всем негражданам.

Однако после референдума по второму государственному языку представители правящего латышского истеблишмента решили изменить существующий порядок проведения референдумов и приняли поправки, значительно усложняющие жизнь их организаторам. Начиная с 2013 года необходимо не только подать в ЦИК 30 тысяч подписей граждан, но и зарегистрировать в ЦИК предлагаемый законопроект перед началом сбора подписей. В свою очередь, ЦИК имеет право отказать в проведении сбора подписей под законопроектом, если он по форме или содержанию не является полностью разработанным. На основании этой противоречивой поправки ЦИК не разрешил проведение второго этапа сбора подписей по предоставлению гражданства всем негражданам, запросив мнения экспертов, которые в один голос утверждали, что данные поправки не соответствуют законодательству Латвии. В случае же, когда на рассмотрение ЦИК были поданы поправки в Закон о защите прав детей, эксперты министерств юстиции и благосостояния также указывали на их противоречивость, однако ЦИК решил, что сбор подписей можно проводить.

Объективных критериев соответствия предлагаемых законопроектов законодательным нормам нет, и становится ясно, что члены ЦИК принимают решения, исходя из своих собственных представлений на этот счёт, не способствуя тем самым демократическому волеизъявлению народа.

Но и это не самое главное: с 1 января 2015 года данный двухступенчатый порядок проведения референдумов будет отменён, и организаторам в течение года нужно будет подать в ЦИК под выносимым на референдум законопроектом уже одну десятую часть подписей избирателей, что составляет примерно 154 тыс. человек. Этот порядок коснётся не только поправок к существующим законам или Конституции Латвии, но также и норм в отношении роспуска Сейма. Собрать такое количество подписей просто невозможно, в связи с чем становится очевидно, что правящий истеблишмент принимал эти поправки с конкретной целью: ограничить возможность законодательной инициативы «снизу». Референдум за русский язык был только предлогом, чтобы сами латыши не воспротивились принятию этих поправок. Снова сработал аргумент «русские идут». Теперь любая инициатива, направленная на улучшение благосостояния жителей или на недопущение приватизации крупных государственных корпораций, будет невозможна. Правящие политики могут делать что хотят, не боясь возмущения со стороны народа, ведь распустить Сейм теперь проблематично. Поэтому вопрос о том, принадлежит ли власть в Латвии её народу, как это записано в Конституции, становится как никогда актуальным, ведь реальных рычагов влияния на правящих политиков у народа практически не осталось. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров