×
Политика Политика

Чего ожидать Прибалтике от фаворитов американской президентской гонки?

Источник изображения: tass.ru

Вперёд на праймериз вырвались Хиллари Клинтон и Дональд Трамп. Поначалу магната и шоумена Дональда Трампа СМИ не воспринимали всерьёз. Спохватились поздно. Рано утром 1 марта, в день предварительного партийного голосования, влиятельный онлайн-журнал Vox слезливо умолял не голосовать за Трампа даже тех, кто делает это из хулиганских побуждений, чтобы насолить республиканцам. Не помогло. Избиратели ринулись на кокусы, обеспечив рекордную явку. Трамп без труда победил в семи штатах из 11. Всего в его копилке теперь 10 штатов. У ближайшего соперника-республиканца, сенатора из Техаса Теда Круса, – три штата. Один штат застолбил за собой сенатор из Флориды Марко Рубио. Штаты, где Трамп занял второе место, также отправляют значительное количество «трамповских» делегатов на съезд (конвент) Республиканской партии в июле. Среди демократов уверенную победу одержала бывший госсекретарь и сенатор Хиллари Клинтон, собрав в общей сложности большинство делегатов в 11 штатах. Сенатор из Вермонта, самопровозглашённый «демократический социалист» Берни Сандерс, пришёл первым в пяти штатах.

Фавориты окончательно определились. Чего ожидать от них странам Балтии?

ТЕФЛОНОВЫЙ ДОН

Дональд Трамп, прозванный журналистами Тефлоновым Доном за феноменальную способность выходить сухим из воды, выстоял, несмотря на многочисленные скандалы. Ни негативные высказывания о мексиканцах, ни идея временно не пускать в США мусульман, ни поддержка со стороны белых расистов и бывшего Великого мага ку-клукс-клана, ни самый немыслимый шаг – отказ появиться на дебатах в знак протеста – пока не смогли обрушить его рейтинг.

Трамп непредсказуем и противоречив.  Он быстро корректирует свои взгляды в зависимости от ситуации. Его кампания идёт под знамёнами популизма и эклектики. Трудно вообразить, какой именно из него получится лидер. Путешествуя в рамках предвыборного турне, он зачастую транслирует прямо противоположные и взаимоисключающие мнения. Для него в порядке вещей, к примеру, сначала заявить, что США должны поменьше вмешиваться в Сирию, отдав конфликт на откуп России и Ирану, затем критиковать администрацию Обамы за то, что она мало борется с «Исламским государством» и теряет инициативу. Такая двойственная позиция проходит красной нитью по программе Трампа.

У Трампа отсутствует политический опыт  за исключением лоббизма (не всегда успешного). У него нет выстроенной сети неформальных и дружеских отношений с руководителями европейских стран и ЕС, поэтому говорить о некой преемственности курса не приходится. Он свободен от личных обязательств перед кем-либо на международной арене. Зато у Трампа могут быть определённые бизнес-интересы в России. Портал Accuracy in Media приводит свидетельства того, что начиная с конца 80-х Трамп рассматривает возможность инвестировать в Россию и заниматься девелоперскими проектами на её территории. Партнёрство с российскими бизнесменами в 2013 году помогло Трампу организовать конкурс «Мисс Вселенная» в Москве. Сколь-нибудь значимых бизнес-интересов или связей в Прибалтике Трамп не имеет. В 2010 году одна из его компаний судилась с литовскими организаторами конкурса «Миссис Вселенная» за незаконное использование торгового знака (конкурс частично финансировался из литовской казны).

Прибалтика не является приоритетом Трампа. Это касается и Европы в целом. Главная внешнеполитическая тема Трампа – противостояние с Китаем. Кандидат собирается добиваться от Пекина более «справедливой» и «честной» модели взаимоотношений, прежде всего экономических. На втором месте – Ближний Восток. Вместе с тем, журналисты устали ловить Трампа на примерах, когда его лозунги расходились с делами. Регулярно озвучивая тирады против китайцев и мексиканцев, Трамп охотно давал работу нелегалам, а его фирменные галстуки производятся в Мексике и Китае. Как бы то ни было, дебаты и выступления показывают, что Прибалтика интересует Трампа мало. Он больше озабочен курсом юаня и его влиянием на фондовый рынок, нежели безопасностью Вильнюса, Риги или Таллина.

Трамп комплиментарно высказывался о Путине. Из республиканцев он меньше всех ругает Россию и, соответственно, меньше всех сочувствует Прибалтике. Бизнесмен неоднократно говорил, что сможет найти с Путиным общий язык и всячески восхищался российским президентом. Вряд ли это обрадует прибалтийский истеблишмент.

Трамп не следует традиционному прибалтийскому нарративуДаже когда позиции Трампа перекликаются с тем, что думают в Литве, Латвии и Эстонии, он существенно смещает акценты. Виновником кризиса на Украине, да и вообще всех кризисов он считает не «вечно агрессивную» Россию, а Белый дом: его слабость, просчёты, некомпетентность. Оттого Трамп чрезвычайно осторожен, когда речь заходит о европейских государствах. Это отлично видно по Украине. Украина жизненно важна для прибалтийских элит, которые выставили себя единым фронтом с Киевом в «сдерживании» и «отражении» России на европейском континенте. Трамп сдержанно поддержал санкции, но никакого энтузиазма защищать Украину и желания давить по этому поводу на Россию Трамп не испытывает, о российской угрозе упорно молчит. Даже выступая в сентябре по видеосвязи на перекочевавшем в Киев ежегодном форуме «Ялтинской европейской стратегии» (организатор – хороший друг Трампа олигарх Виктор Пинчук, зять Кучмы), он умудрился выразить украинцам поддержку, одновременно ни разу не покритиковав Россию. В беседе с CNN Трамп сказал, что Крым – больше европейская проблема, которой должна заниматься Германия. Его подход резко диссонирует с риторикой Линаса Линкявичюса и Эдгара Ринкевича, которые считают, что Крым и Донбасс – глобальный вызов миропорядку. В сирийском кризисе Трамп также винит своих предшественников Буша-младшего и Обаму, а не Путина. Хусейн и Каддафи были отрицательными персонажами, уверен кандидат, однако они обеспечивали стабильность в регионе. Этот подход опять же куда больше гармонирует с нарративом современных российских властей, нежели с тем, как привыкли думать в Прибалтике.

Несовпадение интересов с Трампом недавно заметил латвийский экономист и бывший депутат Сейма Улдис Осис: «Если Трамп станет президентом США, то он подарит своему другу Владимиру Путину Балтию, Украину и Сирию». Евродепутат от Литвы Антанас Гуога в феврале написал статью о том, что лучший кандидат для стран Балтии – Марко Рубио, как человек, чьи ценности совпадают с ценностями литовцев, латышей и эстонцев. Трампа он забраковал из-за слишком «мягкой» позиции по России. К похожему выводу пришёл аналитик Симонас Климанскис: Трамп не остановит «российскую агрессию». Его победа будет нежелательна для Восточной Европы и Литвы, – отмечает эксперт.

ЯСТРЕБ-ДЕМОКРАТ

Хиллари Клинтон довольно рано стала считаться центральным кандидатом от демократов. Будучи одним из самых популярных политиков страны, она обладает большой узнаваемостью среди избирателей и многим видится компромиссной фигурой. Она известна своими «ястребиными» взглядами на внешнюю политику, зарекомендовала себя сторонницей активного вмешательства США в конфликты на международной арене, в том числе военным путём.

Клинтон ассоциируется с «перезагрузкой». Идея «перезагрузить» отношения с Россией, прозвучавшая в 2009 году из уст тогда ещё нового госсекретаря Хиллари Клинтон, Прибалтике сразу не понравилась. Литва, Латвия и Эстония с самого первого дня прочили провал инициативе Белого дома начать диалог с Москвой с чистого листа, сфокусировавшись на позитиве и поиске возможностей конструктивного сотрудничества. Страны Балтии обвинили Госдеп в измене своим принципам, ведь Запад просто «проглотил» вмешательство РФ в войну в Южной Осетии с последующим признанием независимости двух сепаратистских образований в Грузии. Вмешательство России в украинские дела теперь прибалтийские политики трактуют как закономерную расплату за наивность и недалёкость политики «перезагрузки», в чём есть косвенная вина Клинтон.

Вместе с тем Клинтон имеет хороший «багаж» работы с Прибалтикой. В бытность госсекретарём ей удалось выстроить близкие отношения с прибалтийским руководством. Её горячо принимали в прибалтийских столицах; Клинтон всецело поддерживала тамошнюю повестку дня, будь то стремление добиться энергетической независимости от России или укрепление обороны. После отставки за свои заслуги Клинтон получила высшие государственные награды всех трёх республик. Ей вручили кресты литовского ордена Витаутаса Великого, латвийского ордена Трёх звезд и эстонского ордена Креста земли Марии. «Литва гордится наличием истинных друзей, которые помогают нам упрочить нашу независимость, построить более безопасное, продвинутое и культурно богатое государство», – сказала литовский президент Даля Грибаускайте на церемонии награждения. 

Клинтон выступает за евроатлантическую интеграцию. Ключевой пункт для стран Балтии – Клинтон всегда поддерживала тесную интеграцию в НАТО кого бы то ни было. Она лоббировала присоединение к Альянсу Украины и Грузии, в 2005 году вместе с сенатором Джоном Маккейном выдвинула Ющенко и Саакашвили на Нобелевскую премию мира. Выступала за то, чтобы предоставить Киеву и Тбилиси индивидуальные Планы действий к членству. На заседании Североатлантического совета в 2012 году она заявила, что тот саммит «должен стать последним саммитом, не приведшим к расширению НАТО». Она же была одним из инициаторов усиления воздушных патрулей НАТО над Прибалтикой и Балтийским морем. Клинтон часто подчёркивает важность того, чтобы Альянс сохранил политику «открытых дверей» и не уничтожал надежды других стран к нему присоединиться.

Клинтон жёстко выступает против России. В отличие от Трампа, изобличая Кремль, она эпитетов не жалеет. Много шума наделали сообщения о том, что во время частной лекции Клинтон выразилась, что действия Путина в Крыму напоминают действия Гитлера в 30-е. В дальнейшем она заняла непримиримую позицию по Украине – регулярно обвиняла Россию в подрыве безопасности Европы. Кризис она назвала «столкновением ценностей». На дебатах ею повторялись тезисы о том, что Россия угрожает суверенитету не только Украины, но и «маленьких бедных» стран Балтии в числе прочих соседей. Она присоединилась к просьбам Литвы, Латвии и Эстонии направлять на Украину больше финансовой помощи и участвовать в перевооружении её армии. В отношении противостояния Кремлю курс Клинтон сильно совпадает с тем, что хотят услышать не только в странах Балтии, но и в Польше, и на Украине.

ЧТО В ИТОГЕ?

Выбор очевиден. Для Прибалтики, как и для всего мира, Трамп – ящик Пандоры. Невозможно предугадать, как он себя поведёт в будущем и какими людьми окружит себя. Пока что можно только сказать, что Балтийский регион и политика России в Европе занимают в его матрице идей далеко не первое место. Чёткое мнение на сей счёт ему ещё предстоит сформулировать. Со многими политиками ему придётся знакомиться с нуля. Недавно Трамп вызвал волну критики со стороны оппонентов, когда заявил, что не спешит заранее выбирать сторону в арабо-израильском конфликте. Чего уж говорить о «русской угрозе»? Клинтон, напротив, довольно стройно вписывается в мироощущение прибалтийских элит. По радикальности и воинственности она проигрывает несколько очков Рубио, но её риторика позволяет политикам из стран Балтии надеяться, что новой волны разрядки не будет. Скорее наоборот: редактор The Atlantic Стивен Клемонс отмечает, что Барак Обама в отношении России старался чередовать давление с взаимодействием. «Клинтон это понимает? – задаётся вопросом Клемонс. – Когда она говорит, что выберет жёсткий подход к России, появляются сомнения, что Хиллари понимает, какой масштаб издержек и выгод появится, когда имеешь дело со сложной, ядерной державой, которую Америка не может игнорировать и с которой периодически должна объединяться. Хочет она признаваться в этом или нет».

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров