×
Политика Политика

Председательство в ЕС и восточные партнёры: прогноз-2017 для Эстонии

Источник изображения: http://static.err.ee/

Со второй половины 2017 года Эстонская Республика год будет страной-председателем Совета ЕС. Эстонии предстоит быть формальным лидером Европейского союза в условиях системного кризиса европейской интеграции: сам факт продолжительного председательства Эстонии в Совете ЕС на полгода раньше и на полгода больше положенного срока является следствием кризиса в Евросоюзе.

Председательство в ЕС

Во второй половине 2017 года, после Мальты и перед Эстонией, председателем Совета ЕС должна была быть Великобритания. Однако на июньском референдуме 2016 года большинство подданных Её Величества высказались за выход Соединённого Королевства из состава ЕС. Поэтому, пока Великобритания будет оформлять «бракоразводный процесс» и реализовывать Brexit, Эстонии предстоит стать председателем ЕС на полгода раньше и пробыть на полгода дольше положенного.

Таким образом, сам факт годового председательства Эстонии в Совете ЕС со второй половины 2017 года является следствием системного кризиса Евросоюза. Прибалтийской республике предстоит быть формальным лидером ЕС в условиях выхода из «европейской семьи» одного из её главных участников и повсеместного роста центробежных настроений в континентальных странах «Старой Европы». В 2017 году в ключевых странах – членах ЕС пройдут выборы и референдумы, на которых ожидается триумф евроскептических партий и движений, выступающих в лучшем случае за пересмотр отношений своих стран с Брюсселем, в худшем – за их выход из состава ЕС вслед за Великобританией.

Маленькая Эстонская Республика в этой ситуации окажется на передовой в борьбе с европейским интеграционным кризисом.

Повлиять на кризисные тенденции в крупнейших странах Европы и переломить тенденцию к распаду Европейского союза от нового, молодого участника «европейской семьи» с дальней европейской окраины никто, понятное дело, не требует. Официальное лидерство Эстонии в Евросоюзе никак не поможет Евросоюзу справиться с его запущенными проблемами.

Поэтому задача-максимум, которая ставится перед Таллином, – достойно выполнять все функции страны, председательствующей в Евросоюзе, и не пытаться влиять на работу институтов ЕС и проявлять инициативу в общеевропейских делах. В условиях кризиса председательство в Евросоюзе молодой прибалтийской демократии, присоединившейся к Европейскому проекту только в 2004 году, должно быть как можно более беспроблемным и желательно как можно менее заметным.

С предстоящим президентством Эстонии в Совете ЕС было связано активное участие Брюсселя в преодолении политического кризиса, поразившего в прошлом году обычно тихую и сонную Эстонскую Республику. В 2016 году эстонский парламент и Коллегия выборщиков после пяти попыток не смогли выбрать президента страны – новым главой государства в итоге стала спешно прибывшая из Люксембурга практически никому на родине не известная сотрудница Европейской счётной палаты Керсти Кальюлайд.

Керсти Кальюлайд и Тоомас Хендрик ИльвесКерсти Кальюлайд и Тоомас Хендрик Ильвес

Сразу вслед за избранием нового президента начался правительственный кризис: в Рийгикогу распалась правящая коалиция, правительство Таави Рыйваса ушло в отставку, правившая страной последние полтора десятилетия Партия реформ была низвергнута в оппозицию, а новое правительство Юри Ратаса было сформировано с участием считавшейся «вечным оппозиционером» Центристской партии.

В условиях политической волатильности и неопределённости не только в ЕС, но и внутри самой Эстонии председательство Эстонии в Евросоюзе пройдёт под очень строгим контролем кураторов от Еврокомиссии.

На стадии подготовки к исполнению обязанностей страны-председателя это проявляется в разработке приоритетов председательства в ЕС. На специальном сайте, посвящённом эстонскому председательству, правительственные чиновники пишут, что составление программы председательства уже идёт полным ходом, и отмечают, что в программе страны-председателя наряду с политическими целями и рабочими планами Европейской комиссии важную роль также играют приоритеты страны-председателя, то есть те темы, которым председательствующая в Совете ЕС страна хотела бы уделить особенное внимание.

«Страна-председатель может решать, над какими темами работать интенсивнее, учитывая при этом желания и интересы стран-членов. Окончательное содержание соглашений уже зависит от остальных стран-членов и институтов, – говорится в декларации эстонского председательства. – Важными для Эстонии фокусными темами политики Европейского союза являются общий рынок и цифровой рынок, энергетический союз и более тесная связь наших восточных партнёров с Европой. Мы также хотели бы поставить во главу угла развитие э-решений и информационного общества во всех политических сферах Европейского союза».

Саммит «Восточного партнёрства»

Из перечисленных приоритетов потенциальную угрозу для безопасности ЕС представляет пункт про «более тесную связь наших партнёров с Европой».

Очередная активизация программы «Восточного партнёрства» в период председательства в ЕС прибалтийской республики грозит дополнительным кризисом и так переживающему кризис Европейскому союзу.

Одним из проявлений кризиса ЕС является кризис политики расширения, который теперь стал очевиден всем. Так и неурегулированный украинский кризис начался с председательства в Евросоюзе Литвы во второй половине 2013 года и был спровоцирован лихорадочным стремлением литовского руководства любой ценой подписать Соглашение об ассоциации Украины с ЕС на Вильнюсском саммите «Восточного партнёрства».

Cаммит «Восточного партнерства» в ВильнюсеCаммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе

Оценив деструктивную роль прибалтийских дипломатов в восточной политике ЕС, Еврокомиссия приняла решение всерьёз их к общим международным делам не подпускать, в результате чего председательство в Евросоюзе Латвии в первой половине 2015 года свелось к бессодержательным протокольным мероприятиям, а Рижский саммит «Восточного партнёрства» окончился ничем.

Однако с тех пор отношения ЕС с восточными партнёрами деградировали настолько, что даже протокольное возвращение к «Восточному партнёрству» в рамках председательства Эстонии в Евросоюзе способно привести Европу к новому кризису в дополнение ко всем уже существующим.

По итогам 2016 года отношения ЕС даже с теми восточными партнёрами, которые провозгласили курс на евроинтеграцию и как можно более тесное сближение с Евросоюзом, находятся далеко не в лучшей форме. В Молдавии на президентских выборах победил лидер оппозиционных социалистов Игорь Додон, обещавший избирателям отказаться от ассоциации Молдавии с ЕС. На Украине под конец года начало прорываться в публичную плоскость недовольство населения и власти европейскими партнёрами, которые так и не предоставили украинцам безвизовый режим, не говоря уже о перспективе членства в Евросоюзе.

Ратификация Соглашения об ассоциации с Украиной оказалась в подвешенном состоянии после референдума в НидерландахРатификация Соглашения об ассоциации с Украиной оказалась в подвешенном состоянии после референдума в Нидерландах

В самом Евросоюзе тоже не самое лучшее время для того, чтобы работать над «более тесной связью восточных партнёров с Европой». Ратификация Соглашения об ассоциации с Украиной оказалась в подвешенном состоянии после референдума в Нидерландах. Голландский референдум – сигнал, который сложно переоценить. В будний, рабочий день треть избирателей Нидерландов сочли необходимым дать референдуму кворум, прийти на избирательные участки и высказаться по совершенно не касающейся их теме ассоциации Украины с Европейским союзом.

Обсуждать введение безвизового режима, углубление взаимодействия и тем более перспективу членства в ЕС с Молдавией, Грузией и Украиной в условиях повсеместного парада в европейских обществах национализма, изоляционизма, евроскептицизма и мигрантофобии – прямая провокация распада Евросоюза.

Таллинский саммит «Восточного партнёрства» в такой ситуации будет опасен сам по себе, даже если сознательно сделать его таким же пустым и бессодержательным мероприятием, как предыдущий Рижский. От одной стороны на этом саммите будут звучать обвинения в предательстве, отказе европейцев от выполнения своих обещаний, а также подсчёты ущерба, нанесённого ассоциацией и зоной свободной торговли с ЕС. От другой стороны – невнятные общие фразы про дружбу и добрососедство, за которыми будет скрыт элементарный страх перед собственными избирателями, которые, услышав про возможность предоставления 42 миллионам украинцев безвизового режима, возмутятся и пойдут вслед за британцами голосовать за выход своей страны из Евросоюза. В результате может одновременно получиться открытый конфликт Евросоюза с восточными партнёрами и дополнительный толчок к распаду ЕС.

Как предотвратить такую опасность?

Не проводить Таллинский саммит и не делать «Восточное партнёрство» приоритетом председательства Эстонии в Европейском союзе.

В конце концов, такое решение будет соответствовать генеральной задаче: в условиях системного кризиса европейской интеграции сделать годовое пребывание Эстонской Республики во главе ЕС максимально незаметным и беспроблемным.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров