×
Политика Политика

Цена литовской сговорчивости по вопросу польских национальных меньшинств

Источник изображения: http://g1.dcdn.lt

Лидер социал-демократов Литвы, премьер-министр А.Буткявичюс в очередной раз заявил о готовности своей партии внести в мае в Сейм законопроект, который сделал бы возможным оригинальное написание польских имен и фамилий в документах буквами латинской основы на главной странице паспорта.

Примечательно, что литовский премьер демонстрирует «добрую» волю в отношении Варшавы, которая уже много лет безуспешно добивается решения этого вопроса через своего проводника интересов — Избирательную акция поляков Литвы В.Томашевского, представляющую интересы польского меньшинства (около 200 тыс. человек), именно сейчас, когда в Брюсселе принимаются важные экономические решения.

Тема нарушений прав польского меньшинства не раз приводила к скандалам на высшем уровне между двумя странами. Так, на пленарной сессии Европарламента в январе 2014 г. президент Литвы Д.Грибаускайте вступила в перепалку с польскими евродепутатами, которые не согласились с ее высказыванием относительно отсутствия претензий у международных правозащитных организаций по поводу положения нацменьшинств в Литве. Польская сторона привела конкретные примеры критики со стороны ОБСЕ, Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств, Freedom House, Amnesty International, а также комитета министров Совета Европы. В ответ глава литовского государства обвинила поляков в попытке международной дискредитации Литвы.

В марте 2014 г. вице-спикер польского парламента Ц. Грабарчик в ходе своего официального визита в Вильнюс заявил о том, что отсутствие закона о национальных меньшинствах является нарушением прав польского национального меньшинства. В ходе переговоров поляки также подняли тему судебного преследования за двуязычное написание наименований улиц в местах компактного проживания польского меньшинства. Поводом стало решение Вильнюсского окружного суда назначить директору администрации самоуправления Шальчининкского района в Вильнюсском уезде Б. Дашкевичу штраф (за невыполнение решения о снятии с домов табличек с названиями улиц на польском языке) по 100 литов за каждый просроченный день. С учетом того, что решение суда не выполнялось с августа 2008 г., сумма штрафа составила 43 тыс. литов.

Сама глава государства Д.Грибаускайте не раз выступала против узаконивания двуязычных табличек, обусловливая это тем, что «дружбу нельзя покупать путем потворства».

Сегодня правящие Литвы готовы решать застарелые вопросы двусторонних отношений ввиду блокирования Варшавой проекта по строительству газовой смычки между двумя странами. Трубопровод призван к 2020 г. полностью интегрировать страны Балтии в единый европейский газовый рынок, избавив, таким образом, раз и навсегда от статуса «энергетического оазиса».

Европейская комиссия в октябре 2014 г. предоставила проекту газопровода между Литвой и Польшей (ориентировочная стоимость 550 млн. евро) протяженностью 534 км приоритетный статус.

Европейское агентство по сотрудничеству органов регулирования энергетики установило размер долей для стран Балтии и Польши, в соответствии с которыми должен финансироваться газопровод: Литва должна компенсировать Польше 54,9 млн. евро, Латвия — 29,4 млн. евро, Эстония — 1,5 млн. евро. Вместе с тем Польша выступила против размера утвержденной компенсации, посчитав ее недостаточной, тем самым поставив под угрозу сроки утверждения финансирования (в соответствии с графиком ЕК, не позднее 17 мая).

Премьер-министр Литвы А.Буткявичюс, комментируя ситуацию, выразил надежду на то, что власти Польши обратят внимание на финансирование важного для всех четырех стран проекта. С подачи Вильнюса премьер-министры трех Балтийских стран обратились к руководителю Еврокомиссии Ж. Юнкеру и премьер-министру Польши Э.Копач с призывом найти скорейшее решение. Прибалтийская солидарность сработала, в Польшу был направлен еврокомиссар по энергетике М.Каньете для увещевания министра экономики Я. Пехоцинского, который должен был проникнуться важностью проекта по избавлению соседей «от энергетической изоляции» и повышению «безопасности поставок».

Сегодня Польша, по всей видимости, будет использовать сложившуюся ситуацию в качестве экономического рычага для решения собственных политических вопросов. Ведь в Варшаве хорошо помнят многократные обещания литовских властей решить застарелые проблемы польско-литовских экономических отношений.

В 2006г. польская компания PKN Orlen приобрела у литовских властей Мажейкяйский НПЗ за рекордную сумму в 2,4 млрд. долларов США (что в два раза превысило конкурентные предложения в ходе торгов). На тот момент поляки сделали ставку на чрезвычайную привлекательность топливных рынков стран Балтии и Украины.

В условиях неработающего нефтепровода «Дружба», дороговизны морских поставок (удорожание на каждую тонну нефти в среднем на $10 приводит к потерям по году ориентировочно $800 млн), необходимости постоянной модернизации для соответствия стандартам ЕС (вложено более 1 млрд долларов США), НПЗ с момента его приобретения так и не смог стать рентабельным.

Польша с 2009 г. на разных уровнях постоянно поднимает перед Литвой вопрос несовершенства логистических схем по доставке конечным потребителям нефтепродуктов с Мажейкяйского НПЗ (вывозятся главным образом по железной дороге на терминалы Klaipedos Nafta и Ventspils Nafta). Радикальную экономию транспортных расходов PKN Orlen мог бы обеспечить продуктопровод от Мажейкяя до Клайпеды длиной около 140 км. Успеху проекта, по мнению польской стороны, способствовал бы переход Klaipеdos Nafta под управление PKN Orlen с целью контроля за тарифной политикой нефтетерминала. Однако еще в 2009 г. правительство Литвы (владеет 70,63% акций Klaipеdos Nafta) окончательно исключило возможность продажи стратегического объекта в руки иностранной компании, хотя выразило готовность «каким-то образом помочь польской стороне решить логистические проблемы».

Разочарование постигло PKN Orlen и в переговорах с Литовской железной дорогой в ходе согласования специального тарифа на перевозку продукции Мажейкяйского НПЗ (одно из условий при покупке НПЗ).

Поляки, попытавшиеся за счет отказа от Клайпеды переориентироваться на более дешевую портовую логистику Вентспилса, Риги и Лиепаи, столкнулись с тем, что Литовские железные дороги под предлогом неотложного ремонта разобрали 19 км пути на прямой ветке Мажейкяй — Ренге (Латвия). Что удлинило дорогу до Вентспилcа на 80 км и практически свело на нет выгоды латвийского транзита.

В 2010 г. Вильнюс пообещал Варшаве в течение нескольких месяцев восстановить демонтированную колею. С тех пор все попытки польской стороны улучшить ситуацию с вывозом нефтепродуктов с Мажейкяйского НПЗ результатов не давали.

Официальный визит в 2012 г. президента Литвы Д.Грибаускайте в Латвию, на который Польша возлагала определенные надежды, также не способствовал нормализации отношений между странами в транспортной сфере. По словам на тот момент министра сообщения Латвии А.Рониса, «Литва продолжает блокаду по геополитическим соображениям в направлении Лиепайского порта, препятствуя эффективному и рациональному потоку товаров, в том числе снабжению Латвии и Эстонии горючим с Мажейкяйского НПЗ. Такая позиция Литвы не свидетельствует о ее заинтересованности в сотрудничестве между странами Балтии».

В 2013 г. Польша инициировала официальное расследование Еврокомиссии по поводу возможно монопольной деятельности литовской железнодорожной компании Lietuvos geležinkeliai. В Комиссии тогда заявили, что целью антимонопольного расследования является выяснение, не ограничила ли компания конкуренцию на литовском и латвийском рынках, когда демонтировала железнодорожное полотно на ж/д ветке в Латвию.

В 2014 г. литовский премьер А.Буткявичюс в очередной раз пообещал своему польскому коллеге Д.Туску вернуть закрытую железнодорожную линию Мажейкяй — Ренге, которая важна для Orlen Lietuva, а также пересмотреть тарифы на железнодорожные перевозки. Кроме этого, правительство одобрило идею строительства 140 километрового продуктопровод Мажейкяй — Клайпеда.

В итоге сегодня один из крупнейших налогоплательщиков Литвы – Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод — находится на грани банкротства. На предприятии введено антикризисное управление, постоянно сокращаются сотрудники.

В Литве реализацией проекта по строительству 170 километрового отрезка газопровода до польской границы (ввод в эксплуатацию в конце 2019 г.) занимается недавно перешедшая под государственный контроль компания Amber Grid. Литовское предприятие планирует инвестировать в проект 136 млн евро, из них 80,3 млн евро инвестируют фонды ЕС.

С учетом того, что инфраструктурный проект имеет для правительства социал-демократов «приоритетное значение», с уверенностью можно предположить, что деньги на его реализацию пойдут из бюджета страны. На кону: 56 млн евро собственных бюджетных средств и 80 млн евро – европейских. Вот и демонстрируют правящие «добрую» волю, чтобы поскорее приступить к освоению этих средств через подконтрольные им компании, участвующие в строительстве трубопровода.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров