×
Политика Политика

Кто станет следующим президентом Эстонии?

Источник изображения: http://newpix.ru/

В Эстонии началась подготовка к выборам президента страны. Хотя Эстония является парламентской республикой и президент в ней не обладает реальной властью, статус главы государства и главного политического арбитра является притягательным для эстонского истеблишмента, поэтому в борьбе за президентское кресло, вероятно, будут участвовать ведущие политики страны.

Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес за два срока по пять лет в своей должности запомнился изменой жены, разводом, собственными любовными похождениями в поисках личного счастья, призывами не церемониться с защитниками «Бронзового солдата» и применять против них силу и скандальными заявлениями в адрес русскоязычного меньшинства вроде того, что он никогда не выучит русский, потому что заговорить по-русски для него означает «смириться с пятидесятилетней оккупацией этой страны». Ещё Ильвес прославился высказываниями, что для него не имеет значения нацистская идеология, потому что эстонцев убивали не нацисты с коммунистами, а немцы с русскими, и многочисленными призывами к увеличению американского присутствия в Эстонии.

К заявлениям и скандалам деятельность Тоомаса Хендрика Ильвеса по большей части и сводилась. Отношение к главе государства стало тем самым вопросом, по которому состоялась-таки пресловутая интеграция эстонского общества: эстонцы и русские равно не поддерживают Ильвеса, работу которого к тому же надо оплачивать из своих налогов.

Отчасти г-на Ильвеса оправдывает то, что Эстония является парламентской республикой, в которой президент не имеет реальной власти, следовательно, и реальной ответственности. Однако не всё так просто.

В парламентских республиках президент, как монарх в парламентских монархиях, создаёт своим поведением и своими высказываниями определённую атмосферу в обществе.

Именно в этом отношении деятельность Ильвеса на посту президента Эстонии была, что называется, «ниже плинтуса». Можно ли представить, что королева Елизавета II разводится с принцем Филиппом, а затем заигрывает в общественном месте с претендентом на роль нового принца-консорта? Или чтобы король Бельгии Филипп заявлял, что французский язык – это язык оккупантов? Или чтобы шведский король Карл XVI Густав позволял себе хамские высказывания в адрес финского населения Швеции?

Так что предстоящие выборы президента – шанс получить главу государства с более высоким уровнем внутренней культуры. Выборы нового президента пройдут в эстонском парламенте Рийгикогу ориентировочно 29–30 августа 2016 года.

Президентские амбиции уже высказывают ведущие политики Эстонии: несмотря на отсутствие полномочий, статус главы государства и главного политического арбитра высоко ценится в эстонском истеблишменте.

Официально своё намерение выдвигаться на пост президента подтвердил бывший вице-председатель Еврокомиссии, комиссар ЕС по транспорту, почётный председатель правящей в Эстонии Партии реформ и премьер-министр страны в 2001–2003 годах Сийм Каллас. По плану Каллас должен был вернуться из Брюсселя в свой родной Таллин ещё два года назад. Тогда была запланирована политическая рокировка: премьер-министр Эстонии Андрус Ансип должен был перебраться в Брюссель на пост вице-председателя Еврокомиссии, а вице-председатель Еврокомиссии Сийм Каллас собирался переехать в Таллин и занять место Ансипа во главе эстонского правительства. Тогда эта операция в последний момент сорвалась из-за коррупционного скандала: Андрус Ансип всё же перебрался на работу в Брюссель и стал вице-председателем Еврокомиссии, но премьер-министром Эстонии стал юный Таави Рыйвас, а Сийм Каллас остался не у дел.

Чтобы исправить тогдашнее досадное недоразумение, в Партии реформ теперь предлагают Сийма Калласа на пост президента Эстонской Республики. Официальное выдвижение кандидата назначено на 16 апреля: в камерном зале Национальной оперы «Эстония» запланирована торжественная речь бывшего премьер-министра и еврокомиссара, в которой тот должен заявить о своих президентских амбициях.

Пока что почти всё говорит в пользу Сийма Калласа как будущего президента Эстонии. Поддержка главной правящей партии, наработанные за 10 лет в кресле еврокомиссара связи в высших эшелонах брюссельской бюрократии, статус одного из самых влиятельных политиков Эстонии. Единственное тёмное (точнее, красное) пятно в карьере вероятного будущего президента – 18 лет членства в КПСС и рост в «оккупационных» органах власти вплоть до должности директора эстонского отделения государственного Сбербанка СССР.

Впрочем, в таких вопросах Прибалтику не удивишь – тут Далей Грибаускайте больше, Далей Грибаускайте меньше….

В качестве возможного кандидата на пост президента Эстонии также называют одного из основателей постсоветской Эстонии, лидера эстонского «Народного фронта», бывшего премьер-министра Эстонии и до прошлого года мэра Таллина Эдгара Сависаара. Однако шансы лидера Центристской партии, несмотря на весь мощнейший политический бэкграунд, невелики.

Эдгар Сависаар стал для правящего класса изгоем: за прагматическое отношение к России и популярность среди эстонских русских основатель эстонского государства фактически был объявлен врагом этого государства.

К этому нужно добавить резко пошатнувшееся здоровье бывшего лидера «Народного фронта»: в прошлом году Сависаару ампутировали ногу, после возбуждения против него уголовного дела и допроса в КаПо политик перенёс инфаркт, а затем был отстранён с поста мэра Таллина.

Такое сочетание проблем со здоровьем, уголовного преследования и политической травли делает крайне маловероятным избрание эстонским парламентом Сависаара в качестве нового президента страны. Хотя попытаться и выдвинуть свою кандидатуру от Центристской партии известный своими бойцовскими качествами политик по прозвищу «носорог», конечно, может.

Ещё среди потенциальных претендентов на высший государственный пост в Эстонии называют депутатов Европарламента Индрека Таранда и Марью Лауристин, лидера Консервативной народной партии Марта Хельме, а также министра иностранных дел Эстонии Марину Кальюранд. Перспективы первых трёх кандидатов (особенно одиозного ультраправого Хельме) невелики, а вот последнюю кандидатуру в качестве будущего президента рассматривают не менее серьёзно, чем Сийма Калласа.

Марина Кальюранд (в девичестве Раевская) была послом Эстонии в России, Казахстане и США. Русская по матери и латышка по отцу, Кальюранд считает себя по национальности русской. При этом на пике кризиса 2007 года в эстонско-российских отношениях она последовательно отстаивала в Москве эстонскую официальную позицию по сносу «Бронзового солдата», чем доказала эстонскому истеблишменту свою лояльность эстонской государственности.

Самое очевидное достижение Кальюранд на посту главы МИД – относительное улучшение эстонско-российских отношений.

Отношения с Эстонией у России сейчас значительно лучше, чем с Латвией, не говоря уже о Литве. При этом эстонский МИД не отказывается от следования в общем фарватере антироссийской политики Восточной Европы: поддерживает продление санкций, отмену Основополагающего акта Россия – НАТО и размещение натовских баз близ российской границы. Но он не проявляет в этих вопросах инициативы, как это делают Польша и Литва, не разрывает межгосударственного диалога с Москвой, а в прошлом году и вовсе произошёл из ряда вон выходящий случай: Эстония отказалась присоединяться к Латвии с Литвой и требовать от России компенсаций за «советскую оккупацию».

К этому нужно добавить, что о президентских амбициях Кальюранд в Эстонии говорят почти год. Глава МИД с прошлого года устраивает турне по Эстонии, встречается с главами самоуправлений, студентами, гимназистами – словом, ведёт себя как кандидат в президенты во время предвыборной кампании (даром что в Эстонии президента выбирает Рийгикогу, а не народ). Эти поездки по стране и дипломатическая деятельность г-жи министра уже дают результат.

По данным социологического опроса, проводившегося с 19 января по 2 февраля фирмой Turu-uuringute AS по заказу Eesti Päevaleht, Марина Кальюранд – наиболее популярный в народе кандидат в президенты Эстонии.

Министра иностранных дел в этой должности видит 31% граждан Эстонии. Эдгара Сависаара поддержали 15% опрошенных, Сийма Калласа с Индреком Тарандом – по 10%.

Учитывая, что главу государства в Эстонии выбирает парламент и голосование Рийгикогу – это не глас народа, а выбор правящей элиты, высокий рейтинг для Марины Кальюранд – повод не только торжествовать, но и задуматься.

Захочет ли эстонский истеблишмент и даже его западные кураторы видеть во главе Эстонии яркого, независимого и популярного в народе политика, не отметившегося явной антироссийской позицией?

Ведь если так посмотреть, то действующий президент Тоомас Хендрик Ильвес, как бы он ни был непопулярен со своей вечной бабочкой и адюльтерами, все эти 10 лет находился на своём месте и высказывался в полном соответствии с геополитической функцией Эстонии…

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров