×
Политика Политика

Инвалиды пятой группы: Литва вернула в паспорта графу «национальность»

Источник изображения: www.veidas.lt

Президент Литвы Даля Грибаускайте подписала поправки к Закону о паспорте, позволяющие вписывать в паспорт национальность гражданина. На 24-м году после распада СССР литовское руководство вернуло ещё одну далеко не лучшую советскую практику: теперь власти могут заниматься дискриминацией по «пятой графе», если инакомыслящие принадлежат к национальным меньшинствам.

В большинстве современных стран в документах, удостоверяющих личность, содержится графа «nationality». Только означает она не национальную принадлежность, а гражданство. Для обозначения национального происхождения используется термин «ethnicity» - этническая принадлежность. Но в паспортах и иных удостоверениях личности этническая принадлежность практически никогда не указывается. Потому что с какой стати? Это всё равно что требовать прописать в паспорте политические взгляды, любимые блюда или сексуальные предпочтения: в правовом государстве подобные вещи не могут иметь юридического значения для определения статуса гражданина.

Графа «национальность» в паспорте – это советский атавизм, и то, что литовское руководство сейчас его возрождает, говорит об истоках литовских политиков не менее красноречиво, чем засекреченные документы в архивах КГБ.

Даже в дореволюционной России графа «национальность» в паспортах подданных Российской империи отсутствовала, притом что этнические маркеры в обществе были очень чёткие, а на государственном уровне существовала дискриминация по этноконфессиональному признаку («черта оседлости» и т. п.). А вот в Советском Союзе указание национальности в паспорте и других удостоверяющих личность документах носило обязательный характер. Национальность определялась самим гражданином при получении паспорта в 16 лет путём выбора из национальностей отца и матери. При этом человек мог иметь национальность только из числа официально признанных народов, проживающих на территории СССР: существование некоторых народов советским государством отрицалось, и последнее слово в споре об идентичности человека оставалось за государством, а не за человеком.

Графу о национальности в народе прозвали «пятым пунктом» - в типовых советских анкетах национальную принадлежность указывали в графе № 5. В обиход даже вошло выражение «инвалиды пятой группы» - граждане с «нехорошей» национальностью. По «пятому пункту» проявляется противоречивость советской национальной политики. С одной стороны, в Советском Союзе взращивались «национальные кадры» и существовали «национальные квоты» при поступлении в вузы; с другой стороны, там же практиковались негласные ограничения на поступление в вузы, устройство на работу, продвижение по карьерной лестнице и командировки в капстраны для некоторых национальностей (например, евреев). Не говоря уже о принудительных депортациях целых этнических групп по национальному признаку: поволжских немцев, крымских татар и прочих.

Получается, теперь Литва воссоздаёт «старую добрую» советскую практику. Даже притом, что решение о возвращении графы «национальность» в литовском случае свидетельствует о либерализации законодательства (гражданам предоставляется возможность вписывать или не вписывать в паспорт свою этническую принадлежность только по их желанию), поправки к Закону о паспорте не были бы приняты Сеймом Литвы и подписаны президентом Грибаускайте, если бы они не были выгодны власти. В чём же, в таком случае, выгода власти?

Она в том, что теперь можно будет достоверно выявлять активную часть в общинах национальных меньшинств, которые принципиально указывают себя в паспорте русскими или поляками. Затем это можно будет использовать для дискриминации по национальному признаку, а также в пропагандистских целях.

Допустим, пройдёт в Вильнюсе массовый митинг против президента и правительства, который закончится беспорядками и задержаниями. А потом провластные телеканалы предъявят одного из задержанных, у которого в паспорте будет написано, что он – русский, и скажут: вот она, «пятая колонна», путинские диверсанты работают на подрыв литовской государственности, всё как и предупреждали в Департаменте госбезопасности. Или же человек будет устраиваться на государственную службу, а в конкурсной комиссии увидят, что у него в паспорте написано «поляк», и не примут. Потому что ясно же, что он нелоялен литовской государственности: как его ни принуждали ассимилироваться, ни заставляли писать имя-фамилию на литовский манер, а он всё равно называет себя поляком. И даже настаивает на своей польской национальности. Значит, потенциальный изменник Родины. Как такого принимать на работу, скажем, в полицию: если прикажут разогнать акцию протеста литовских поляков в защиту своих прав, то разве он выполнит приказ? Скорее, перейдёт на их сторону. Вместе с оружием. Так что стратегически, с позиции литовской власти, поправки к Закону о паспорте – это очень умное решение.

Если бы речь шла не о Литве, то о поправках можно было бы говорить в контексте либерализации законодательства и расширения предоставляемых публичных услуг гражданам.

Но речь идёт всё-таки о Литве: стране, в которой судят за двуязычные таблички, закрывают польские школы и преследуют русские газеты, а спецслужбы в своих публичных отчётах не разбирая записывают культурные организации национальных меньшинств в «пятую колонну».

Характерно и то, какие аргументы приводят критики закона. «До вступления этого закона в силу все проживающие в Литве были гражданами Литвы и только, не было никакого формального основания считать, что здесь имеется какое-то меньшинство "соотечественников русской национальности". Теперь же сразу появляется формальный повод России говорить, что здесь имеются её соотечественники и их надо защищать, потому что в паспортах указано, что они – русские», - заявил депутат Сейма от консерваторов Мантас Адоменас.

То есть отделение Крыма и протесты на востоке Украины произошли от того, что у России и украинских русских был какой-то «формальный повод» считаться русскими? Ничего подобного: в украинских паспортах графа «национальность» отсутствует. Последним её предлагал вернуть лидер ультраправой «Свободы» Олег Тягнибок: чтобы было видно, кто представители великой украинской нации, а кто «жиды и москали». Именно «Свобода», кстати, в первые же дни после бегства Януковича добилась отмены Закона о региональных языках. Правда, потом и. о. президента Украины Александр Турчинов наложил вето на отмену этого закона, но было уже поздно: тому же Крыму сразу стало ясно, какие силы пришли в Киеве к власти. И началось…

Поэтому если Литва не хочет для себя «украинского сценария», ей надо думать не о «формальном поводе», который даёт Кремлю наличие в Литве русских соотечественников, а о налаживании отношений со своими собственными русскими, польскими и иными соотечественниками. Только тогда можно будет не бояться «нелояльного населения», а возможность указывать в паспорте национальность будет восприниматься без подозрения и исключительно в позитивном контексте. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров