×
Политика Политика

«Мосты» и «буферы»: разруха не в клозетах, а в головах

Источник изображения: http://gdb.rferl.org

Премьер-министр Греции Алексис Ципрас предположил, что его страна, как член ЕС, может стать связующим звеном между Россией и Западом. В это же время глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич сравнил современную Россию с Третьим Рейхом и предсказал ей такой же итог. Подобные заявления про «Третий Рейх» и «террористическое государство» делаются от беспомощности и глубоких комплексов: за четверть века Прибалтика упустила данный ей географией шанс быть связующим звеном между Россией и Западом, а в качестве «буферной зоны» оказалась на обочине мировой истории.

Оказывается, для того, чтобы быть геополитическим мостом, не обязательна даже соответствующая география. Греция не только не граничит с Россией, но и находится совсем в другом регионе, и приоритеты внешней политики и политики безопасности у неё никак не связаны с Россией, которая в территориальных спорах с Турцией или по проблеме прибывающих из Северной Африки беженцев едва ли может чем-то помочь Афинам. Тем не менее, новый греческий премьер допускает, что положение Греции на международной арене можно укрепить с помощью функции посредника — связующего звена между Россией и Западом.

«Мы находимся в геополитической обстановке особой напряженности, имеются вызовы, общие вызовы, и нужно посмотреть, как им противостоять. Мы должны посмотреть, как наши народы и страны могут реально сотрудничать во многих отраслях — экономики, энергетики, торговли, сельского хозяйства, посмотреть, где мы можем помочь друг другу, и главным образом изучить, насколько наше сотрудничество может быть конструктивным, поскольку я действительно считаю, что Греция как страна-член ЕС может быть связующим звеном, мостом между Западом и Россией», - заявил Алексис Ципрас накануне визита в Россию.

Невольным фоном для этого заявления стало очередное выступление в «твиттере» главы МИД Латвии Эдгара Ринкевича, на сей раз сравнившего Россию с Третьим Рейхом. «Чем больше я смотрю на современную Россию, тем больше я прихожу к выводу, что она закончит как Германия после Первой и Второй мировых войн», - написал Ринкевич.

Такое выступление министра вызвало переполох даже в латвийской элите, которая хоть и выступает против действий России, но все же держит себя в рамках дипломатичности и корректности. А тут Ринкевич выдал какой-то Grybauskaite style: «террористическое государство», Путин — это Гитлер, Россия — это нацистская Германия и т. п. На скандал оперативно отреагировала даже премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма, заявившая: «Конечно, министр иностранных дел — министр, который официально представляет мнение Латвии. Но я подчеркиваю, что это мнение, высказанное в социальных сетях, не официальная позиция Латвии, а личное мнение Эдгара Ринкевича. Я даже удивилась, когда его прочла. Сегодня мы с ним обсудим, что он пишет в социальных сетях».

В социальных сетях Эдгар Ринкевич в самом деле пишет такое, что потом вся Латвия краснеет и смущенно хихикает. Однако высказывания о России, которые себе позволяют главный дипломат Латвии, его литовский коллега Линас Линкявичюс и начальница последнего Даля Грибаускайте, выходят далеко за пределы рубрики «Курьезы». Они делают вещи диаметрально противоположные тем, что должны делать дипломаты. Это как если бы адвокат не защищал клиента, а требовал его посадить на подольше, как если врач не лечил пациентов, а заражал их новыми болезнями.

Так и прибалтийские министры иностранных дел делают не то, чего требует их профессия, а прямо противоположное. Создают конфликты, вместо того, чтобы гасить их, разрывают связи, вместо того, чтобы их налаживать.

В результате в Москве уже предлагают ввести санкции и персонально против главы МИД Латвии, и против Латвии в целом, раз у неё такой глава МИД.

Тот же Ринкевич в том же «твиттере» одновременно с рассуждением о трагической судьбе России отметился утверждением, что «Центр согласия и Национальное объединение совокупляются с целью превратить Латвию в тоталитарное государство, которое потом можно сдать Кремлю». И этот человек — министр иностранных дел! Давать человеку с таким словесным недержанием эту должность — это как давать скальпель хирурга эпилептику. Однако в балтийских странах именно такие люди занимают подобные должности. В Эстонии на официальном уровне маргиналом считают одного из основателей республики — мэра Таллина Эдгара Сависаара (потому что он — за хорошие отношения с Россией), а президентом там — человек, впервые в жизни увидевший Эстонию в 38 лет и называющий теперь страны, налаживающие отношения с Россией, «полезными идиотами». В Литве президент тоже — не одна из основательниц постсоветской республики Казимира Прунскене (она за сохранение хороших отношений с Россией), а бывший агент КГБ и научный секретарь Вильнюсской партшколы в 1990 году, именующая теперь Россию «террористическим государством». В Латвии вот — Ринкевич.

К власти в странах Балтии приходят лидеры, личная деградация которых соответствует деградации их стран, достигнутой за четверть века пребывания в качестве «буферной зоны».

Современная Прибалтика на международной арене это бесконечные, вызывающие у западных союзников то смех, то безнадежную тоску и усталость разговоры о неизбежности российской агрессии, перманентное увеличение присутствия НАТО, разговоры о русской пятой колонне, параноидальная активность спецслужб, обслуживающих фобии параноиков во власти. Вечные темы с негражданами и языковыми правами русскоязычного населения, разговоры о «российской пропаганде», к которым теперь прибавились разговоры о «зеленых человечках», увеличения расходов на оборону, усиления охраны государственной границы...

Возьмем для сравнения так же граничащую с Россией Финляндию. «Граница между Финляндией и Россией — одна из самых стабильных и спокойных в мире, там нет никаких проблем. Такого же мнения придерживается и Москва. И нет никаких причин для того, чтобы Россия хотела там проблем, - заявил недавно министр иностранных дел Финляндии Эркки Туомиойя, - Присутствие военнослужащих НАТО на этой границе как раз вызовет такой эффект. Лично я не считаю, что НАТО будет нападать на Россию, однако такое мнение бытует в России, и мы должны его учитывать».

Финляндии нечего бояться в отношении России — она с пятидесятых годов прошлого века была геополитическим мостом между Советским Союзом и Западом, и сохраняет эту функцию сейчас — между Западом и Россией.

За полвека пребывания в этом статусе Финляндия превратила себя из двойной периферии России и Швеции в лучшую для жизни страну, согласно рейтингу 2010 года в журнале Newsweek. В полноценного члена западного мира, с успешной развитой экономикой и процветающим обществом скандинавского типа.

А состоялась эта история успеха (без кавычек) потому, что Финляндия в середине прошлого века не упустила свой шанс, подаренный ей историей и географией. Сотрудничество с большим восточным соседом стало для неё трамплином, с помощью которого Финляндия взлетела из недавней национальной окраины в страны Первого мира. Теперь же этот опыт рассчитывают повторить и те страны, которым история с географией фору не дают. Та же Греция. Или Венгрия. Или Чехия.

Но только не Литва, Латвия и Эстония, которые свой шанс упустили окончательно и рассматриваются теперь Россией как зона отчуждения, которую потерять навсегда не жалко. Потерять Финляндию жалко, испортить отношения с её президентом Саули Ниинистё или главой МИД Эркки Туомиойя было бы глупо и обидно. А какие могут быть отношения с президентом Литвы Далей Грибаускайте или главой МИД Латвии Эдгаром Ринкевичем? Таких России не может быть жалко ни секунды. От этого они так бесятся, боятся и заходятся в крике.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров