×
Политика Политика

Путин и Грибаускайте далеки как «да» и «нет»

Источник изображения: http://www.ulevičius.lt

Известный литовский журналист Витас Томкус написал, что президенты России и Литвы Владимир Путин и Даля Грибаускайте похожи как две капли воды. На самом деле нельзя сравнивать несравнимое: президенты России и Литвы отличаются друг от друга даже не несопоставимостью масштабов, а смыслом своей деятельности во главе государств. Владимир Путин отстаивает суверенитет России и ее независимость от мирового гегемона, Америки, на международной арене. Даля Грибаускайте использует Литву как инструмент обеспечения американских геополитических интересов и своих карьерных амбиций.

«Почему мне нравится Путин. Потому что президент России Владимир Путин для меня очень похож на нашего любимого президента Литвы Далю Грибаускайте. И вовсе не потому, что они оба свою политическую карьеру когда-то начинали в Ленинграде и оба являются мастерами боевых искусств — даже носят одинакового цвета, черные, пояса (он — дзюдоист, она — каратистка), — пишет глава медиагруппы Respublika и один из руководителей информационного агентства ELTA Витас Томкус. — И Владимир Путин, и Даля Грибаускайте являются единовластными руководителями страны, точнее правителями, рейтинги которых растут обратно пропорционально уровню жизни людей».

Статья Витаса Томкуса по литовским меркам очень смелая. Даже дерзкая. И названием: «А мне нравится Путин». И сравнением «врага рода человеческого» с Ее Превосходительством. И особенно намеком на начальный период карьеры Дали Поликарповны в городе-герое Ленинграде.

Смысл публицистического заострения понятен. Уподобляя Грибаускайте Путину и имитируя восхищение последним, автор пытается указать на недопустимость авторитарных методов правления г‑жи президента. Вроде бы хвалит, а на самом деле критикует главу своего государства. Расставляет патриотам Литвы логическую ловушку: если тебе, патриот, нравится Грибаускайте, то должен нравиться и Путин. Стиль работы ведь у них одинаковый и методы одни и те же.

Но пущенная стрела летит мимо. Не получается уподобить друг другу Путина и Грибаускайте. И дело здесь не в сравнении несравнимого: глав маленькой восточноевропейской страны и ядерной сверхдержавы, о которой даже американский истеблишмент говорит, что она повлияла на исход президентских выборов в США. И не в том, что по стилистике у Путина и Грибаускайте не так уж много общего: президент России, во всяком случае, никогда не хамил послам при вручении верительных грамот и не интересовался, не подавились ли они еще молоком.

Дело в смысле работы Путина и Грибаускайте во главе своих стран.

Если Владимир Путин отстаивает суверенитет России и ее независимость от мирового гегемона, Америки, на международной арене, то Даля Грибаускайте использует Литву как инструмент обеспечения американских геополитических интересов и своих карьерных амбиций.

Находить при этом между ними черты сходства при противоположности конечных целей — занятие неблагодарное. Витас Томкус пишет: «К счастью, ни Путин, ни Грибаускайте ни на какие авторитеты внимания не обращают. Володя на Мюнхенской конференции послал Обаму на три буквы, а наша Далите отказалась даже сидеть с Обамой за одним столом с угощениями, который тот, путешествуя по Восточной Европе, устроил для президентов стран Балтии». И сравнивает несравнимые вещи.

Владимир Путин произнес свою знаменитую Мюнхенскую речь в 2007 году, когда Барак Обама был сенатором от штата Иллинойс и президента США в нём еще никто не видел. Мюнхенская речь Путина была не выпадом против Барака Обамы или любого другого президента США, а системной критикой всего однополярного мироустройства.

«Для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна», — говорил президент России. Вся система права одного государства, Соединенных Штатов Америки, перешагнула национальные границы и навязывается другим государствам. Международное право заменено правом сильного. Своей политикой Запад не способствует прогрессу в глобальном масштабе, а лишь консервирует экономическую отсталость в странах «третьего мира». Наконец, Россия — это страна с более чем тысячелетней историей; она всегда пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику и не собирается отказываться от этой привилегии и теперь.

Мюнхенская речь была декларацией суверенитета России и отказа ее руководства встраиваться в глобальную политическую иерархию во главе с Америкой. За этот выбор в пользу самостоятельности Россия теперь провозглашается вселенским злом и глобальной угрозой с вездесущими «зелеными человечками» и «русскими хакерами».

Разве можно сравнивать с этим банальную женскую истерику Дали Грибаускайте из-за невнимания, проявленного к ее чаяниям и надеждам. Из-за чего presidente сделала реприманд Бараку Обаме, отказавшись присутствовать на званом ужине, организованном президентом США для лидеров стран Центральной и Восточной Европы? Из-за того, что США тогда подписали с Россией новый Договор о стратегических наступательных вооружениях, забыв о своей беззаветно преданной союзнице — Литве.

А ведь для Литвы Соединенные Штаты — самый главный партнер на международной арене, союзнический долг перед Америкой — это святое, ради выполнения этого долга Литва посылала солдат в Ирак и Афганистан, жертвовала своими национальными интересами и положила себя на алтарь американской стратегии «сдерживания России». А президент США на такую собачью преданность даже внимания не обращает. Как тут не обидеться и не надуть губки?

Если Владимир Путин бросает вызов американскому однополярному миропорядку, то Даля Грибаускайте ревностно этому миропорядку служит, надеясь получить за эту честную и непорочную службу что-нибудь и лично для себя.

Поэтому Путин, вне зависимости от того, хорошо или плохо к нему относятся, один из самых известных и обсуждаемых людей в мире, а про Грибаускайте за пределами ее региона знают лишь специалисты по всё той же России и ее ближнему зарубежью. Это не потому, что Россия — самая большая страна в мире, а Литву все путают с Латвией и на карте показать не могут. Сингапур еще меньше Литвы, но его бывшего лидера Ли Куан Ю помнят как одного из величайших государственных деятелей ХХ века. Грибаускайте никто помнить не будет, потому что таких, как она, американских сателлитов сотни и тысячи по всему свету.

Для Путина Россия — это цель, тогда как Литва для Грибаускайте — средство. Далю Поликарповну не интересуют интересы своей страны — ей нужно задействовать Литву как рычаг для выполнения поставленных политических задач и, красиво отчитавшись о своей эффективности и полезности перед западными хозяевами, попросить повышение.

Путину незачем мечтать о повышении — он и так президент России. А Грибаускайте рассматривает свое президентство как ссылку в деревню и мечтает стать то главой Еврокомиссии, то генсеком ООН, то председателем Совета ЕС. Словом, выбраться хоть тушкой, хоть чучелом из своей провинции у моря, влиться в широкие ряды транснациональной бюрократии и работать где-нибудь в Нью-Йорке или Брюсселе.

От такого фундаментального несовпадения целей сравнение Путина с Грибаускайте становится совсем нелепым. К чему сравнивать божий дар с яичницей? Недовольство политикой президента Литвы можно выразить куда менее эксцентрично. Так, что в центре внимания будут непосредственно претензии к главе Литовского государства, а не оригинальные полемические приемы, которыми автор пытается привлечь внимание к своей критике.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Статья доступна на других языках:
Новости партнёров