×
Политика Политика

Демократия по-латышски: проигравший получает всё

Источник изображения: http://img2.gorod.lv

В Латвии обсуждают премьерские амбиции лидера правящей партии «Единство» Солвиты Аболтини. Парадоксальным образом самым вероятным кандидатом на должность премьер-министра Латвии является самый непопулярный латвийский политик. Но в этой парадоксальности — специфика латвийской демократии: главной правящей партией там является крайне непопулярная партия коррупционеров и бюрократов, а на руководство страной претендует дама, оскорбляющая избирателей, вызывающая всеобщее отвращение и даже не прошедшая по итогам последних выборов в Сейм.

Согласно последнему опросу, проведенному телеканалом LNT и агентством исследований TNS, самым популярным политиком Латвии является её новый президент Раймонд Вейонис (Союз «зеленых» и крестьян). Главе государства латвийские респонденты поставили самую высокую оценку деятельности — 6,5 балла из 10 возможных. На втором месте по популярности находится мэр Риги Нил Ушаков («Согласие») — его работу налогоплательщики оценили в 5,5 балла. Замыкает тройку лидеров спикер латвийского Сейма Инара Мурниеце (Национальное объединение) — 4,8 балла.

В свою очередь самым непопулярным в народе латвийским политиком из всех предложенных для составления рейтинга деятелей признана лидер главной правящей партии «Единство», бывший спикер Сейма Латвии Солвита Аболтиня. Ей «благодарные» избиратели поставили самую низкую оценку из всех чиновников и политиков — 2,7 балла.

При этом именно Солвита Аболтиня сейчас считается вероятным кандидатом на пост премьер-министра: о её премьерских амбициях в Латвии говорят уже несколько месяцев.

Получается, что главой исполнительной власти в Латвии собирается и реально может стать человек, вызывающий у всего латвийского общества — и у латышей, и у русских — идиосинкразию, более того, политик, которому даже собственный электорат недвусмысленно велел убираться вон из политики. На прошлогодних парламентских выборах избиратели «Единства» сенсационно «прокатили» председательницу правящей партии.

Нужно признать, что у электората партии власти были все основания разлюбить Аболтиню: за последние месяцы и даже недели перед выборами та сделала всё, чтобы даже среди своих стать всеобщим раздражителем. Всплыла на поверхность неприглядная правда о семейных бизнесах лидеров правящей партии: премьер Валдис Домбровскис, спикер Сейма Солвита Аболтиня «путали личную шерсть с государственной», используя служебное положение для развития бизнеса своих супругов. Казалось бы, Латвия — цивилизованная европейская страна, преодолевшая в себе советское мышление, а лидеры страны, не перестающие это повторять, на поверку ведут себя так же, как в презираемой ими «клептократической России».

Впрочем, невзлюбили Аболтиню, скорее, даже не за коррупционную составляющую её деятельности, а за то, что на все попытки говорить с ней о конфликте интересов спикер Сейма реагировала с хамским высокомерием и надменностью. Зарвалась. Обнаглела от чувства собственной вседозволенности, гоняет по латвийским дорогам с нарушением всех правил дорожного движения, плюет на дорожную инспекцию, смотрит на окружающих сверху вниз.

Сама Аболтиня всей своей деятельностью доказывает, что вынесенный ей общественностью приговор — справедлив.

Несмотря на поражение на выборах, она все равно пролезла в Сейм, заставив отдать ей мандат молодого партийца, за которого избиратели голосовали. Теперь нацелилась в премьер-министры, невзирая на свою крайнюю непопулярность. Мнение общества Аболтиню, похоже, не интересует до такой степени, что она позволяет себе прямо на камеру его оскорблять.

В прошлом месяце под стенами Сейма проходил пикет Латвийской ассоциации пенсионеров, требовавших увеличения индексации пенсий и страхования здоровья пожилых людей. В поддержку этих требований ассоциация собрала 70 тысяч подписей (все население Латвии меньше двух миллионов человек). Завидев идущую в Сейм Аболтиню, пенсионеры её освистали. Аболтиня в ответ…тоже освистала пенсионеров и гордо прошло мимо них на работу. Как тут не удивиться: а почему это в Латвии все её так не любят?

В этом и состоит специфика латвийской демократии: при стойком неприятии народа и власти друг к другу, власть остается властью. В результате доходит до того, что самый непопулярный человек в стране имеет все шансы стать премьер-министром.

Ведь казус Аболтини для Латвии не является единичным. Главная правящая партия — «Единство» — по популярности в Латвии является четвертой, тем не менее именно она — сборная латышской бюрократии — возглавляет правительство и контролирует самые «хлебные должности». Латвийские правительства стабильно не пользуются популярностью у населения, при этом самый непопулярный премьер-министр в новейшей истории страны — Валдис Домбровскис — является одновременно и рекордсменом по пребыванию на премьерском посту. Уровень неодобрения его деятельности по борьбе с кризисом (т.н «история успеха») в латвийском обществе по всем опросам никогда не опускался ниже 60% и доходил до 94% населения. Ни в одной демократической стране мира правящей режим не способен выдержать такого отторжения: если при антирейтинге в 94% не последует отставка правительства, то это правительство будет свергнуто революцией. Домбровскис же продержался на премьерском посту рекордные четыре с лишним года, и продержался бы еще дольше, до самых выборов в Европарламент-2014, если бы не трагедия в Золитуде, к которой он оказался причастен.

При этом нельзя не согласиться, что в Латвии, пусть даже с поправкой на лишенных права голоса неграждан, есть полноценная работающая демократия с реальным политическим выбором, многопартийностью, конкуренцией. Как так получается, что при соблюдении всех демократических норм у власти каждый раз оказываются совершенно непопулярные у избирателей личности, которые проводят отторгаемую абсолютным большинством народа политику?

Может быть, дело в том, что даже многопартийность, свобода политического выбора и конкуренция не имеют значения, когда речь идет о несамостоятельной, зависящей от внешних центров стране?

В социально-экономическом плане Латвия зависит от Брюсселя — её экономика держится на плаву за счет дотаций ЕС. Поэтому самой большой властью в стране обладают чиновники, «сидящие на потоках» из Евросоюза. В военно-политическом плане Латвия зависит от Вашингтона. Поэтому в борьбе за власть там побеждают не те, кто работает на национальные интересы (то есть на интересы собственного народа), а те, кто выполняет указания американских кураторов. Разумеется, в условиях демократии люди, приносящие согражданам один вред, не поддерживаются большинством населения. Но также разумеется, что в условиях отсутствия у страны подлинной независимости именно наместники и есть власть.  

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров