Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Среда
22 Февраля 2017

Превращается ли ОДКБ в противника НАТО?

Автор: Никита Мендкович

Превращается ли ОДКБ в противника НАТО?

08.11.2016  // Фото: Радио Азаттык

Заседание совета Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в конце октября приняло новую стратегию работы этого блока до 2025 года, а также подвело некоторые итоги его работы, которые вызывают большие дискуссии. Среди экспертов пока нет даже единой точки зрения, реально ли функционирует организация, обеспечивая коллективную оборону, или же тонет в бюрократии и согласованиях. Портал RuBaltic.Ru разобрался, какие задачи выполняет ОДКБ, для кого в действительности выступает угрозой и много ли внимания в Организации уделяют НАТО.

Для чего нужна ОДКБ?

Учения ОДКБУчения ОДКБ

В рамках ОДКБ есть как минимум несколько форматов сотрудничества по борьбе с оргпреступностью, уже не первый год работающих достаточно эффективно. Это совместная работа по борьбе с наркотрафиком и незаконной миграцией, которая направляется специальными координационными советами в рамках Организации. В последние годы активизировалась работа по борьбе с киберпреступностью, спасательные работы в чрезвычайных ситуациях и т. п.

Ежегодно проводятся международные операции «Канал» – по борьбе с контрабандой наркотиков и «Нелегал» – по пресечению незаконного пересечения границ. Ситуация и в той, и в другой сфере остаётся достаточно сложной в странах Договора, однако упомянутые операции позволяют хоть сколько-то снизить угрозу, ежегодно перехватывая значительное число нелегалов и контрабандистов. По официальным данным, только в рамках «Канала-2015» странам-участницам ОДКБ удалось совместно изъять из оборота более 1,6 тонны наркотических веществ.

Однако в мире Организация традиционно рассматривается как военный блок постсоветских государств, цель которого – преимущественно вооружённая защита интересов участников. Поэтому зачастую именно военную составляющую рассматривают как критерий успешности или неудачи создания союза. Поскольку, к счастью, ОДКБ так и не пришлось в последние годы непосредственного прибегать к военной силе, это открывает широкий простор для суждений.

Если попытаться выделить основные виды существующих угроз для стран Договора, то можно наметить примерно следующий список направлений:

  • «афганская» угроза для республик Центральной Азии (ЦА), исходящая от террористических организаций и ОПГ, действующих в нестабильном Афганистане, которые могут пытаться наносить удары по территории ближайших государств Организации, Таджикистана и Кыргызстана;

  • внутренние проблемы ЦА, связанные с конфликтами из-за водных ресурсов и незавершённой демаркации границ, прежде всего – пограничные споры Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана;

  • Нагорный Карабах и постоянно тлеющий конфликт Армении с Азербайджаном, не входящим в ОДКБ, но поддерживающим большинство постсоветских объединений;

  • западное направление, где странам Организации приходится соприкасаться с недружественно настроенным НАТО и нестабильной Украиной;

  • наконец, это Ближний Восток, где разросшаяся террористическая организация ДАИШ превратилась в угрозу безопасности практически для всех крупных государств.

Война с террором

Основной задачей КСОР является отработка возможных сценариев вторжения экстремистов с территории Афганистана в государства Центральной Азии.

Основной задачей КСОР является отработка возможных сценариев вторжения экстремистов с территории Афганистана в государства Центральной Азии.

На текущий момент основной инструмент защиты ОДКБ от всех видов военных и террористических угроз – Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), военная группировка от 20 тысяч человек личного состава (данные 2012 года), которая должна решать задачи отражения вооружённых атак против членов Организации. Ядро группировки составляют 98-я дивизия ВДВ РФ и 37-я десантно-штурмовая бригада аэромобильных войск Казахстана. Кроме того, все страны-участницы делегируют в Коллективные силы не менее одного войскового батальона. Координировать использование этих сил должны военный совет и штаб ОДКБ.

Сейчас основной задачей КСОР является отработка возможных сценариев вторжения экстремистов с территории Афганистана в государства Центральной Азии, прежде всего Таджикистан и Кыргызстан. В регионе ежегодно проводятся антитеррористические учения ОДКБ, направленные на локализацию и разгром отрядов противника. Обычно, правда, в них участвует не более 2,5–3 тысяч военнослужащих КСОР, т. е. речь не идёт о полном развёртывании группировки.

Возможно, это связано с обнаружением ряда «военно-технических» ограничений в работе Коллективных сил. Так как подразделения, входящие в их состав, изначально находятся в местах постоянной дислокации, их переброска в регион очень сильно зависит от оперативности национальных штабов и тыловых служб. 

Из-за этого развёртывание КСОР иногда происходит со скоростью самого медленного из участников, и могут возникать ситуации, когда до вступления контингентов в бой проходит 3–5 суток.

В принципе, подобная оперативность вполне достаточна для отражения масштабного военного вторжения, первый натиск которого национальная армия выдерживает сама, а потом уже рассчитывает на поддержку союзников. Однако в случае террористических рейдов в формате «ударь и беги» задержка может оказаться критической, а атака закончится быстрее, чем союзники успеют вмешаться.

В связи с этим сейчас на Центрально-Азиатском театре пришли к следующему формату. В случае вторжения из Афганистана первыми в Таджикистан перебрасываются силы быстрого реагирования из Центрального военного округа России (от 11 до 23 часов на развёртывание и вступление в бой), задачей которых является связать боем и блокировать силы противника, КСОР включаются в бой по мере развёртывания и помогают ликвидировать враждебные вооружённые формирования, пользуясь численным превосходством.

В настоящий момент ОДКБ в значительной мере ориентирована на защиту таджикистано-афганской границы, однако вне поля зрения Организации оказываются граничащие с Афганистаном Туркменистан и Узбекистан. Здесь, правда, снова актуальны двусторонний формат сотрудничества с Россией, которая оказывает военно-техническую помощь практически всем странам региона, или же консультации по линии ШОС, в которую входит Узбекистан. Судя по косвенным признакам, в том или ином формате после вывода иностранных войск из Афганистана и резкого роста угроз безопасности диалог стран ОДКБ с двумя неприсоединившимися республиками активизировался.

В борьбе с ДАИШ на Ближнем Востоке, в которой участвуют российские ВКС, Москва предпочитает принимать решения сама, не вовлекая в боевые действия союзников по Организации. «Россия там вполне справляется со всеми задачами», – так в июне охарактеризовал обстановку в Сирии заместитель генсека ОДКБ Валерий Семериков. 

При этом на политическом уровне страны – участницы Договора поддерживают действия России в регионе. Даже в период конфликта с Турцией, с которой Казахстан поддерживает тесные связи, Астана выступила с заявлением в поддержку Москвы и активно содействовала прекращению конфликта.

Не атака, а защита от НАТО

В случае конфликта Россия – Запад ОДКБ не останется в стороне.

В случае конфликта Россия – Запад ОДКБ не останется в стороне.

Судя по всему, позиция стран ОДКБ также едина и на западном направлении. На это указывают, например, августовские учения «Взаимодействие-2016» в Псковской области, в которых приняли участие 1300 бойцов КСОР и в ходе которых военные отрабатывали прикрытие западной границы России с государствами – членами НАТО. Подчеркнём, по легенде учений отрабатывалось именно противостояние войскам Альянса, вторгающимся в РФ. А это должно было показать, что в случае конфликта Россия – Запад ОДКБ не останется в стороне.

Таким образом, с «крупными» угрозами на западном и южном направлении ОДКБ справляется или, во всяком случае, имеет проработанные планы противодействия, силы и политическую волю для их воплощения в жизнь. Однако гораздо большую проблему на текущий момент составляют меньшие по размеру конфликты, конфликт в Нагорном Карабахе и пограничные вопросы Центральной Азии.

Пограничные противоречия

Россия и ОДКБ выступают в роли миротворцев при киргизо-узбекистанских пограничных инцидентах.

Россия и ОДКБ выступают в роли миротворцев при киргизо-узбекистанских пограничных инцидентах.

Пограничные проблемы в ЦА особенно обострились в 2014 году, когда между Кыргызстаном и Таджикистаном в районе пограничного села Кок-Таш произошло вооружённое столкновение, в котором, по некоторым данным, были задействованы миномёты пограничных войск. Конфликт между двумя членами ОДКБ, к счастью, не принял масштабов, подобных Кипрскому кризису между Турцией и Грецией – фактической войне между этими двумя членами НАТО. Благодаря вмешательству ОДКБ и ОБСЕ Кок-Ташский инцидент был довольно быстро локализован, и стороны вернулись к дипломатическому диалогу, хотя проблема демаркации границ в регионе всё ещё не решена.

Также Россия и ОДКБ выступают в роли миротворцев при киргизо-узбекистанских пограничных инцидентах в Ошской области, которые также происходят с опасной регулярностью и вызывают серьёзную озабоченность в Бишкеке. Впрочем, сейчас есть надежда на улучшение ситуации, так как и. о. президента Узбекистана Шавкат Мирзиёев выразил готовность к перезагрузке отношений с Кыргызстаном и возобновлению диалога по пограничным вопросам.

Карабахский тупик

Карабахский тупик. Армения и Азербайджан готовятся к худшему.

Карабахский тупик. Армения и Азербайджан готовятся к худшему.

При этом Нагорно-Карабахский конфликт пока не имеет ни малейших перспектив дипломатического разрешения. Армения и Азербайджан до сих пор балансируют на грани войны из-за спорных территорий, причём Ереван, являясь членом ОДКБ, может рассчитывать на поддержку других стран Организации в случае эскалации конфликта. Однако вопрос о грани понятия «эскалация» встаёт каждый раз при активизации боевых действий на Кавказе.

В теории, пока боевые действия ведутся в Карабахе, как это было в 2016 году, де-юре они находятся вне границ международных соглашений, так как сама Армения не признаёт НКР и не может апеллировать к Договору о коллективной безопасности, заключённому в отношении границ государств, признанных ООН. Однако, когда конфликт затрагивает уже признанные территории (эскалация на границе с Тавушской областью Армении в сентябре 2015-го), правовые последствия могут возникнуть в любой момент.

Пока прочие участники ОДКБ всячески стремятся избежать развития конфликта, так как заинтересованы в экономическом сотрудничестве не только с Арменией, но и с Азербайджаном. Россия и Беларусь, например, ведут даже торговлю оружием с Баку, что вызывает острые протесты в Ереване, который считает, что союзники обязаны добиваться разрешения конфликта в пользу армянской стороны. 

При этом, правда, в Азербайджане многие продолжают считать позицию ОДКБ и России проармянской и даже утверждать, что она формируется армянскими диаспорами в странах Организации.

Ожидать другого подхода от обоих государств крайне трудно, так как память о Карабахском конфликте стала одной из «точек сборки» идеологии и социальной памяти каждой из стран. В этих условиях задачей ОДКБ становится «двустороннее сдерживание», одним из механизмов которого являются в том числе поставки оружия обеим сторонам конфликта. Статус-кво, видимо, планируется сохранять вплоть до того момента, пока время не залечит военные раны и не позволит армянам и азербайджанцам вернуться к разрешению двусторонних противоречий на основе компромиссов. Вплоть до этого момента миротворческая роль ОДКБ и России на Кавказе будет огромной.

Главный результат – минимизация угроз

ОДКБ сталкивается с большинством значимых угроз безопасности на постсоветском пространстве.ОДКБ сталкивается с большинством значимых угроз безопасности на постсоветском пространстве.

Как мы видим, ОДКБ сталкивается с большинством значимых угроз безопасности на постсоветском пространстве и смогла выработать механизмы противодействия им. На текущий момент доступные средства позволяют если не ликвидировать угрозы, то снижать их уровень, насколько это возможно.

На текущий момент в большинстве случаев ОДКБ остаётся единственной международной организацией, не только готовой брать на себя ответственность за безопасность на постсоветском пространстве, но и имеющей средства для решения подобной задачи, такие как КСОР, специализированные экспертные группы и исполнительные органы. Несомненно, потенциал Договора ещё не исчерпан и Организации есть куда расти. Однако прошедшие с её создания годы показали, что, несмотря на очень долгий этап дискуссий и согласований, ей удалось состояться как мощному постсоветскому объединению.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Курсом мордорнизации

Курсом мордорнизации

Реформаторские инициативы, подобные казахстанским, примерно в то же время появились в Узбекистане, могут в ближайшее время появиться в России или Беларуси, но никогда — в странах Прибалтики и Украине. Там категориями модернизации больше не мыслят.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Они освобождали родную Прибалтику: 16-я Литовская стрелковая дивизия

Они освобождали родную Прибалтику: 16-я Литовская стрелковая дивизия

Свое боевое крещение 16-я Литовская стрелковая дивизия получила 21 февраля 1943 года.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо