×
Политика Политика

Польша тянет Беларусь в западную орбиту влияния

Источник изображения: БелТА

Минск и Варшава посылают сигналы о готовности к позитивному диалогу. В Беларуси идёт демократизация и наши контакты могут ускорить этот процесс, рассказывал маршал Сената Польши во время своего белорусского турне. Минск пытается решать экономические проблемы с помощью усиления взаимодействия с соседями, помимо прочего, предлагая себя в качестве донора региональной безопасности. Восточноевропейские партнёры с энтузиазмом откликаются, намереваясь использовать эту миролюбивую концепцию Беларуси для втягивания республики в западную орбиту влияния, для ослабления её связей с Москвой.

Маршал польского Сената Станислав Карчевский вместе с парламентской делегацией завершил свой двухдневный визит в Республику Беларусь. Карчевский встречался с президентом Лукашенко, с председателем Совета Республики (СР) Мясниковичем, с белорусской оппозицией, пообщался со студентами филфака БГУ и руководством вуза. На заседании сессии СР с участием маршала был одобрен законопроект о ратификации соглашения о сотрудничестве между верхними палатами парламентов Польши и Беларуси, было ратифицировано соглашение о сотрудничестве в сфере образования. В завершение визита Карчевский посетил урочище Куропаты, где почтил память жертв сталинских репрессий.

После возложения памятных венков маршал рассказал журналистам о политике Польши в отношении Беларуси. «Процесс демократизации Беларуси идёт, у нас есть два пути: говорить или не говорить с сегодняшней белорусской властью. И как с властью, так и с оппозицией мы пришли к выводу, что всё-таки разговаривать нужно», – сообщил Карчевский. 

«Беларусь хочет восстановить своё доброе имя в Европейском союзе, хочет показать себя с хорошей стороны, поэтому мы хотим попробовать установить с ней взаимные отношения, не делая слишком резких и далекоидущих движений», – говорил маршал накануне поездки.
Станислав Карчевский
Станислав Карчевский

Официальная Варшава, конечно же, не намерена брататься с Лукашенко. Важнейшей частью визита в Беларусь была встреча с «тутэйшыми» поляками. Протокольные посиделки на высшем уровне – оно хорошо, но Pax Polonica важнее. Обольщаться не надо, никакого прорыва в польско-белорусских отношениях не будет. Некоторое потепление «не означает, что мы поддерживаем всё, что делает эта (белорусская – прим. RuBaltic.Ru) власть», – заверил Карчевский польских соотечественников, проживающих в республике.

Дойдя до определённого градуса «теплоты» отношений, поляки, как правило, упираются в Союзный договор Беларуси и России. Антироссийские настроения в рядах польской элиты всё ещё находятся в районе своего пика и не собираются спадать.

Стратегические ориентиры официального Минска, между тем, остаются неизменными: партнёрские отношения с Москвой в экономической, политической и военной сферах, евразийская интеграция, интеграция в рамках Союзного государства. 

Экономические связи Польши и Беларуси могут и должны развиваться дальше, но в плоскости политического, в плоскости исторической памяти между сторонами продолжает сохраняться нерушимая стена.

«Флирт» официального Минска с Варшавой гармонично вписывается в программу тактических намерений Беларуси выжать максимум из своего нынешнего положения в Европе, нарастить взаимодействие со своими соседями. Поэтому, помимо торгово-экономического сотрудничества, белорусы интенсифицируют контакты, предлагая себя в качестве регионального «донора безопасности». Так, в ходе двухдневного визита белорусской делегации в Латвию 6–7 декабря между министерствами обороны двух стран было подписано соглашение о военном сотрудничестве. Документ подразумевает усиление кооперации в вопросах международной безопасности и оборонной политики, надзора за воздушным пространством, контроля над вооружениями и военной медицины. Аналогичное соглашение существует у Минска с Литвой, и даже с таким «закадычным другом» евразийской интеграции, как США, имеется план взаимодействия в военных сферах.

Эдгар РинкевичЭдгар Ринкевич

Белорусские власти, конечно, понимают, что подобная разновекторность в Европе не поощряется. Невозможно представить, что та же Латвия сегодня могла бы подписать хоть какое-то «военное» соглашение с Россией. Во время европредседательства прибалтийской республики глава латвийского МИД Эдгар Ринкевич поехал в Москву практически через силу, вдоволь поворотив перед этим носом и покапризничав. Власти Беларуси, со своей стороны, готовы идти на контакт с восточноевропейскими националистами, готовы ради диалога отложить на полку идеологические вопросы. Давайте говорить на прагматической основе, не трогая ценностный фундамент нашей белорусской модели, предлагают западным партнёрам из Минска. Но нет. Восточноевропейские «друзья» Беларуси умышленно «расчёсывают» болезненные вопросы. 

То же посещение маршалом польского Сената урочища Куропаты – пусть небольшой, но очередной заметный упрёк в адрес белорусской модели бесконфликтного отношения к советскому прошлому.

Было бы наивным полагать, что польские апологеты идеи Междуморья вдруг переродятся в прагматиков и реалистов, перестанут поучать и упрекать Беларусь. Варшава говорит о решении идти на диалог не ради диалога, но для «демократизации» белорусского режима. Будет продолжаться политизирование вопроса польского меньшинства, будут поступать новые претензии на историческую истину, предприниматься новые атаки на «порочащий» белорусов евразийский вектор интеграции и близость к России. Польша намерена и дальше работать на вовлечение Республики Беларусь в западную орбиту влияния, используя для этого миролюбивую концепцию «донора безопасности».

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров