×
Политика Политика

Ценностные основания евразийской интеграции. Ч. 1

Источник изображения: http://eurasiaforum.ru/

Любимое словосочетание большинства политиков современных США и Европы – «западные ценности». Это словосочетание неизменно пускается в ход тогда, когда нужно «развести» кого-либо на принятие нужного Западу решения, ибо все, кто против позиции Госдепа и ЕС, автоматически объявляются противниками этих ценностей. А значит, подлежат остракизму, санкциям, осуждению или даже уничтожению. Не больше и не меньше.

В одной из своих статей, посвящённых анализу ценностных систем современного Запада и России, я процитировал экс-министра иностранных дел Эстонии Марину Кальюранд, заявившую, что одной из причин, «по которым ЕС будет и впредь следовать антироссийским курсом, является разница в подходах к вопросу об “основных ценностях”». Попросту говоря, геноцид по отношению к русским в Прибалтике и где бы то ни было оправдан, потому что у них-де «неправильные» ценности.

Замечу, что экс-глава МИД Эстонии при этом смогла назвать лишь одну «характерную черту», которая, по её мнению, отличает Европу от России. Это «агрессивность» последней.
Марина Кальюранд
Марина Кальюранд

«Учитывая агрессивный характер внешней политики России, Европа будет продолжать придерживаться прежней позиции по отношению к ней», – вынесла приговор Кальюранд.

Логика, как видим, здесь не ночевала. Налицо диссонанс между тем, что чиновнику хочется сказать, подлинным смыслом произносимого и объективной реальностью.

Не ночевала здесь и аксиология (наука о ценностях), ибо ничего ценностного в высказывании эстонского чиновника нет – одна лишь политическая мифология. К примеру, ведь ничто же не мешало Западной Европе долгое время сливаться в экстазе с действительно агрессивной Турцией, а США, к примеру, с Саудовской Аравией, ценностные приоритеты которой огого как далеки от ценностей, декларируемых западными политиками.

Но оставлю в стороне логику и сравнительный анализ показателей реальной агрессивности НАТО, в одностороннем порядке расширяющего своё влияние в направлении российских границ, и России, вынужденной в ответ приводить в действие свои оборонные системы. Перейду к главному – к вопросу о том, каковы же на самом деле подлинные ценности современной Западной Европы, в том числе – в сравнении с ценностями российскими.

Начну свой анализ с утверждения, что сознание большинства граждан современной России, отказавшейся от «социалистической» идеологии и не прибившейся ни к одной сколько-нибудь надёжной доктрине, куда свободнее (в том смысле, что оно меньше заштамповано) сознания среднестатистического западного человека.

Постсоветский человек в массе своей находится в состоянии затянувшегося и во многом самостоятельного поиска новых мировоззренческих оснований своего бытия.

В современной России, к примеру, и некоторых других постсоветских странах мы видим мировоззренческий плюрализм в действии – плюрализм, который, с одной стороны, предоставляет индивидам свободу выбора, с другой – не избавляет их от неизбежного погружения в разрушительный хаос многочисленных сверхсубъективных, а потому бессмысленных интерпретаций происходящего.

Иное дело – человек западный, которого лишили свободы выбирать, но убедили в том, что он свободен, как никто другой.

Западного человека убедили также в том, что любая информация или позиция, не вписывающаяся в утверждаемую Вашингтоном, Лондоном и Брюсселем картину мира, является пропагандойЗападного человека убедили также в том, что любая информация или позиция, не вписывающаяся в утверждаемую Вашингтоном, Лондоном и Брюсселем картину мира, является пропагандой

За долгие годы борьбы с «мировым злом» (в чём бы оно ни выражалось – в российском «империализме», коммунизме или «диктатуре» Путина) западного обывателя приучили верить исключительно своим СМИ. Более того, заставили верить в то, что свои, евроамериканские массмедиа профессиональнее и правдивее каких-либо других.

Западного человека убедили также в том, что любая информация или позиция, не вписывающаяся в утверждаемую Вашингтоном, Лондоном и Брюсселем картину мира, суть пропаганда.

Сегодня эта категория находится на пике своей актуальности. И не беда, что она давно утратила изначальный смысл, превратившись в штамп и жупел. Важно, что этот штамп функционален, универсален, а потому эффективен с точки зрения достижения целей гибридной войны. Он позволяет маркировать с выгодой для себя любые события и смыслы.

При помощи вброса в мировое информационное пространство понятия «западные ценности» (подразумевается – «ценности цивилизованного мира») Запад невольно избавляется от известной смысловой коллизии. Так, если современная Россия не имеет официальной национальной идеи (более того, на уровне официоза она всячески демонстрирует приверженность либеральной, то есть прозападной идеологии), то как можно вести против неё идеологическую борьбу? Ну так Запад и не объявляет России войну по идеологическому признаку, как во времена холодной войны. Сегодня он обвиняет РФ в том, что у неё «неправильные ценности». Что как бы и даёт ему моральные и прочие «основания» для нового наступления на Россию по всем возможным направлениям.

При этом западные идеологи и интеллектуалы, если предложить им расшифровать понятия «американские ценности», «европейские ценности», «западные ценности» и т. п., как правило, назовут с десяток, не более, расхожих штампов, давно утративших изначальный смысл.

При расшифровке, например, термина «европейские ценности» вам назовут в первую очередь всё ту же «демократию», а помимо неё ещё и «свободу перемещения», «сильное гражданское общество», «приоритет права», «политический плюрализм», «систему социальных гарантий», «толерантность» и ещё с десяток симулякров, в которые сегодня может всерьёз верить только какой-нибудь недоумок из Жмеринки. Во всяком случае, миллионы мигрантов из Азии и Африки устремлены в Европу вовсе не из-за её выдающихся ценностей, но по вполне утилитарным соображениям.

Разумеется, никто не объясняет кому-либо разницу между подлинной ценностью и симулякром, между идеалом и реальностью. Напротив, расхождение между словом (например, «демократией») и делом (тотальным подавлением инакомыслия и организацией свержения законных режимов в неугодных странах) стало одной из важнейших технологий, позволяющих Западу расширять пространство своих квазиценностей, за которыми на самом деле стоят его реальные экспансионистские интересы.

Понятно, что симулякр демократии предпочтительнее конкретной резни, например, в Сирии, а реально действующая система социальных гарантий лучше нарастающего олигархического беспредела на той же Украине. Но Россия ведь не Украина и тем более не разорённая Ливия или Сирия, чтобы россияне все и чохом захотели поменять прописку.

Телевизор в России работает несравненно лучше, чем на той же Украине и в большинстве западных стран. По меньшей мере, он не врёт телезрителям так нагло и в тех объёмах, как это происходит сегодня с западным или постсоветским прозападным ТВ, и объясняет гражданам РФ кое-какие их преимущества.

Главное преимущество российского образа жизни – традиционные ценности, которые пока что не осознаются гражданами РФ в полной мере, но которые уже работают в тех сегментах постсоветского (евразийского) мира, где они сталкиваются с западными ценностями: в Крыму, Новороссии, Армении, Молдове. То есть на границе двух миров – западного и российско-евразийского.

Для того чтобы приступить к описанию содержания евразийских ценностей, предлагаю читателю прочитать вот эту статью, являющуюся методологическим основанием понимания разницы двух ценностных систем – западной и российской (евразийской). После чего, уже в следующей нашей статье, мы и приступим к расшифровке ценностной матрицы российской (евразийской) цивилизации.

Часть II

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров