×
Политика Политика

«Одного Дональда хватит»: польские консерваторы проиграли битву за Евросовет

Источник изображения: mediaindonesia.com

Председателем Европейского совета снова избран Дональд Туск, личный враг Ярослава Качиньского. Таким образом, на протяжении следующих двух с половиной лет возглавлять один из ключевых институтов ЕС будет человек, чья партия на родине с треском провалилась на последних президентских и парламентских выборах. Консерваторы из правящей партии «Право и справедливость» («ПиС») как раз поэтому называют «Гражданскую платформу» не иначе как сборищем лузеров, распродающих польские национальные интересы то Брюсселю и Берлину, то Кремлю.

Вендетта

Для «ПиС» фигура Туска олицетворяет не только принципиальных политических оппонентов, но и все застарелые болезни Евросоюза, которые правые намерены лечить. Кроме того, лидер «ПиС» испытывает к Туску личную неприязнь. Ярослав Качиньский приписывает сопернику моральную ответственность за гибель в авиакатастрофе своего брата Леха. В 2010 году жесткий конфликт между «Гражданской платформой» и «ПиС» привел к тому, что президент Качиньский и премьер-министр Туск не могли полететь почтить память жертв Катынского расстрела совместно.

Ярослав КачиньскийЯрослав Качиньский

Впоследствии Ярослав отмечал, что, вопреки традиции, Туск отправился на Катынское кладбище не 10 апреля (как сделал Лех), а за три дня до этого, будучи с визитом в России для встречи с Владимиром Путиным. Якобы «после звонка Путина» Туск активно вставлял палки в колёса Качиньскому. Затем организацией полета главы государства занималось правительство, и Качиньский, по воспоминаниям брата, вынужден был лететь правительственным бортом, а не президентским. Когда Ярославу позвонили из правительства, чтобы сообщить о том, что направляющийся в Катынь «Туполев» потерпел крушение, он ответил: «Это результат вашей преступной политики, вы не купили новые самолеты». 

Позже Качиньский и соратники по партии фактически обвинили окружение Туска в сговоре с россиянами о сокрытии истинных причин трагедии. Уже этих причин хватило бы для того, чтобы в «ПиС» бросили все силы на недопущение победы Туска на европейском уровне.

Разборки в «яйце»

Голосование проходило в символическом месте. Впервые главы государств ЕС собрались в новом зале. Открытое зимой суперсовременное здание в Брюсселе за футуристическую сферическую форму прозвали «космическим яйцом». Для «еврореалистов» из Польши и прочих недовольных курсом ЕС помпезное «яйцо» стало красноречивым знаком европейской расточительности (строительство обошлось в 321 млн евро), китча и бездушной евробюрократии, бесконечно далекой от народа. Авторы здания хотели изобразить европейское единство. 

По иронии, на первом заседании Евросовета под новой крышей полного единства как раз не наблюдалось. Туск победил со счетом 27:1. Против выступила одна Варшава.

На протяжении многих месяцев глава польского МИД Витольд Ващиковский неоднократно давал понять, что кандидатура Туска неприемлема. Министр отмечал, что выбирать на важный пост человека, не пользующегося поддержкой в собственной стране, как минимум странно. В качестве альтернативы Польша выдвинула близкого к правым евродепутата от «Гражданской платформы» Яцека Сариуш-Вольского. Прославленного дипломата презентовали по-настоящему беспристрастным человеком, в отличие от Туска, открыто поддерживающего польскую оппозицию. 

Яцек Сариуш-ВольскийЯцек Сариуш-Вольский

Однопартийцы перебежчика от маневра «ПиС» ошалели, после чего в тот же день единодушно исключили кандидата из своих рядов. Одновременно Сариуш-Вольского выгнали с постов в Европейской народной партии, «материнской» для «Гражданской платформы» фракции в Европарламенте, которая всецело поддержала Туска. Сам неудавшийся «кандидат Качиньского» обвинил бывших коллег в сдаче польских интересов на международной арене, лицемерии и «атрофии государственного мышления».

«Одного Дональда хватит»

Незадолго до избрания Трампа президентом США Дональд Туск поделился в «Твиттере» мнением своей супруги: «Одного Дональда более чем достаточно». 

Фраза «Одного Дональда достаточно» впоследствии стала слоганом антитусковской кампании «ПиС». Туск изображался «немецким кандидатом», торгующим национальными интересами в обмен на подачки Меркель.

Для иллюстрации «подачек» использовались кадры получения Туском из рук канцлера премии им. Вальтера Ратенау — за заслуги по продвижению Евросоюза. 

Ранее Туску вручили похожую немецкую награду — премию им. Карла Великого. Наиболее болезненный пример «продажности» — история с верфями Гданьска, Гдыни и Щецина, одними из крупнейших судостроительных предприятий Европы. Судостроение — гордость польской промышленности. На верфях зарождалась легендарная «Солидарность», борющаяся за демократию в стране. С начала 1990‑х верфи переживали тяжелые времена, держались на плаву благодаря щедрым вливаниям из бюджета. 

В 2008–2009 годах Еврокомиссия признала господдержку верфей противоречащей практикам Евросоюза по части конкуренции, обязала их скорейшим образом приватизировать и компенсировать «нечестно полученные» 2,3 млрд евро. Туск отчаянно пытался спасти положение, собираясь продать верфи офшорным компаниям с арабским капиталом. В итоге производство останавливалось, рабочих увольняли. Только недавно, уже при консерваторах, Щецинскую верфь удалось продать польскому оборонному концерну PGZ. 

В данный момент ведутся переговоры по покупке PGZ верфи в Гдыне. Точно так же, заботясь о соблюдении принципов европейской конкуренции, прошлой осенью Еврокомиссия распорядилась приостановить взимание введенного консерваторами налога на супермаркеты. В Брюсселе посчитали, что новые налоги дают мелким магазинчикам несправедливые преимущества по отношению к крупным торговым сетям, в основном иностранным.

В «ПиС» также обвиняют Туска в том, что во время конфликта с Еврокомиссией вокруг Конституционного суда он позволял себе нападки на Польшу и «писал доносы», порочащие собственную державу. Припоминают ему и поддержку «Гражданской платформы», когда партия зимой пыталась блокировать Сейм.
За неделю до Рождества оппозиция блокировала трибуну Сейма
За неделю до Рождества оппозиция блокировала трибуну Сейма

Консерваторы квалифицируют захват трибуны и «сидячую забастовку» в парламенте как путч с целью саботировать принятие бюджета, а по сути — торпедировать флагманскую социальную программу «ПиС» «Семья 500+». В письме членам Евросовета премьер Беата Шидло подчеркивала, что Туск на посту председателя неоднократно нарушал принцип нейтралитета и вмешивался в польские внутренние дела на стороне одной из политических сил. 

«Мы не можем допустить создания опасного прецедента, когда демократически избранное правительство страны-члена подвергается политическим нападкам со стороны председателя Евросовета», — писала она. Совершенно тождественные претензии «ПиС» высказывали к другим неугодным еврочиновникам, таким как вице-председатель Еврокомиссии Франс Тиммерманс и глава Европарламента Мартин Шульц. 

Кроме того, напоминают правые, Туск недостаточно эффективно боролся против Brexit и не смог совладать с мигрантским кризисом. К тому же в годы правления «Гражданской платформы» Польша практически безропотно согласилась разместить до 12 тысяч беженцев.

Один в поле воин

Варшава предупреждала, что в случае переизбрания Дональда Туска откажется подписывать протокол и итоговые выводы саммита. Так и произошло. Финальный документ встречи членов Евросовета 9–10 марта вышел в свет со специфической аннотацией: выводы «получили поддержку 27 членов Евросовета, но не стали консенсусом по причинам, не относящимся к их содержанию». 

Подобные казусы крайне редки для ЕС. Наблюдатели отмечают, что сам факт того, что Брюссель нашел возможным публиковать документы без польской подписи, можно считать дополнительным ударом по позициям Варшавы. Ведь если судить по официальным релизам Европейского совета, ничего необычного в ходе избрания председателя вовсе не случилось. Польский демарш прошел практически незамеченным. 

После проваленного голосования консерваторы, по своему обыкновению, решили делать хорошую мину при плохой игре. «Польша приняла бой в очень сложной ситуации, и в долгосрочной перспективе это окупится», — заявил Качиньский. В «ПиС» решили также найти плюс в поражении в том плане, что теперь «каждый европеец» знает, что Туск — злодей. 

У мировой прессы в целом сложилось иное впечатление: в ходе комбинации, достойной сериала «Игра престолов», Брюсселю удалось перебороть поляков, причем весьма бесцеремонно. Типичный заголовок: «Евросовет нанес полякам оплеуху». 

Публицист Адам Лещиньский на страницах портала OKO.press охарактеризовал попытку «ПиС» покончить с Туском как четыре поражения для Польши и одно личное поражение Ярослава Качиньского.

Во-первых, печальный финал продемонстрировал слабость и изоляцию Польши на европейской арене. Во-вторых, польских правых фактически «кинули» союзники по Вышеградской группе, включая идейного единомышленника Виктора Орбана — премьер-министра Венгрии, имеющего репутацию лучшего друга Качиньского. Вместо того чтобы заступиться за Варшаву в критический момент, Орбан вначале пытался побыть медиатором в споре между Польшей и другими членами Евросовета, а когда компромисса достичь не удалось, принял сторону последних. 

Виктор ОрбанВиктор Орбан
Победу Туска он назвал знаком жизнеспособности ЕС и вообще отзывался о победителе крайне комплиментарно. Как следствие, личную страничку «премьера-предателя» атаковали разгневанные поляки.

Комментарии варьировались от «друг хлопает по плечу, потом наносит удар в спину» до «венгры никогда не были нашими братьями, если речь не шла о распитии водки». «Фантазия “ПиС” о создании “блока” центральноевропейских стран, противостоящих “старым порядкам” Запада, оказалась не более чем несбыточной мечтой», — считает Лещиньский. В-третьих, не поддержали поляков и румыны с болгарами, что, по мнению автора OKO.press, можно считать провалом на фронте «Междуморья». 

Британское издание The Guardian в свою очередь отмечает, что польские правые разочаровались в премьере Терезе Мэй и британских консерваторах, которые раньше исправно прикрывали и выгораживали «ПиС» в Европарламенте. Четвертым провалом называется неспособность «Права и справедливости» построить коммуникацию с коллегами и найти компромисс. Уже высказываются предположения, что выборы вдохнут новую жизнь в карьеру Туска, который сбросит образ «сбитого летчика» и к президентским выборам в 2020 году триумфально вернется на родину. 

Личное поражение Качиньского связывается с унижением, которое пришлось пережить в «космическом яйце». Польские СМИ, близкие к правым, именно так описывают произошедшее: коллективное избиение поляков в Брюсселе.

Был ли резон?

Несмотря на провал голосования, у Качиньского есть определенные основания гордо держать голову. Вероятно, что он ввязался в заведомо проигрышную схватку с одной-единственной целью — лишний раз доказать своим сторонникам и избирателям, насколько всё плохо. 

Недаром сразу после провала Качиньский в привычной манере повторил, что ЕС управляется диктатом Германии, нынешняя модель власти — немецкий проект по сдерживанию конкурентов. Поэтому Туск будет представлять интересы Германии, а не Польши.

Соответственно, европейские институты можно и впредь смело клеймить «агентами Берлина». Польскому населению стараниями «ПиС» на ярком примере показали, что в Брюсселе с мнением Польши не считаются, поляков обижают, их интересами пренебрегают и выбирают людей, которые Польшу-то толком не представляют. С точки зрения пропаганды это хороший результат.

Тем более что еще 21 февраля совершенно тихо и незаметно истек очередной дедлайн, к которому Польша должна была исполнить рекомендации Еврокомиссии по делу о Конституционном суде. Польский МИД снова тянул до последнего с ответом, затем так же рутинно заверил, что подчиняться не намерен. Зато отчитался о недавней смене председателя Конституционного суда. Бунтующего против «ПиС» Анджея Жеплиньского успели поменять на лояльную Юлию Пшилембскую. 

Так что тактическое поражение в Евросовете может обернуться стратегической победой дома, где Качиньскому по-прежнему удается отстаивать суверенитет страны и проводить те реформы, которые хотят «ПиС». Серьезно помешать ему пока не выходит.

Что касается избрания Туска, то в работе Евросовета мало что поменяется. Переизбрание политика, при котором случился Brexit, провал миграционной политики, рост популизма и евроскептицизма, само по себе говорит о том, что ЕС выступает против существенных перемен. Некое «правильное видение» Туском европейских проблем оказалось важнее каких-либо реальных достижений по их разрешению. Ведь в Брюсселе в последнее время вместо рецептов по разрешению кризисов чаще говорят о необходимости демонстрировать единство Союза. Оно и ставится во главу угла. Именно единства на прошедшем саммите почти удалось достичь. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров