Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Четверг
23 Марта 2017

Будущее Европы: между супергосударством и периферией США

Автор: Александр Носович

Будущее Европы: между супергосударством и периферией США

13.07.2016  // Фото: oboi7.com

В ситуации системного кризиса европейского проекта «Единая Европа» оказывается на распутье. С одной стороны, у Европы появляется возможность избавиться от статуса «политического карлика» и стать полноценным субъектом мировой политики и международных отношений. С другой стороны, усиливается риск окончательно потерять политический вес в международных делах, навсегда превратившись в экономическую и политическую периферию Соединённых Штатов Америки.

После референдума о выходе Великобритании из ЕС в Европейском союзе стремительно происходят изменения правил игры.

Во-первых, континентальные лидеры Западной Европы, Германия и Франция, поспешили воспользоваться итогами референдума для скорейшего исключения Великобритании из Евросоюза, в то время как британская правящая элита сигнализировала о готовности остаться в ЕС. Год назад сценарий выхода из ЕС или еврозоны Греции считался в Брюсселе и Берлине катастрофическим: канцлер ФРГ Ангела Меркель и Еврокомиссия предпочли отсрочить на время решение проблемы греческого долга, выдав заведомо неплатёжеспособной Греции новый кредит, лишь бы не создавать прецедент европейской дезинтеграции.

После британского референдума брюссельская бюрократия и еврогранды сразу же отстранили представителей Соединённого Королевства от процесса принятия решений в Европейском союзе. Лидеры Германии и Франции на заседании Совета ЕС 28–29 июня потребовали от Лондона не тянуть с выходом из Евросоюза и как можно скорее юридически оформить Brexit.

Неожиданное голосование большинства британцев за выход из ЕС оказалось в интересах Германии и Франции – еврогранды поспешили воспользоваться удачным моментом и избавиться от влияния в ЕС страны, которая была главным противовесом союзу Германии и Франции в Европейском союзе.

Во-вторых, Брюссель взялся за ужесточение финансовой дисциплины в рядах ЕС. 12 июля Еврокомиссия запустила режим введения санкций против Испании и Португалии за превышение дефицита бюджета. Дефицит бюджета Испании составляет 5,1% ВВП, дефицит бюджета Португалии – 4,4% ВВП. Еврокомиссия требовала от пиренейских стран сократить дефицит бюджета до 4,2% и 2,5% ВВП соответственно, однако Мадрид и Лиссабон не продемонстрировали прогресса на этом направлении. Теперь Испании и Португалии грозит штраф в размере до 0,2% ВВП – несколько миллиардов евро.

В данном случае изменения правил игры в Европейском союзе ещё более заметны, чем в случае Великобритании. Последние 6–7 лет Брюссель с тандемом лидеров Германии и Франции безуспешно пытались решить финансовые проблемы Южной Европы с их рекордным для Евросоюза отношением госдолга к валовому внутреннему продукту, однако речи ни разу не заходило о возможности введения санкций против стран PIGS. Теперь же Еврокомиссия действует практически молниеносно: 7 июля рекомендовала санкционные меры против Испании и Португалии, а 12 июля запустила режим введения санкций.

После Brexit и особенно казуса Испании и Португалии перспектива введения санкций против Польши, Венгрии и других оппозиционно настроенных по отношению к европейской интеграции стран ЕС уже не кажется пустой угрозой брюссельской бюрократии.

Европейский союз реагирует на кризис централизацией и ужесточением отношения к остающимся в нём странам-членам. Выдворение Германией и Францией из институтов ЕС британского истеблишмента, по-крупному подставившегося с референдумом 23 июня, лишает европейские страны возможности оспорить доминирование в ЕС романо-германского «ядра» стран-основателей во главе с Германией и Францией. Великобритания в составе Евросоюза обладала «критической массой», делающей возможным формирование противовеса континентальному «ядру» ЕС. При вычитании из европейских раскладов Лондона странам ЕС придётся смириться с доминирующей ролью франко-германского союза.

Страны Южной Европы находятся во власти нерешённых и нерешаемых проблем суверенного долга, страны Центральной и Восточной Европы являются реципиентами и сидят «на игле» структурных фондов ЕС: Брюсселю и Берлину достаточно перекрыть поток финансирования и прекратить дотации, чтобы разом покончить с фрондёрскими настроениями в Польше или Венгрии. Скандинавия и страны Западной Европы, присоединившиеся к европейской интеграции в 1970–1990-е годы (Австрия, Ирландия), в сумме не набирают нужного экономического и политического веса, чтобы оспорить доминирование в Европейском союзе Германии с Францией.

Осознание изменившегося расклада сил в Европе явно двигало главами МИД стран – учредителей ЕС, собравшихся после британского референдума для формирования антикризисного плана действий. Проект превращения Евросоюза в супергосударство с собственной армией, полицией и спецслужбами, о котором сообщили 27 июня польские СМИ, предполагает централизацию Европы на основе союза Германии и Франции и именно во главе с этими странами, в которых объективно сосредоточатся все источники политической власти.

Избавившись от Великобритании и подчинив своему влиянию других «троянских коней» США в Европе, Европейский союз может преодолеть своё традиционное состояние «политического карлика», став полноценным субъектом международных отношений и наиболее влиятельным (наряду с США, Китаем и Россией) игроком в мировой политике.

Разумеется, привыкшие к статусу старшего брата в отношениях с европейцами Соединённые Штаты стараются развития событий по такому сценарию не допустить. Их стратегия по борьбе с «сепаратизмом» еврограндов и подрывом единства Западного мира проявляется по нескольким направлениям:

Во-первых, отсрочить Brexit на как можно более длительный срок и сделать так, чтобы после окончательного и юридически оформленного выхода Великобритании из ЕС сформировалась такая модель отношений Соединённого Королевства с Евросоюзом, которая позволяла бы Лондону (а через него – Вашингтону) и впредь оказывать влияние на процесс принятия решений в ЕС. Не случайно через несколько дней после британского референдума в Берлин вылетел госсекретарь США Джон Керри, заявивший, что Brexit можно «отыграть назад». Задача Госдепартамента США в критической ситуации конца июня была – не дать еврограндам использовать удачную конъюнктуру до конца и избавиться от британского влияния окончательно, доведя дело до разрыва всех отношений и прямой конфронтации между Лондоном и Евросоюзом.

Во-вторых, активизировать давление на Европу через остающиеся в ЕС страны проамериканской группы влияния. Характерно, что из всего руководства Евросоюза отсрочить Brexit попытался президент Европейского совета Дональд Туск – бывший премьер-министр Польши заявлял, что для окончательного юридического выхода Великобритании из Евросоюза понадобится до семи лет (большинство еврочиновников и западноевропейских политиков называли срок в два года). Призывы к Великобритании остаться в ЕС и даже пренебречь результатами референдума приходили преимущественно из Центральной и Восточной Европы – бывших социалистических стран, в которых США за годы «демократического транзита» вырастили лояльную себе политическую элиту – американскую клиентелу в Европе.

В-третьих, усилить евроатлантическую интеграцию со Старым Светом по линии НАТО. В этом отношении примечательна подписанная на Варшавском саммите НАТО совместная декларация лидеров НАТО и ЕС о стратегическом сотрудничестве, в котором на Североатлантический альянс возлагается обеспечение безопасности Евросоюза. В контексте европейско-американских отношений эта декларация является реакцией на разговоры о возможности создания единой европейской армии, полиции и спецслужб Евросоюза. Усиление роли НАТО в обеспечении безопасности Европы (в том числе от тех угроз, борьба с которыми не относится к компетенции военного блока) – это превентивное действие американцев, направленное на предотвращение появления у «Единой Европы» собственных силовых структур.

В-четвёртых, поддерживать антироссийские настроения и углублять раскол между Россией и Евросоюзом. Средствами обеспечения этой задачи являются дальнейшая демонизация России, разговоры о «русской угрозе» и опасности российской военной агрессии, продолжение информационной войны против России, борьба за сохранение, продление и расширение списка санкций против России, поддержка русофобских правящих элит на Украине, в Молдавии, Румынии, Польше и странах Прибалтики.

В-пятых, подписание Соглашения о TTIP – Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнёрстве, которое подорвёт европейскую экономику и лишит Европу экономической (а за ней и остатков политической) самостоятельности.

В случае реализации всех пунктов американской стратегии «Единая Европа» вместо полноценного субъекта международных отношений и влиятельного игрока в мировой политике окончательно и бесповоротно потеряет самостоятельность, превратившись в периферию США.

Европейские элиты осознают нависшую над ними угрозу, судя по тому, что они пытаются отражать «любящие» удары «старшего брата» по отношению к Старому Свету по всем направлениям. Тот же Brexit стал возможен в результате поддержки идеи выхода Великобритании из ЕС отдельными элитными группами (частью правящей Консервативной партии, например). Объяснение такого поведения британского истеблишмента – стремление сохранить политическую субъектность и на равных общаться с Вашингтоном в случае, если американцы всё же навяжут Евросоюзу Трансатлантическое партнёрство.

По динамике переговоров о TTIP видно, что европейцы (за исключением американской клиентелы из Восточной Европы) вовсе не стремятся к подписанию фундаментального экономического соглашения с США. В мае в немецкие СМИ были «слиты» засекреченные документы о деталях переговоров по TTIP: спровоцированный публикацией этих документов скандал стал для европейцев предлогом в очередной раз отложить подписание соглашения с американцами. В июле Франция заявила, что нет никаких шансов, что соглашение о TTIP будет подписано до конца президентства Барака Обамы (напомним, что кандидат в президенты США от республиканцев Дональд Трамп выступает против Трансатлантического партнёрства с Европой). Очевидно, что соглашение с США навязывается Европе американской стороной и европейцы ищут любых предлогов, чтобы отложить его подписание.

Аналогичные попытки противостоять американской стратегии превращения Европы в периферию проявляются по всем другим направлениям. «Старая Европа» крайне неохотно вводила санкции против России в 2014 году, а сейчас не имеет и половины той непреклонности, которую демонстрируют США и их сателлиты в Восточной Европе по отношению к «сдерживанию России». Великобритания была отстранена континентальными еврограндами от процесса принятия решений в ЕС при первой же возможности. В отношении зависящих экономически от Брюсселя, а политически от Вашингтона стран «новой Европы» Брюсселю и стоящим за ним еврограндам придётся поставить вопрос ребром: или работайте в интересах тех, с чьей руки вы кормитесь, или мы вас исключим из ЕС.

В любом случае рано или поздно Европе придётся делать свой великий исторический выбор между периферийностью и субъектностью.

Отказаться делать выбор и оставить всё как есть Европа уже не сможет. Статус-кво в Европе не будет, существующего положения вещей в Старом Свете не сохранится при любых раскладах. Просто если Европа откажется делать выбор и решит плыть по течению и оставить всё как есть, то История сделает за неё этот выбор сама.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Особенно хорошо понимаешь надуманность проблемы «российской пропаганды», когда в очередной раз сталкиваешься с новостью о том, как еще один молодой отморозок с «бандерой головного мозга» оскорбляет или бьет украинских стариков, осмелившихся пойти против красно-черного мейнстрима.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

Угадай пару!

Угадай пару!

Любви все должности покорны!

Литовские полицейские батальоны в Белоруссии не щадили ни женщин, ни детей

Литовские полицейские батальоны в Белоруссии не щадили ни женщин, ни детей

Литовские полицейские батальоны в годы Великой Отечественной войны оставили после себя недобрую память в Белоруссии. Участие в Холокосте, борьба с советскими партизанами и мирными жителями, помогавшим партизанам — вот неполный перечень «заслуг» литовских полицаев. 

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо