×
Политика Политика

Президент Латвии отказывается замечать межнациональные проблемы

Источник изображения: http://baltnews.lv

Новый президент Латвии Раймонд Вейонис, претендующий на роль всенародного лидера, сообщил, что между латышами и русскими жителями страны нет никаких противоречий. Удивительно, как новый глава государства латвийского, в бытность министром обороны сумевший разглядеть готовящуюся агрессию со стороны России, не замечает фундаментальную межэтническую проблему внутри страны. Зачем же Вейонис решил имитировать «слепоту» в национальном вопросе?

«В латвийском обществе нет раскола между латышами и русскоязычными жителями страны», сообщил новоизбранный президент Латвии Раймонд Вейонис. По мнению Вейониса, тема раскола является ничем иным, как элементом гибридной войны, который активно использует Россия. При этом президент отметил, что зачастую сами политики создают искусственный резонанс вокруг «несуществующей» проблемы межнациональных противоречий, тем самым помогая российской информационной кампании, направленной против Латвии.

В отличие от нынешнего президента, его предшественник Андрис Берзиньш понимал, что латвийское общество далеко состояния народного единства. Для решения это проблемы Берзиньш выступал с рядом инициатив. Достаточно вспомнить «Манифест доброй воли» бывшего президента или идею примирить ветеранов Второй мировой войны, сражавшихся по разные стороны фронта. Несмотря на то, что оба этих жеста Берзиньша были не более, чем политтехнологическими акциями, приуроченными к референдуму о статусе русского языка и ежегодному шествию латышских легионеров «Ваффен СС» 16 марта, «примиренческие инициативы» главы государства свидетельствовали как минимум о признании проблем.

Странно было бы полагать, что вместе с уходом старого президента пропал раскол между двумя общинами латвийского общества. Отсутствие «единого исторического прошлого», являющегося важнейшим элементом строительства политической нации, рождает череду неразрешимых конфликтов между латышами и русскими по актуальным вопросам: Россия — враг или союзник? Нужно ли Латвии интегрироваться в ЕС? Стоит ли опасаться агрессии с востока и приглашать в страну НАТОвских десантников? 9 мая или 16 марта?

О чем, если не о фундаментальном расколе общества на языковой почве, свидетельствовал референдум 2012 года о предоставлении русскому языку статуса государственного? Тогда, на народном плебисците, голоса латвийских граждан разделились строго по этнолингвистическому составу.

Ситуация референдума показала, что конфликт латышей с русскими гораздо глубже вопроса расширения прав использования русского языка. В действительности же между собой сражаются разные картины мира. Так, представители русскоязычной общины призывали повысить статус своего родного языка, что, по их мнению, стало бы средством преодоления межнациональных противоречий и позволило бы латвийцам всех национальностей на равных началах заняться благоустройством «общего дома». В свою очередь партия латышской бюрократии «Единство» обращалась к населению с лозунгом «За латышский — против раскола общества», агитируя прийти на избирательные участки и проголосовать против поправок к конституции.

О подобных противоречиях между латышами и русскими в вопросах языка и интерпретации исторических событий говорил и новоизбранный президент. Но почему тогда при наличии очевидных конфликтов, не решенных с момента независимости Латвии, Вейонис категорически отказывается замечать раскол в латвийском обществе?

Новый глава государства решил пойти на шаг дальше своего предшественника Берзиньша с его «примиренческими» инициативами и создать образ по-настоящему народного президента. Пока Вейонис будет исполнять роль «хорошего полицейского», раздавая интервью на русском языке, латышская бюрократия сможет принимать новые репрессивные языковые законы, форсировать школьную реформу, оказывать давление на русских активистов при помощи спецслужб и увеличивать присутствие войск НАТО в стране.

Ведь на самом деле при помощи таких инструментов правящая элита уже в течении 20 лет системно работает над уничтожением противоречий между латышами и русскими.

Метод такой работы достаточно прост и заключается в «облатышивании» последних и выдавливании из страны не согласных с политикой ассимиляции. В качестве иллюстрации «целесообразности» прибалтийского пути «преодоления» этнического раскола можно вспомнить статью, вышедшую в американском научном журнале «American Political Science Review». В совместной публикации экономиста Авнера Грейфа и мэтра современной политологии Дэвида Д.Лэйтина, занимающегося проблемами этничности и национализма, под названием «Теория эндогенный институциональных изменений» используется показательный эмпирический пример. Исследователи сравнивают Эстонию и Нигерию. Так, в Нигерии, где существует разделение общества на множество племен, поделивших между собой ресурсы и власть пропорционально своей численности, ситуация статична и не меняется, что авторы научной статьи оценивают отрицательно. В свою очередь Эстония, являющаяся, по мнению американских исследователей, положительным примером преодоления этнического раскола, пошла верным путем. Для этого всего-то требовалась лишить львиную долю населения избирательных прав и оказывать дискриминационное давление в отношении 30% населения страны, чтобы побудить эстонских русских становиться эстонцами.

Вот так просто наука Соединенных Штатов поощряет уничтожение национальной идентичности и самосознания определенных групп населения под эгидой преодоления этнического раскола. А ведь по упрощенным американским методичкам, составленным на основании таких вот исследований, в Прибалтийских республиках как раз и разрабатывается национальная политика. И полезнее всего в реализации подобной политики — «всенародный» президент Вейонис, рассказывающий, что межэтнических противоречий в Латвии больше нет.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров