×
Политика Политика

Восточноевропейские экспаты не помогли Украине

Источник изображения: Коллаж RuBaltic.Ru

Отличительной чертой проведения «европейских реформ» на Украине стало назначение на высокие посты иностранцев. Как показало время, иностранцы оказались случайными людьми в госаппарате постмайданной республики и не продемонстрировали сколько-нибудь позитивных результатов в подведомственных отраслях. Аналитический портал RuBaltic.Ru решил вспомнить, кому из представителей «Новой Европы» удалось заполучить места в высоких киевских кабинетах.

Айварас Абромавичюс (Литва, в должности: декабрь 2014 — апрель 2016)


Айварас Абромавичюс /Фото: 24СМИ

Литовец Айварас Абромавичюс занимал должность главы Министерства экономического развития и торговли Украины в правительстве Яценюка с декабря 2014‑го по апрель 2016 года. Его деятельность на министерском посту завершилась абсолютным провалом: 2015‑й стал годом глубочайшего экономического падения с потерей 10% ВВП и инфляцией в 43%.

В целом Абромавичюс запомнился широкой публике тремя вещами: резонансным высказыванием о возможности ликвидации Минэкономики после проведения им «реформ», планами по масштабной продаже госсобственности, а также конфронтацией с ближайшим соратником президента Порошенко Игорем Кононенко, в результате которой последние несколько месяцев министр и вовсе не появлялся на рабочем месте.

Альгирдас Шемета (Литва, декабрь 2014 — настоящее время)


Альгирдас Шемета /Фото: Новое Время

Бывший еврокомиссар и дважды министр финансов Литвы от «СО-ХДЛ» Альгирдас Шемета стал первым бизнес-омбудсменом Украины. Должность бизнес-омбудсмена введена в рамках Соглашения об ассоциации Украина — Евросоюз; на его содержание Европейский банк реконструкции и развития выделяет 1,5 млн евро в год.

Увы, но ситуация с бизнес-климатом на Украине оставляет желать лучшего. Сужение «кормовой базы» приводит к тому, что малый бизнес уничтожается в угоду крупному капиталу, а средний и крупный бизнес задавлен винницкими «смотрящими» и многочисленными силовыми структурами. Кроме того, рейдерство при правлении «новой честной власти» вышло на принципиально новый уровень (отдельный «привет» Минюсту с его «реформой дерегуляции»). При подобных раскладах должность бизнес-омбудсмена является не более чем синекурой.

Войцех Бальчун (Польша, апрель 2016 — август 2017)


Войцех Бальчун /Фото: Униан

На должность главы железнодорожного монополиста «Укрзализныця» («УЗ»), одной из крупнейших транспортных компаний Восточной Европы с численностью персонала в 270 тыс. человек, Бальчун был назначен в апреле 2016 года, через неделю после отставки правительства Яценюка.

Во главе предприятия Бальчун находился на протяжении 16 месяцев, однако на рабочем месте поляка видели нечасто: первые месяц-полтора он руководил «УЗ» по Skype, а в конце января 2017 года стало известно, что Бальчун из 245 календарных дней, проведенных на должности, на тот момент отсутствовал на Украине 156 дней. Дело не только в служебных командировках, но и в том, что Бальчун, руководя «УЗ», не прерывал музыкальную карьеру, продолжая быть лидером польской рок-группы Chemia. При этом Бальчун являлся одним из наиболее высокооплачиваемых украинских чиновников: его ежемесячная заработная плата без учета многочисленных бонусов составляла порядка 18 тыс. долларов.

«Реформы» Бальчуна свелись к поднятию тарифов на пассажирские и грузовые перевозки, «декоммунизации» названий железнодорожных станций и сокращению количества пригородных поездов. С этими задачами запросто смог бы справиться любой мало-мальски грамотный студент младших курсов, который, вместе с тем, не требовал бы оплаты труда на уровне польского легионера, а также не знал бы многочисленных способов присвоить коррупционную ренту на разного рода схемах.

При Бальчуне «УЗ» в 2016 году поставила антирекорд по объему транзитных перевозок за последние 20 лет — всего 16,9 млн т (по сравнению с 2015 годом падение на 30%, с 2013 годом — вдвое); план по транзиту был недовыполнен на 37%. Не выполнена задача по обновлению материально-технической базы «УЗ»: по городам и весям Украины продолжают колесить поезда эпохи раннего Брежнева (100% магистральных тепловозов и более 75% электровозов отработали установленный нормативный срок службы, 80% вагонов находятся в неудовлетворительном состоянии). Словом, в бальчуновский период кризис в железнодорожной отрасли лишь усугубился.

Славомир Новак (Польша, октябрь 2016 — настоящее время)


Славомир Новак /Фото: biz.nv.ua

Уроженец Гданьска, экс-министр транспорта и водного хозяйства Польши (2011–2013) в октябре 2016 года был назначен и. о. главы Государственного агентства автомобильных дорог Украины («Укравтодора»), всегда считавшегося одной из самых больших и сытных «кормушек». Примечательно, что Новак ушел в отставку с министерской должности в Польше и вынужден был уплатить штраф по причине разразившегося коррупционного скандала: не задекларировал наручные часы, стоимость которых превышала 10 тыс. злотых.

Пока что рядовые автовладельцы ощутить результаты работы Новака на Украине возможности не имеют. Сколько бы чиновники ни постили в соцсетях фотографии с мест дорожных работ, общее состояние украинских дорог остается плачевным (7‑е место с конца по данным Всемирного экономического форума). Где-то ремонт дорог действительно происходит, где-то состояние дорожного полотна становится еще хуже. Тем не менее это не помешало власть имущим недавно поднять денежное вознаграждение Новаку на 900%.

Лешек Бальцерович (Польша, март 2016 — июль 2017)


Лешек Бальцерович /Фото: Peoples.ru

В марте 2016 года Бальцерович стал координатором Международного консультативного совета при президенте Украины, а месяц спустя возглавил Стратегическую группу международных советников при правительстве Гройсмана.

Бальцерович, как идеолог так называемой шоковой терапии, в статусе советника при Кабмине Украины выступал за сокращение государственных расходов, отмену пенсионных льгот и повышение пенсионного возраста. Иначе говоря, продуцировал идеи, направленные на усиление «социального геноцида» украинского народа. Нельзя не отметить, что Гройсман и его клевреты, вооружившись лозунгом «сильных в рабы, слабых в гробы», успешно внедряют советы Бальцеровича. Посчитав свою миссию на Украине завершенной, поляк в июле 2017 года решил не продлевать контракт с Кабмином.

Павел Юзеф Станчак (Польша)


Павел Юзеф Станчак /Фото: PolUkr

Наблюдательный совет НАК «Нафтогаз Украины» согласовал назначение на должность главы «Укртрансгаза», оператора украинской ГТС, топ-менеджера польской PGNiG Павла Юзефа Станчака.

Пока Станчак не приступил к выполнению обязанностей. Но через несколько лет транзит природного газа через Украину грозит существенно сократиться, какие бы реформы ни внедрял Станчак в газовой отрасли постмайданной страны.

Райвис Вецкаганс (Латвия, январь 2017 — настоящее время)


Райвис Вецкаганс /Фото: biz.nv.ua

Латвиец Вецкаганс был назначен и. о. руководителя Администрации морских портов Украины (АМПУ) в начале этого года. АМПУ является одним из наиболее «вкусных» украинских предприятий: за 2016 год «портовики» получили самую крупную чистую прибыль среди всех украинских госкомпаний по отношению к выручке (3,85 млрд гривен против 6,8 млрд). Потому неудивительно, что «команда реформаторов» выставила украинские порты на приватизацию (передачу в концессии), а значит, перенаправление финансовых потоков в частные руки — вопрос лишь времени, а не принципа. Видимо, для этих целей на Украину и был приглашен латвийский легионер.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров