×
Политика Политика

Исторический момент и белая кобыла: Европа разделилась в оценке Франциска и Кирилла

Источник изображения: mk.ru

Несмотря на то, что поляки и литовцы в основной массе преданные католики, СМИ восприняли историческую встречу на Кубе по-разному.

Предстоятели римско-католической и Русской православной церквей встретились впервые со времён Великой схизмы 1054 года, когда Ватикан и Константинополь обменялись анафемами. Папа Римский Франциск и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обменялись подарками и назвали друг друга братьями. Франциск торжественно объявил день встречи днём милости, а само событие назвал в «Твиттере» даром Божьим. Главы двух крупнейших ветвей христианства дружно призвали к миру на Ближнем Востоке и Украине, осудили притеснения христиан исламистами и выступили в поддержку консервативных христианских ценностей в Европе. После беседы Франциск отправился в Мексику, а Кирилл улетел в Бразилию и Парагвай.

Исторический момент

Европейская пресса приняла встречу глав Ватикана и РПЦ благосклонно, всячески подчёркивая её уникальность и долгожданность. Учитывая растущую роль Патриарха в российской политике и тесные связи РПЦ с властью, обозреватели увидели в Кирилле посланника, эмиссара и агента Путина, но вместе с тем отмечали, что попутное сближение церквей – вещь, безусловно, позитивная, а диалог между ними просто необходим в эпоху геополитических кризисов. Deutsche Welle отнесла кубинскую встречу к элементу более широкой миротворческой политики Франциска. Амбициозный Папа рассчитывает использовать своё влияние для помощи в разрешении глобальных конфликтов. В качестве примера активной «папской дипломатии» DW приводит две встречи Франциска с Путиным, когда Папа дважды призывал осторожнее критиковать российское вмешательство в Сирии, а также роль Папы в сближении Белого дома с режимом Кастро. О курсе Франциска на разрушение стен и налаживание связей в международных отношениях с восхищением пишет итальянская Corriere Della Sera. «Восстановленный «мост» к православию – плод этой терпеливой стратегии диалога, уважения к собеседникам, которых Папа ценит прежде всего как личностей, – отмечает газета. – Франциск хорошо знает, что “у России имперская кровь” – со времён царицы Екатерины. И, как и Китай, “Россия может многое дать”». Французская Boulevard Voltaire считает, что, идя на сближение с Папой, Москва стремится «выбраться из относительной дипломатической изоляции», в этом смысле хорошие отношения со Святым Престолом могут стать козырем для Москвы. Le Monde в свою очередь делает акцент на различии в подходах Иоанна Павла II (Папа в 1978–2005 гг.) и Франциска по поводу украинских греко-католиков униатов. Если Иоанн Павел II сразу же оказал поддержку сформировавшимся за «железным занавесом» восточным униатским церквям, Франциск, по всей видимости, несколько дистанцировался от них. «Восточные католические церкви, бесспорно, имеют право на существование, – приводит слова понтифика издание. – Но униатство – это слово другой эпохи. Сегодня так уже не говорят. Нужно искать другой путь».

Портал RuBaltic.Ru ранее писал, что иерархи Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) посчитали слова Папы и сам факт встречи с Кириллом предательством верующих Украины.

Недовольна итоговой декларацией Патриарха и Папы осталась и Украинская православная церковь Киевского патриархата. Представители РПЦ КП сказали, что итоговый документ проникут духом «лучших образцов советской дипломатии». РПЦ Московского патриархата издавна считает Киевский патриархат и украинских греко-католиков раскольниками. Во время Евромайдана УГКЦ и РПЦ КП открыто поддерживали протестующих и служили молебны на баррикадах. Религиозный раскол церквей, таким образом, достаточно точно совпадает с политическими разногласиями Москвы и Киева, поэтому естественно, что украинские церкви восприняли в штыки призыв к миру на Украине без разделения сторон на правых и виноватых.

Литовский след

Литовцы хоть и являются в большинстве своём преданными католиками, но местные СМИ освещали визит Папы на Кубу и историческую встречу с Кириллом сдержанно и без энтузиазма. По посылу и тональности репортажи мало отличались от описания встречи Франциска с голливудским актёром Леонардо Ди Каприо, произошедшей накануне. Это при том, что огромную роль в сближении Ватикана и Москвы сыграл литовец.

Переводчиком во время беседы Франциска с Кириллом работал литовский священник Висвальдас Кульбокас.

Ранее Кульбокас служил первым секретарём представительства Святого Престола в России, затем – временным поверенным в делах Апостольской нунциатуры в РФ. В настоящий момент он трудится в Государственном секретариате Ватикана, фактически отвечает за стратегическую восточную политику Папы. Кульбокас много лет организовывал совместные конференции и встречи католических легатов с РПЦ МП, был посредником и переводчиком во время нескольких визитов в Ватикан Владимира Путина и Дмитрия Медведева. В 2011 году после встречи Папы с президентом Медведевым Кульбокас сказал, что встреча Папы (тогда – Бенедикта XIV) с московским Патриархом состоится тогда, когда она сможет стать «выражением и символом достигнутого взаимопонимания и сотрудничества». Сейчас такой момент настал. По этому случаю литовский портал 15min.lt, близкий к литовским консерваторам, перевёл на литовский язык и перепечатал статью российского журналиста Леонида Бершидского – автора многих критических статей в адрес российской власти. Журналист называет встречу Папы с Кириллом дипломатической победой Путина. По его словам, таким образом Франциск, подписывая декларацию, фактически признал, что РПЦ МП является «независимым институтом», а не органом путинской власти. И это надо считать успехом Кремля.

Некоторые в Литве воспользовались визитом на Кубу как поводом вновь изобличить российский режим. В большой статье о диалоге между Франциском и Кириллом Каролис Каупинис с портала Delfi отдельно отмечает, что предстоятели хоть и назвали друг друга братьями, но на самом деле очень разные. Автор противопоставляет показательно скромного Папу Римского живущему в роскоши Патриарху, припомнив нелепый инцидент 2012 года, когда официальный сайт Московской патриархии заретушировал дорогие швейцарские часы марки Breguet на руке Кирилла (пресс-служба РПЦ МП признала ошибку). Каупинис также коснулся темы непрозрачности доходов РПЦ и обвинил Патриарха в симпатиях к КГБ. «Бывших кагэбистов не бывает, говорил и сам Путин. Хотя КГБ были одними из тех, кто уничтожал церкви в России, тем не менее четыре года назад Патриарх освятил церковь прямо напротив наследника КГБ – Академии ФСБ», – напомнил Каупинис.

Досталось от литовских правых и Франциску. Целой тирадой в адрес Папы разошёлся публицист Римвидас Валатка, в литовской прессе известный своими статьями откровенно русофобского содержания. Возмутило его то, что Франциск не потребовал вернуть Крым и не кинулся защищать Украину от российских нападок. Поведение Папы он назвал литовской поговоркой «сон белой кобылы», что примерно соответствует русскому выражению «бред сивой кобылы». «Папа для Москвы не лучше заговорённой водицы. А для Кирилла это встреча с двойным дном – как для священника, так и для посланника Путина с целью легитимации России, – рвал и метал Валатка. – Что отчасти и подтверждает принятая декларация. Некоторые её пункты будто бы в Лубянке написаны».

В довершение Валатка посетовал, что от Францска не услышали ни слова о российской агрессии, а сам понтифик «разговаривает как Дима Киселёв».

Имеется в виду, конечно, российский телеведущий и директор государственного информагентства «Россия сегодня» Дмитрий Киселёв, заработавший на Западе звание главного кремлёвского пропагандиста. Далее по логике должно следовать только обвинение Папы Римского в том, что он является агентом ФСБ, которого Кирилл завербовал на территории социалистической Кубы. Правда, сам Франциск, уже находясь в Мексике, пояснил, что совместная с Кириллом декларация вовсе не политический или социологический документ, а пастырский. Поэтому и политических оценок чьего-либо режима там не содержится.

Завещание в Фатиме

В Польше, напротив, общение предстоятелей освещали с широким размахом. Событие признаётся необходимым шагом и подаётся как однозначный успех Франциска. Агнешка Стельмах на портале Polonia Christiana напоминает, что Папа объявил 2016 год Годом милосердия, и именно через эту призму следует рассматривать визиты и встречи. «Франциск не собирается защищать одну избранную цивилизацию: он подчёркивает, что “действия апостольской столицы на международной арене нацелены на благо всей человеческой семьи”, – пишет журналистка. – Он заверяет, что не намерен вступать в “привилегированные союзы” или “исключительные партнёрства” с ведущими геополитическими силами». Канал TVN24 передаёт, что, поговорив с Кириллом, Франциск фактически осуществил мечту покойного Папы – поляка Иоанна Павла II (Кароль Войтыла), до сих пор пользующегося безмерным авторитетом в Польше, особенно среди избирателей правящей консервативной партии «Право и справедливость». Иоанн Павел II несколько десятилетий безуспешно стремился встретиться со своим московским коллегой.

Теперь, отмечает TVN24, христианская Европа вздохнёт полной грудью, задействовав оба лёгких.

Главный редактор Католического информационного агентства Марцин Пшецишевский считает начало прямого диалога глав церквей новой главой во взаимодействии Запада и Востока и подчёркивает важность движения в сторону экуменизма, то есть всехристианского церковного единства. Председатель Конференции епископов архиепископ Станислав Гадецкий на страницах влиятельной Gazeta Wyborcza объясняет, что новый уровень общения религиозных лидеров – первый шаг «по общей дороге примирения». Профессор Аркадиуш Стемпин при этом надеется, что состоявшаяся беседа с Франциском полезна, потому что она может способствовать смягчению позиции РПЦ в отношении униатов на Украине. Такой прогноз он делает, потому что позиция Ватикана по вопросу российско-украинских религиозных прений всегда отличалась осторожностью и сейчас может помочь сгладить острые углы. Стельмах предлагает не забывать, что в 2017 году католическая церковь планирует громко отметить столетие так называемых Фатимских пророчеств. В 1917 году в Португалии группа сельских детей поведала, что им несколько раз являлся дух Девы Марии. Ватикан официально признал явление чудом, записи пророчеств вошли в церковные документы. Одно из них гласило, что Россия со временем вернётся в лоно христианской цивилизации, после чего в ней воцарится мир. Некоторые интерпретируют это как неотвратимость обращения России в католичество. В холодной войне Ватикан использовал пророчества для идеологической борьбы и пропаганды в отношении атеистического СССР. К Фатимским пророчествам трепетно относился Иоанн Павел II. И именно в Фатиме в 1991 году Иоанну Павлу II передали копию иконы Казанской Божьей Матери, которую он долго намеревался вернуть Патриарху. Его завещание выполнил Франциск, вручив икону лично в руки Кириллу. Этот момент и связанные с ним пророчества теперь вспоминают поляки, правда не делая далеко идущих выводов. Портал TokFM отметил, что поляки испокон веков хотели приобщить Москву к католичеству, но походы 1610–1612 и 1618 годов окончились провалом. Поэтому полякам остаётся радоваться, что хотя бы на церковном уровне между странами налаживаются отношения, и надеяться, что красноречивый Франциск способен позитивно повлиять на Кирилла, а через него – на Кремль.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров