Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Пятница
09 Декабря 2016

Иосиф Корен: «Гордящиеся своим эсэсовским прошлым – преступники»

Автор: Андрей Солопенко

Иосиф Корен: «Гордящиеся своим эсэсовским прошлым – преступники»

16.03.2016  // Фото: meduza.io

16 марта 1944 года 15-я и 19-я дивизии латышского легиона Waffen SS в первый раз совместно участвовали в боевых действиях против наступающих советских войск под Ленинградом. В честь этого события в Риге каждый год проходят различные мероприятия, посвящённые Дню памяти легионеров. Кульминацией этой акции является возложение цветов к памятнику Свободы. Также в этот день постоянно проходят и акции протеста антифашистов, несогласных с героизацией солдат, воевавших на стороне гитлеровской Германии и виновных в преступлениях против многих мирных жителей. О том, что в этот раз планируют делать антифашисты, портал RuBaltic.Ru поговорил с сопредседателем Латвийского антифашистского комитета Иосифом Михайловичем КОРЕНОМ.

– Иосиф Михайлович, приближается День памяти латышских легионеров – 16 марта. Латвийский антифашистский комитет в это время традиционно устраивает протестные акции. Скажите, пожалуйста, что в этом году планирует делать Ваша организация?

– Честно говоря, Латвийский антифашистский комитет в этот день с удовольствием бы отдыхал, потому что нет такого праздника – Дня латышского легиона. Кто его придумал и кто его празднует – это отдельная тема. Вообще, если брать корни происхождения этой даты, то она восходит к учреждённому в 1935 году Дню памяти героев Рейха, и если у нас кто-то считает необходимым праздновать эту дату, то мы считаем необходимым сказать, что для Латвии это никакие не герои. 

Нацистская армия – армия Третьего рейха – оккупировала Латвию, и, если взять суммарно, в результате нацистской оккупации Латвия потеряла около 400 тысяч человек. Кто-то, может, и считает эту дату праздничной, но для меня это никакой не праздник.

15 марта приезжают наши немецкие друзья, немцы – жители Западной Германии. Они тоже почему-то не считают этих людей героями. Вот, я как раз скопировал список: 20 тысяч немцев, которых привезли в Латвию на уничтожение. 16 марта наша организация в парке у Бастионной горки будет зачитывать имена погибших жертв нацистов в Латвии. Всего этих имён у нас 100 тысяч. Вот, у меня на руках имена 16 тысяч погибших в гетто детей, понятно, что эти гетто были порождением нацистов. Вдумайтесь в эту цифру! Так что если кому-то хочется чествовать коллаборантов, называть их латвийскими героями… Я считаю себя патриотом Латвии, и для меня это не герои.

– Почему на сей раз мероприятие проводится у Бастионной горки? Ранее все свои акции ЛАК проводил непосредственно у памятника Свободы…

– Да, своей акцией мы пытались перекрыть шествие почитателей Waffen SS и изначально подавали заявку на её проведение у памятника Свободы. Но наше государство сделало всё, чтобы мы оказались задвинуты на второй план, невзирая на то, что свою заявку мы подали первыми. 

На суде мы пытались опротестовать решение Рижской думы, но нам было чётко сказано, что 16 марта есть основное мероприятие, а у нас контрмероприятие, поэтому мы должны постоять в сторонке.

Также Рижская дума нам запретила с 11:00 до 13:00, когда будет проходить шествие почитателей Waffen SS, использовать звукоусилительную аппаратуру – естественно, что все имена мы не успеем озвучить. Однако, по крайней мере, эти имена более достойны озвучивания 16 марта, в день нацистских героев, чем хвалебные речи, прославляющие нацистов.

– Известно, что против Вас и других членов ЛАК начат уголовный процесс о подделке собственных подписей в заявлении об организации мероприятий 16 марта…

– Если кто-то может рассказать, как он умудрился подделать свою собственную подпись, то было бы интересно послушать. Мы этого объяснить не можем. Я был на допросе, и мне предъявили заявку от 2013 года, которая была подписана мной. Спросили, узнаю ли я свою подпись, я ответил, что узнаю. Дальше меня спросили, кто у нас готовит заявки, я ответил.

Вообще всё это дело – совершеннейший бред, вызывают людей и спрашивают: «Это Ваша подпись?» – и люди это подтверждают. Но потом им говорят, что есть заключение экспертов, которые утверждают, что это не так. 

Могу сказать лишь одно: меняйте экспертов. Я не усматриваю в этом никакой логики и считаю это однозначно политической подоплёкой. Вообще уголовные дела заводятся по заявлениям граждан. Тогда как по чьему заявлению заведено это дело, я не могу понять. Здесь никому ничем не нанесён ущерб, поэтому кто мог предъявить такие претензии, мне непонятно.

– Мэр Риги Нил Ушаков неоднократно призывал не ходить на шествие 16 марта даже в качестве зрителей, заявляя, что это «соревнование отдельных политических сил»…

– Пусть заявления мэра останутся на его совести. В 1941 году, когда наступали фашисты, здесь в Латвии тоже были такие евреи, которые говорили, что не надо никуда бежать, немцы – культурная нация и мы всегда жили с ними. Потом все они встретились в Румбуле возле расстрельного рва. Мэр Риги утверждает, что всё хорошо… Мэр Риги не видит, что на примере легионеров Waffen SS фактически воспитано целое поколение таких отъявленных нацистов. Пускай он пребывает в своих розовых измышлениях. Для меня то, что каждый год 16 марта в моём родном городе цветёт и плодится эта колонна, – страшное оскорбление. Если для Нила Ушакова это не оскорбление, то это его личное дело.

– Есть информация, что Вы также предлагали организаторам шествия, «Ястребам Даугавы», вместе посетить братское кладбище в Лестене, почтив память легионеров. Это правда?

– Да. Дело в том, что есть такая дефиниция: через латышский легион прошли 110 тысяч человек. Из них 24 тысячи были бывшие полицаи: понятно, чем эти люди занимались до формирования легиона. Однако когда был объявлен призыв в легион, можно предположить, что где-то 50/50 там были добровольцы и те, кто пошёл туда по повестке. 

Ведь это была очень тяжёлая альтернатива: или пойти в легион, или быть зачисленным в дезертиры и попасть в концлагерь. 

Сегодня мы все герои, но определить, что мы бы выбрали тогда, мы не можем. Поэтому назвать всех легионеров преступниками я однозначно не могу, но те, кто сегодня марширует и гордится своим эсэсовским прошлым – это преступники.

Действительно, были люди, которые воевали, которые достойны какой-то памяти, раз они погибли, и однополчане должны их помянуть. Поэтому, чтобы как-то разрулить эту ситуацию, ведь война уже 70 лет как закончилась и надо как-то мирно сосуществовать, я предлагал своё содействие в организации памятных мероприятий в местах захоронений. Но организаторы шествия гордо отмахнулись, сказав, что я не буду им указывать, где им праздновать свои праздники, и продолжают праздновать его в центре Риги.

– То есть если шествий у памятника Свободы не будет, то и ЛАК не будет ничего там проводить?

– Да. Однако пока там будут происходить собрания почитателей легионеров, мы будем организовывать свои мероприятия. Правда, сейчас у нас собираются принять поправки к уголовному закону, по которому каждый высказавшийся против государственной политики становится участником «гибридной войны»… В прошлом и в этом году мы очень хорошо на своей шкуре почувствовали, что мы не просто выражаем протест против шествия Waffen SS, а идём наперекор государственной политике. 

Так что, думаю, после принятия этих поправок будет очень несложно нас всех записать в «бойцов гибридной войны». Но если посадят, то будем протестовать уже за решёткой.

– На Ваш взгляд, как долго ещё будут продолжаться шествия у памятника Свободы? Они когда-нибудь закончатся?

– Когда-то я обратился к послу Израиля и спросил его, почему израильское посольство молчит? Он мне ответил, что он здесь для того, чтобы налаживать отношения, а не портить их. Когда в 1998 году этот день был внесён в список латвийских отмечаемых дат, мировая общественность возмутилась совершенно жутким образом, и этот день из отмечаемых дат был убран. Поэтому когда мировая общественность возмутится, топнет ногой и стукнет кулаком по столу, тогда, может быть, что-нибудь здесь изменится.

Пока что, если посмотреть на эту марширующую колонну, то она на 70% состоит из достаточно юных ребят, которых воспитали на том, что легионеры – это герои Латвии и участники национально-освободительных движений. Несмотря на наличие соответствующих резолюций, которые говорят о недопустимости приравнивания эсэсовских коллаборантов к участникам национально-освободительных движений. Вот пока этим молодым людям не объяснят, что хватит прославлять эсэсовцев, думаю, что ничего не произойдёт.

К сожалению, уже воспитано достаточно серьёзное поколение, которое говорит, что нацизм для Латвии был благом, и чтобы это поколение перевоспитать, нужно приложить большие усилия. Так что чем дольше процесс восхваления эсэсовцев будет затягиваться, тем сложнее его будет перебороть.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Бойтесь миротворцев

Бойтесь миротворцев

Холодная Война вроде бы уже двадцать семь лет закончилась, а такое ощущение, что всё у нас еще впереди.

Чей туфля?

Чей туфля?

Угадайте политика по обуви!

Литовские князья как защитники русских земель

Литовские князья как защитники русских земель

Отдавая явное предпочтение русской гражданственности и русским людям, литовские князья с удивительным политическим тактом и всецело опираются на русское население государства, оберегают его верования, обычаи и права, постепенно подчиняются его культурному влиянию.