×
Экономика Экономика

ООН отказала странам Балтии в звании инновационных экономик

Источник изображения: gsmpress.ru

«Балтийские тигры» не попали в первую двадцатку инновационных стран по версии ООН – очень слабый результат для Литвы, Латвии и Эстонии, называющих себя флагманами инновационной экономики. Наука в Прибалтике находится в упадке, а доминирование в структуре экономики сферы услуг не означает создания инновационной экономики.

На этой неделе был опубликован доклад ООН Global Innovation Index, представляющий рейтинг инновационности экономик в 128 странах мира. Традиционное ежегодное исследование было проведено Корнелльским университетом совместно с Всемирной организацией интеллектуальной собственности при ООН. Предметом исследования стали достижения стран в области инноваций за последний год.

Согласно результатам исследования, самой инновационной экономикой мира является Швейцария. За ней следуют Швеция, Великобритания, США и Финляндия. Литва в рейтинге инновационных экономик ООН заняла 36-е место, Латвия – 34-е место, Эстония – 24-е место.

Справедливости ради, страны Балтии, по мнению ООН, по инновационным достижениям обгоняют многие развитые крупные экономики. В рейтинге они находятся выше Польши, России, Турции и Бразилии, а Эстония обогнала даже Китай, Испанию и Италию. Однако с учётом прибалтийской экономической идеологии полученный результат для Литвы, Латвии и Эстонии является компрометирующим и неудовлетворительным.

Последние 10–15 лет страны Балтии именовали себя флагманами инновационной цивилизации и мировыми лидерами по переходу от индустриальной экономики к экономике знаний – таким было идеологическое обоснование разрушения прибалтийской промышленности и доминирования в структуре экономик Литвы, Латвии и Эстонии сферы услуг.

Теперь же выясняется, что ни одна из Прибалтийских республик не входит в первую двадцатку инновационных экономик мира, а Латвия с Литвой не входят и в первую тридцатку.

Чем они, в таком случае, кичились все эти годы, ради чего уничтожали производство – промышленность, сельское хозяйство, транзит? Преобладание в экономике сферы услуг ещё не делает экономику инновационной. Услуги могут разными: банковский сектор, торговля, туризм – это тоже услуги, но они не создают уникальный интеллектуальный продукт, способствующий технологическому прогрессу. Если на такие услуги приходится 60% экономики Литвы, Латвии и Эстонии, то это не делает их экономики инновационными.

Чем отличается инновационная экономика? Базовые предпосылки для формирования инновационной экономики – это высокий уровень развития образования и науки, включая фундаментальную науку, развитие которой обеспечивается за счёт государственного финансирования. Инвестирование государства в фундаментальную науку, создание государством инфраструктуры инновационной деятельности – это первый, базовый этап формирования экономики знаний.

Как в Прибалтике обстоит дело с фундаментальной наукой и инфраструктурой для инновационной деятельности? Восстановление независимости Литвы, Латвии и Эстонии сопровождалось ликвидацией технических вузов и филиалов вузов. Прекращали своё существование университетские кафедры, конструкторские бюро и исследовательские лаборатории, учёные эмигрировали из Прибалтики сразу научными школами.

То есть с 1991 года фундамент для формирования инновационной экономики в Литве, Латвии и Эстонии не строился, а разрушался.

Согласно Лиссабонской стратегии ЕС, для перехода общеевропейской экономики в инновационную эпоху каждая страна ЕС должна выделять на научные исследования 3% ВВП. Доля расходов на науку в бюджете Литвы составляет 0,9% ВВП, и если военные расходы республики с каждым годом увеличиваются ради форсированного достижения нормативных 2% ВВП, то инвестиции в научную деятельность остаются неизменными – подгонять их к рекомендованным Брюсселем стандартам литовское руководство не собирается. Аналогичная ситуация в Латвии, где в этом году государственное финансирование научной деятельности было сокращено на 60%. Согласно европейскому инновационному табло, ежегодно определяющему инновационный потенциал стран ЕС, Латвия и Литва по инновационному развитию занимают в Европейском союзе соответственно второе и четвёртое место с конца.

«Политики хотят распределять деньги так, как им хочется, а не так, как это нужно науке», – говорит директор Латвийского института органического синтеза академик Ивар Кальвиньш, комментируя резкое сокращение финансирования научных исследований. Академик заявил, что в Латвии нет связей между наукой и производством: научные разработки не идут на развитие экономики, латвийская наука остаётся «вещью в себе». Из этого заявления следует, что экономика Латвии в принципе не является инновационной.

Окончательно Прибалтику лишает шанса перейти на реально инновационный путь развития повальная эмиграция населения, включающая отъезд выпускников вузов, высококвалифицированных специалистов, учёных.

Академик Литовской академии наук Зенонас Рудзикас несколько лет назад заявил журналистам, что из Литвы уехало более тысячи учёных. Показателен пример из Латвии: старший сын премьер-министра Мариса Кучинскиса Гунис Кучинскис занимается фундаментальной физикой и сейчас работает в Германии. На вопрос, не собирается ли премьер призвать старшего сына вернуться домой, Кучинскис ответил, что, наоборот, он поддержал сына в намерении продлить договор и остаться в Германии. «Не только физикам, но и молодым химикам и биологам в Латвии сложно получить доступ к местным научным проектам. Мы уже потеряли многих молодых учёных», – заявил премьер-министр.

Поэтому все заявления об инновационном характере прибалтийских экономик – это чистой воды хлестаковщина и пускание пыли в глаза. «Балтийские тигры» живут на еврофонды, деньги, которые присылают оставшимся родственникам эмигранты, и не имеющую никакого отношения к инновациям сферу услуг. Всё, что даёт им основания причислять себя к прогрессивному инновационному человечеству, – это либо единичные проекты (программа Skype, в создании которой участвовали эстонские программисты), либо не связанная с производством интеллектуального продукта красивая картинка для либеральных экономических изданий («электронное правительство»), либо то немногое, что осталось от советского научного наследия, или, в местной терминологии, от «наследия оккупации» (литовские лазеры и фармацевтика).

Всё остальное в Прибалтике – это сфера услуг, названная американским экономистом Джеффом Фоу «экономикой прислуги», плюс еврофонды, плюс не добитые ещё до конца сельское хозяйство и транзит, плюс денежные переводы от эмигрантов. Называть всё это, вместе взятое, инновационной экономикой – и смех, и грех.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров