Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Воскресенье
11 Декабря 2016

Латвия регионов: Елгава — в ожидании российских инвестиций

Автор: Андрей Солопенко

Латвия регионов: Елгава — в ожидании российских инвестиций

17.09.2015  // Фото: http://www.balticballoon.lv/

Елгава — четвёртый по численности населения город в Латвии, ранее известный своим заводом РАФ (Рижская Автобусная Фабрика), микроавтобусы производства которого ездили по всему Советскому Союзу. Во времена независимости завод пришёл в упадок, но некоторые другие промышленные предприятия в городе сохранялись ещё долго. О том, что сейчас происходит в Елгаве, порталу Rubaltic.ru рассказал депутат елгавской думы Валентин ГРИГОРЬЕВ:

- Г-н Григорьев, в советское время Елгава была известна своим крупным промышленным предприятием — заводом РАФ, а как дело обстоит с промышленностью сейчас?

- Конечно, ликвидация завода была, я бы сказал, очень неприятной вещью для горожан, ведь практически все, проживающие в Елгаве за рекой Лиелупе, в основном работали на заводе РАФ. Его продукция — выпускаемые микроавтобусы — пользовалась очень большим спросом во всём Советском Союзе. Однако пришло время, когда поменялась политическая ситуация и, по-видимому, той категории людей, которые пришли во власть, этот завод был не нужен, хотя, насколько мне известно, уже были разработаны новые виды микроавтобусов.

С ликвидацией завода множество людей остались без работы, и я был свидетелем тому, как многие высококвалифицированные работники пошли торговать на базар.

Корпуса завода остались пустыми, сейчас они практически все распроданы, и очень жаль, что это всё умерло.

В 2004 году у нас было основано автомобилестроительное предприятие АМО Plant по инициативе экс-мэра Москвы Юрия Лужкова. И было принято решение, что это будет объект Москвы и Елгавы. Елгава со своей стороны предоставляла землю, а всё остальное строилось за деньги Москвы. К сожалению, не получилось пробиться в рынок, не нашлось заказов. Также в 2009 году был реструктуризирован, можно сказать, фактически снесён, сахарный завод, что, опять же, не очень хорошо сказалось на экономической жизни Елгавы.

Ещё нужно сказать про так называемый филиал «Уралвагонзавода». Если бы он дошёл до пуска, это был бы для города очень большой плюс. Корпусы практически готовы, подведены железнодорожные пути, и уже даже были большие заказы от Финляндии. В прошлом году уже должны были подойти к тому, чтобы в этом году начать что-то выпускать. Однако внешнеполитическая ситуация и война санкций сыграли, к сожалению, свою роль. Этот завод был бы очень важен для города, в планах бюджета на 2015 год уже были заложены планируемые полученные налоги, но из-за того, что завод не начал работать, бюджет пришлось несколько скорректировать.

Однако нельзя сказать, что в Елгаве не осталось никаких промышленных предприятий.

Недалеко от АМО Plant есть завод по выпуску радиаторов — немецкое предприятие, дающее работу жителям города. Также есть молочный комбинат, который, правда, из-за российских санкций переживает некоторые трудности. «Керамика», ведущая свою историю с 1963 года, пока также что-то выпускает, правда, тоже не так много, как хотелось. Также есть некоторые малые предприятия, например, по выпуску дорожных знаков. Есть ещё машиностроительный завод, ранее также был большим предприятием, всесоюзного значения, выпускавшим тормозные колодки. Сейчас он тоже что-то выпускает, но, как я понимаю, просто держится — там работает небольшое количество людей. Также имеются несколько строительных организаций, но они до того маленькие, что просто выживают.

Благоустройством дорог занимаются различные компании, сейчас девиз города — «Елгава — город развития», поэтому в развитие городской инфраструктуры вкладываются определённые средства для улучшения жизни жителей Елгавы.

Это требует определённых затрат, но пока ещё можно недорого брать кредиты. Их придётся отдавать, но на кредитах живут многие, и наш город — тоже.

Кроме этого, мы пытаемся также сделать его привлекательным для туристов, которые какие-то суммы у нас могут оставлять, опять же стимулируя мелкое предпринимательство.

- Известно, что много елгавчан по утрам ездят на работу в Ригу. С чем это связано? Работы недостаточно?

- Да, многие ездят в Ригу, но нельзя говорить, что работы в Елгаве нет. Есть, правда, значительно менее оплачиваемая, чем в Риге. У нас есть неплохие программисты, которые находят более оплачиваемые места в столице. Кроме этого, многие ездят в Ригу торговать. Вот, например, мои знакомые, торгуют в Риге на Центральном рынке и в других местах. Да, эта проблема есть и её нужно как-то решать, и, как я уже говорил, если бы начал свою работу филиал «Уралвагонзавода», то какая-то часть людей осталась бы. Насколько мне известно, там уже подбирались кадры и очень многих туда брали. Ведь постоянно ездить в Ригу довольно трудно: это примерно час на дорогу в одну сторону, плюс дополнительные расходы на бензин или билеты — без пяти евро в день не уедешь, ещё питание и так далее. Поэтому, конечно, нужно, чтобы люди больше работали в своём городе, а для этого надо создавать соответствующие условия.

- Елгавская дума принимает какие-то меры для развития города и улучшения жизни населения?

- Как я уже говорил, сейчас очень много уделяется инфраструктуре. Проводятся ремонты дорог, замена освещения — ставятся новые виды ламп, которые снижают энергоёмкость, тем самым давая экономию электроэнергии. Идёт работа по улучшению отдалённых районов города. Конечно, частный сектор не столько получает, сколько центральная часть города, там ещё остаются неблагоустроенные дороги, где только грунтовое покрытие, без асфальта, но у нас в планах намечено и благоустройство этой территории, и потихоньку мы это делаем.

В городе не так давно был открыт новый пешеходный мост, через Дриксу. Также почти закончено благоустройство острова Паста, где проводятся все основные культурные мероприятия Елгавы. Сейчас мы занимаемся строительством ещё одного моста, со стороны улицы Палидзибас — планируем построить ещё один мост и связать южную часть города. Плюс ко всему готовится очень большой проект — объездной мост через Лиелупе на Добеле. Документы почти готовы, и скорее всего в 2016 году работы уже начнутся.

Ещё проводятся работы по переносу автовокзала ближе к железнодорожному вокзалу, чтобы люди могли сразу выйти с автобуса и сесть на поезд. Определённые затраты здесь несёт Автобусный парк, который является предприятием самоуправления. Сейчас уже снесли старые ангары, подводятся новые рельсы, ремонтируются перроны.

В ближайшие два-три года там будут определённые сдвиги, и можно сказать, что город развивается.

- Елгаву неофициально называют городом студентов. Как обстоят дела в этой сфере?

- Да, это правда. Но, как мне известно, есть проблемный момент в наборе студентов. Больший поток был на гуманитарные специальности — социологов, экономистов, юристов и так далее. Инженерные профессии некоторое время назад были очень популярны. Думаю, что это было связно и со школьным образованием — физику, химию, а также другие естественно-научные предметы преподают не так, как раньше. Всё это, конечно, сказывается и на студентах. Их количество тоже уменьшается, что связано как с отъездом молодёжи за границу, так и с их поступлением в рижские ВУЗы, которые более престижны.

Конечно, нельзя сказать, что их вообще не будет. Нет, преподавательский состав у нас есть, все факультеты нашего Сельскохозяйственного университета заполнены. Могу сказать, что в восточной части города реконструирован старинный особняк, и теперь это будет новое здание одного из факультетов. Город славится ландшафтными архитекторами, подготавливаемыми на соответствующем факультете, и они занимаются развитием Елгавы. Так что пока ВУЗ есть, он работает, имеет определённый авторитет в Латвии и даёт развитие будущему города.

- Какое же, на ваш взгляд, у Елгавы будущее?

- На мой взгляд, сейчас проходит некоторое неафишируемое соревнование между Елгавой и Вентспилсом.

У мэра Елгавы Андриса Равиньша есть определённые хорошие амбиции, и у нас в городе за последние пять-семь лет сделано очень много.

Может, это не всегда заметно, но определённый порядок в Елгаве наводится. На мой взгляд, будущее города зависит от хороших отношений с Россией, и мне кажется, что наш председатель думы делает много, чтобы эти отношения были прагматичные. Ведь «Уралвагонзавод» нам нужен — это новые рабочие места и налоги, поэтому игнорировать эти отношения нельзя. При изменении политической ситуации будут и определённые экономические сдвиги в пользу города.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Бойтесь миротворцев

Бойтесь миротворцев

Холодная Война вроде бы уже двадцать семь лет закончилась, а такое ощущение, что всё у нас еще впереди.

Подходишь ли ты в преемники Грибаускайте?

Подходишь ли ты в преемники Грибаускайте?

В октябре состоятся парламентские выборы в Литве, но не за горами и президентские! Проверь себя уже сейчас, сгодишься ли ты в преемники железной леди Прибалтики?

Дом Франка в Вильнюсе

Дом Франка в Вильнюсе

Своим названием этот дом обязан доктору медицины, профессору Виленского университета Йозефу Франку. Его отец — Иоганн Петер Франк, известный в Европе врач-гигиенист и судебный медик, вместе с сыном перебрался в Вильну из Вены, где работал директором городской больницы в начале XIX века.