Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Вторник
28 Февраля 2017

Окна Овертона: для Латвии готовят гражданский конфликт?

Автор: Александр Носович

Окна Овертона: для Латвии готовят гражданский конфликт?

18.05.2015  // Фото: teatext.com

Неделя после беспрецедентного по размаху празднования 9 мая в Риге ознаменовалась чередой скандалов, лишний раз подчеркнувших раскол латвийского общества. По отдельности каждый из этих скандалов кажется очередной глупой выходкой борцов с «русской угрозой», но все вместе они создают ощущение целенаправленной кампании, провоцирующей открытый гражданский конфликт с применением насилия. Это ощущение только усиливается от того, что органы госбезопасности Латвии каждый раз находят предлог увильнуть от выполнения своей прямой обязанности — поиска людей, разжигающих в обществе ненависть.

В прошлом месяце в Латвии некто опубликовал петицию с призывом помещать латвийских «неграждан» и граждан России в концлагеря. Кто такой был этот некто до сих пор не установлено — компетентные органы, призванные бороться с разжиганием ненависти, предпочли эту историю проигнорировать. Между тем, с призывом к «национально мыслящим политикам» обеспечить «превентивное размещение промосковских сил (неграждане и граждане России с видом на жительство) на отдельных территориях, поднадзорных МВД и службам безопасности Латвийской Республики», подписались 1800 человек, вот только голосовали эти 1800 человек всего с 203 IP адресов. То есть имела место «накрутка» голосов.

Если бы не этот факт, публикацию «петиции» можно было бы считать дурацкой выходкой психически неадекватного националиста-одиночки, однако «накрутка» выдаёт в этой истории спланированную группой лиц провокацию. Выявлять подобные группы — прямая обязанность Полиции безопасности Латвии, тем более что в данном случае вброс был сделан именно для того, чтобы вызвать общественный резонанс — потенциально это угроза общественной безопасности. Но доблестные спецслужбы на инцидент махнули рукой и продолжили заниматься любимым делом: искать среди русскоязычных общественников «пятую колонну».

За неделю после празднования 70-летия Победы подобные инциденты стали почти нормой латвийской общественной жизни: ни один день не обходился без очередного скандала, лишний раз стравливающего латышей с русскими, а русских с латышами.

Центр государственного языка объявил проверку поздравительной речи мэра Риги Нила Ушакова на праздновании 9 мая в парке Победы на предмет соответствия языковому законодательству. Нил Ушаков обращался к празднующим День Победы исключительно на русском языке, не дублируя своё выступление на латышском — «национально мыслящие политики» разглядели за этим желание рижского мэра присоединить Латвию к России. Сам Ушаков отшутился, написав, что подаст в Центр государственного языка жалобу на своего кота Кузю, общающегося с посетителями Рижской Думы не на латышском языке.

В латышских «национально мыслящих» СМИ на беспрецедентное по размаху празднование юбилея Победы в Риге отреагировали потоком брани и оскорблений. Их истерическая реакция понятна: на праздновании чуждого и враждебного официальной латвийской идеологии Дня Победы только в Риге к Памятнику Освободителям пришли по разным оценкам 150-220 тысяч человек — 9 мая стало самым массовым латвийским праздником, затмив по численности и Праздник песни, и День Лачплесиса, и День независимости Латвии. И хотя в праздничных мероприятиях участвовали не только русскоязычные, но и многие латыши, для которых юбилей Победы над фашизмом — праздник, националисты расценили событие однозначно: самое яркое со времен референдума о втором государственном языке доказательство провала политики интеграции (под которой имелась в виду не политическая интеграция — превращение русских в полноценных граждан Латвии, а этническая ассимиляция — превращение русских в латышей).

Отсюда и истерика с командированными с раннего утра (чтобы успеть до прихода дворников) фоторепортерами, призванными документально засвидетельствовать, как «русские свиньи» гуляют свой «праздник», и возмущение министра культуры Латвии Даце Мелабарде тем, что на возложении цветов к Памятнику Освободителям Риги было очень много молодежи (ранее идеология интеграции предполагала, что если с «совками» — старшим поколением граждан и «неграждан» — уже ничего не поделаешь, то русскоязычную молодежь можно воспитать латышами).

Евродепутат и бывший министр обороны Латвии Артис Пабрикс прокомментировал грандиозные торжества в рижском Задвинье 9 мая словами «Латвия может предложить русским великие свободы, великие экономические достижения, великие пляжи, но не имперское величие». Бог с ними, с «великими свободами»: закроем глаза на реальность и поверим, что Латвия действительно может русским их предложить. Не будем даже придираться к «пабрикушке» про «великие пляжи» (хотя какое еще государство в истории предлагало народу пляжи? Тогда еще надо предложить бунгало, шезлонг и крем для загара — этим Латвия докажет, что она социальное государство).

Что же касается имперского величия, то его Латвийская республика местным русским в самом деле дать не может, да русские от неё этого и не ждут.

Зато Латвия может дать своим русским уважение, которого они как раз вправе ожидать. Однако общественно-политическая повестка прошедшей недели показывает, что как раз уважения местным русским Латвия давать не собирается:

она по-прежнему «латышская Латвия», а людей других взглядов, национальностей и исторической памяти в ней можно без всякой реакции контролирующих органов именовать «нелояльными русскими свиньями».

Внефракционный депутат Сейма Вейко Сполитис (был исключен из правящего «Единства» за вождение автомобиля в нетрезвом виде) тоже под влиянием впечатлений от празднования 9 мая предложил ввести административную ответственность за ношение на территории Латвии георгиевских ленточек. «Я считаю, что нам надо действовать и что ленточки неприемлемы в демократическом обществе», — дословно заявил депутат, предложив запретить георгиевскую ленточку и штрафовать в размере до 350 евро за её публичную демонстрацию. Затем Сполитис свою инициативу отозвал, но вовсе не оттого, что передумал и счел её недемократичной: председатель юридической комиссии Сейма Гайдис Берзиньш (Национальное объединение) предложил ему придержать законопроект, пока под него не будет подготовлена законодательная база — ради запрета георгиевской ленточки депутаты Сейма намереваются вносить ряд поправок в законодательство, включая Кодекс административных правонарушений.

Едва «адвокаты» латвийской действительности успели оправдаться, что инициатива Сполитиса — единичный случай и частная выходка одного идиота, а так Латвия — это современная европейская цивилизованная страна, как в Риге распяли чучело Путина. Во дворе бывшего здания КГБ открылась выставка современного искусства, центральной частью которой была инсталляция с распятым на кресте чучелом мужчины, очень похожего на российского президента (сперва организаторы выставки не отрицали, что чучело изображает Путина, но по мере усиления скандала стали туманно рассуждать, что в произведении искусства каждый видит свое, что у них, у творческих людей, свой особый взгляд на мир, поэтому крест на самом деле символизирует деньги, а распятый человек — бизнесмена).

Так или иначе кульминационный момент «перфоманса» неизвестного автора был в том, что каждый желающий мог вбивать в чучело гвозди. И публика радостно этим занималась, думая, что участвует в расправе именно над Путиным.

В результате получилась тренировка по расчеловечиванию массового сознания: сегодня публика преодолевает в себе табу на убийство, вколачивая гвозди в чучело Путина, а завтра будет одобрять карательные акции против «нелояльных русских свиней». Ведь именно это уже было год назад на Украине — это отмечают и сами украинские СМИ. В апреле прошлого года в Киеве перед зданием российского посольства сожгли чучело Путина, а уже в мае те же люди, которые радовались, смотря в теленовостях на горящего Путина, аплодировали сожжению заживо людей в Одесском Доме профсоюзов.

Все скандальные истории последнего месяца в Латвии, которые по отдельности кажутся дурацкими выходками, в сумме предстаются реализацией технологии «окна Овертона», когда самые безумные, немыслимые идеи, концепции, предположения поэтапно превращаются в социальную норму. В данном случае очевидно, что такой внедряющейся в общественное сознание нормой является силовое подавление инакомыслящих.

Кстати, провокационный эффект от «распятого Путина» уже сработал: «свободные художники» получили угрозы физической расправы, а сама выставка едва не была разгромлена. Так что еще пара-тройка таких провокаций, и дело будет сделано: русскоязычное меньшинство взбунтуется, а натренированное вбиванием гвоздей в чучела и инициативами сажать за георгиевские ленточки и отправлять «неграждан» в концлагеря латышское большинство радостно поддержит силовую расправу над самыми буйными.

В конце концов «национально мыслящие политики» целый год ждали, что латвийские русские взбунтуются и Путин введет на их защиту войска. В реальности же ни русские, ни Путин за этот год не дали никаких оснований так думать. А поскольку привлекать внимание западных союзников к «маленькой несчастной Латвии» как-то надо, придется этот «перфоманс» организовывать самим.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Курсом мордорнизации

Курсом мордорнизации

Реформаторские инициативы, подобные казахстанским, примерно в то же время появились в Узбекистане, могут в ближайшее время появиться в России или Беларуси, но никогда — в странах Прибалтики и Украине. Там категориями модернизации больше не мыслят.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Латвийские историки: как Советский Союз латышей фашистами заставлял становиться

Латвийские историки: как Советский Союз латышей фашистами заставлял становиться

Латышские воины не участвовали в карательных операциях, они сражались на фронте против войск СССР. Против армии той страны, которая уничтожила независимость Латвии, осуществляла репрессии против её граждан и позже грозила Латвии новой оккупацией.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо