Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Понедельник
05 Декабря 2016

Почему русские Латвии проигрывают латышам в конкурентной борьбе за вузы?

Автор: Андрей Солопенко

Почему русские Латвии проигрывают латышам в конкурентной борьбе за вузы?

19.03.2015  // Фото: http://3.bp.blogspot.com

Школьные выпускные экзамены в Латвии, как известно, одновременно являются и вступительными экзаменами в латвийские вузы. По закону они должны приниматься только на государственном языке, то есть латышском. Как подобная система сказывается на шансах национальных меньшинств государства получить бесплатное высшее образование в Латвии?

Все латвийские школьники, независимо от выбранной программы и языка обучения, должны по окончанию 12-го класса для получения аттестата о среднем образовании сдать четыре экзамена по определённым учебным предметам, три из которых – иностранный язык (преимущественно английский), математика и латышский язык — являются обязательными. Ещё как минимум один экзамен школьник выбирает самостоятельно из таких предметов, как биология, физика, химия и история. Экзамены по ним являются централизованными и проверяются специальной комиссией. Однако школьники, по своему усмотрению, могут выбрать и другие предметы, которые преподавались у них в школе. Отличие одно – они не являются централизованными и поэтому проверяются школьными учителями.

Оцениваются данные экзамены по шестибуквенной шкале от «A» до «F», где «A» - наилучший результат, а при оценке «F» экзамен не засчитывается. Результат экзамена также переводится в проценты и показывает уровень знания предмета учеником. С 2012 года оценка по категориям была отменена решением правительства, т.к. по мнению Министерства образования, разница между полученными категориями была минимальной – за 84% сданного экзамена по математике ученик получал категорию «В», а за 85% – уже «А». Исходя из этого, было решено оставить только процентные показатели. Несмотря на это, на сайте Государственного центра содержания образования все результаты экзаменов приводятся как в процентах, так и в категориях.

На сайте находятся результаты всех централизованных экзаменов каждого школьника, сдававшего их в период с 2009 по 2014 годы, обобщив которые можно получить статистику успеваемости учащихся русских и латышских школ.

Полученные результаты для русских школьников оказались совсем не радостными: если в естественных и точных науках они ещё идут вровень с латышами и даже опережают их по некоторым предметам, то в гуманитарных науках латышские ученики оказываются впереди.

На экзаменах по химии и биологии они показали примерно равные результаты. Если за шесть лет высшие категории «А» или «В» по химии получили 26% учащихся русских школ и 25% – латышских, то по биологии эти показатели составили 23% и 26% соответственно. В то же время, физика оказалась единственным предметом, где лидерство русских школьников было неоспоримо. В среднем, за шесть лет на две высшие категории её сдали 40% учащихся русских школ, а среди учеников латышских школ этот показатель составил лишь 30%.

Однако экзамены по данным предметам всё же не являются обязательными, и сдающие их школьники однозначно нацелены на лучший результат. В среднем, за шесть лет биологию сдавало – 12% учащихся, физику – 11%, тогда как химию лишь 6%, что явно не может свидетельствовать о показателях успеваемости учеников. Чтобы объективно оценить успехи школьников в точных науках, нужно посмотреть на результаты экзамена по математике, являющегося обязательным с 2009 года. Среди русских учащихся высшие категории по этому предмету получили 30% школьников, тогда как среди латышей – 28%. В то же время, средний уровень знаний в обеих группах составил 48%-49%. Естественные и точные науки в русских школах хоть и преподаются по латышским учебникам и с латышской терминологией, но учителя сложные темы объясняют ученикам всё же по-русски, поэтому и показатели школьников вполне сопоставимы. Однако так не может быть вечно – нынешние преподаватели, получившие образование ещё в советское время, рано или поздно уйдут на пенсию, а те, кто придет на их место, получали образование на латышском языке и объяснять материал по-русски уже не станут.

Какой уровень знаний ожидает русских школьников, можно предположить, посмотрев результаты экзаменов по гуманитарным предметам, которые преподаются полностью на латышском языке. По истории показатель русских школьников, получивших высшие категории, составил лишь 44%, в то время как среди латышей – 48%. С одной стороны, разница в 4% невелика, но следует обратить внимание на другую тенденцию. Данный экзамен, не являющийся обязательным, с каждым годом выбирают всё меньше и меньше русских учеников. Если шесть лет назад его сдавало 18% учащихся в русских школах, то в прошлом году всего лишь 2%. В латышских школах историю сдаёт несоизмеримо большее количество школьников. Причина такой диспропорции кроется в том, что экзаменационные задания построены на анализе исторических источников, понять которые русскому школьнику намного сложнее, чем латышскому. Поэтому многие учащиеся русских школ выбирают не централизованные экзамены, которые проверяются в министерстве, а те, что предлагает им школа, в надежде, что свои учителя добавят им недостающие до положительной оценки баллы.

Однако с двумя обязательными централизованными экзаменами – иностранным и латышским языком - это не проходит, и разница между учениками становится слишком очевидна. Если среди латышей за шесть лет высшие категории по английскому получили 39% учащихся, то у русских лишь 30%. Разница по латышскому языку при этом ещё выше: в 2009-2011 годах русские школьники сдавали латышский как иностранный, и она составляла 10%; за последние же три года она выросла более чем на 40%.

В 2014 году две высших категории по латышскому получили лишь 7% русских школьников, в то время как у латышей этот показатель был 51%.

Переход на единый экзамен по латышскому языку преследовал очень конкретную цель. Полученный результат является определяющим для школьника при поступлении в вуз на бюджетное место, на любой факультет. Важен также результат по иностранному языку, и только потом - по профильным предметам. Латышская молодёжь, таким образом, имеет солидное преимущество, а это уменьшает шансы русских учеников поступить на бюджетные отделения. Кажется, это стали понимать и сами школьники – в этом году среди русских учеников в Латвии существенно повысился интерес к бесплатной учёбе в российских вузах по предоставляемым правительством России квотам. Как прогнозирует председатель Русского Общества в Латвии Татьяна Фаворская, помогающая поступать латвийским школьникам в российские вузы с 2002 года, в следующем году количество заявок может еще возрасти. Однако Россия не может принять на бюджетные места всех желающих, квоты прошлого года составили лишь 80 человек. Это означает, что большинству представителей национальных меньшинств в Латвии доступ к высшему образованию будет закрыт, а это ведет либо к работе в сфере обслуживающего персонала, либо к эмиграции из страны.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Пишите письма

Пишите письма

Звон дипломатических сабель, хруст переломленных копий... Резолюция в ответ на резолюцию, против демарша — демарш. За всем этим тихо, полушепотом — новости мелкокалибербные вроде бы, малозначительные. Но очень симптоматичные. На них стоит иногда обращать внимание.

Чей туфля?

Чей туфля?

Угадайте политика по обуви!

Бронзовый солдат: памятник воинам-освободителям Таллина

Бронзовый солдат: памятник воинам-освободителям Таллина

Авторами монумента освободителям столицы Эстонии, известного ныне как «Бронзовый солдат», стали архитектор Арнольд Алас и скульптор Энн Роос.