×
Политика Политика

Мнение: «Проблему неграждан решит не Янсонс, а латвийская ДНР»

Источник изображения: baltijalv.lv

Латвийский омбудсмен Юрис Янсонс предложил отказаться от использования термина «неграждане». Он считает, что термин более не соответствует реальной ситуации. О том, как на это могут отреагировать правящие политики и русскоязычное население и чем вызвана подобная инициатива, портал RuBaltic.Ru побеседовал с известным латвийским публицистом, председателем «ИМХОклуба» Юрием АЛЕКСЕЕВЫМ:

- Господин Алексеев, омбудсмен Юрис Янсонс предлагает отказаться от термина «неграждане». Как Вы оцениваете такую идею?

- Янсонс вообще бы с удовольствием отказался от людей, которые тут неграждане.

Он омбудсмен довольно странный – фашистско-коричневого толка. И не видит никаких нарушений прав человека, когда это касается русских, русских школ. Такой особый латышский омбудсмен. Наверняка, ему время от времени тычут носом в эти нарушения зарубежные правозащитники.

Идея Янсонса - в худших традициях советской пропагандистской школы: давайте поменяем название, и всё будет хорошо.

Прямо как на Украине сейчас – украинцы сами бомбят свои города с мирным населением, а террористами называют тех, кто в этих городах сидит. Вот поменял название – и вроде стало всё хорошо.

- Как Вы считаете, правящие воспримут всерьёз эту инициативу? Она будет рассмотрена?

- Перед выборами, конечно, они могут что угодно рассматривать. Латвийским властям важно, чтобы о негражданах вообще никто не вспоминал. Ну, есть тут у нас каких-нибудь 300 тысяч неграждан – ну и ладно.

А когда кто-то вспоминает, приходится каждый раз объяснять, какая у нас была тяжёлая жизнь, недостаток витаминов, «оккупация».

А когда была эта «оккупация», в каком веке? У этих ваших неграждан уже четвёртое поколение детей родилось, а они всё ещё неграждане? Это, конечно, неудобные вопросы. И для их решения надо трудиться.

- Что всё же должно произойти в Латвии или с Латвией, чтобы в деле решения проблемы безгражданства произошли хоть какие-то изменения?

- Даже не знаю... устроить здесь ДНР, ЛНР по украинскому образцу – я думаю, что не меньше, потому что здесь уже всё так заскорузло.

Знаете, это, похоже, ни при каких обстоятельствах не произойдёт. Те, кто хотел получить гражданство из каких-то соображений, его получил, когда была необходимость. А она была два раза.

В первый раз гражданство понадобилось при приватизации крупных активов – земли, скажем. Это было в конце 1990-х гг.

И вторая волна – это вступление в Евросоюз и Шенген. Граждане Латвии, в отличие от неграждан, имеют право легально работать на территории Евросоюза и в Британии.

То есть было много желающих стать гражданином Латвии и уехать из неё подальше на заработки.

Эти две волны прошли. А остальным-то это гражданство без надобности. Для тех, кто не собирается эмигрировать гастарбайтером в какую-нибудь Британию или Германию, гражданство и вовсе не нужно. Зато неграждане могут без визы ездить в Россию. Второе – статус латвийского негражданина без проблем можно поменять на статус российского гражданина. А россиянам пенсии индексируют, в отличие от латышей. И пенсия российских граждан, живущих на территории Латвии, больше, чем латышей.

Поэтому сейчас сложилась очень интересная ситуация. В прошлом году российское гражданство приняли около 6 тысяч человек. А латвийское – только около двух тысяч.

- Получается, проблема неграждан постепенно решается сама по себе?

- Ну как она решается? Ребёнок неграждан тоже становится негражданином, то есть ему надо натурализоваться. Хотя в настоящий момент даже молодые люди не торопятся принимать гражданство. Например, в университете им. Канта в Калининграде учится более 400 студентов из Латвии. После окончания университета, глядишь, и хорошую работу найдут где-то в России. Россия развивается, в отличие от Латвии. Так что и для молодёжи есть свои преимущества в этой ситуации.

- Вы сказали о преимуществах. Вот, по заявлению Янсона, в стране существует определённая категория населения, которая добровольно предпочла сохранить паспорта неграждан, чтобы обеспечить себе ряд преимуществ как со стороны Латвии, так и со стороны России. Если это осознанный выбор данных лиц, его следует уважать, говорит он. Как Вы оцениваете такие аргументы в пользу сохранения института неграждан?

- Со стороны Латвии никаких преимуществ нет. И российский гражданин, проживающий в Латвии, имеющий вид на жительство в Латвии, является резидентом Евросоюза.

У меня много таких знакомых, и они имеют право передвигаться без виз по территории Евросоюза. Но это преимущество предоставляет Евросоюз, а со стороны Латвии нет никаких плюсов.

А вот перемещение без визы по России – это огромное преимущество. Представляете, от Владивостока до Лиссабона можно кататься без виз. Это же огромный плюс.

Вот я, например, гражданин Латвии с рождения. Однажды выбирался депутатом, но мне там не понравилось. А больше я не использовал никаких преимуществ своего гражданства. Наоборот, неудобно каждый раз визу брать для поездок в Россию. А работать посудомойщиком в ирландской забегаловке я и не собирался никогда.

Есть ещё одна интересная особенность – статус гражданина Евросоюза. То есть негражданин Латвии может превратиться в гражданина Евросоюза. Но поскольку ЕС дал право странам самим решать, как будет выглядеть процедура перехода в граждане Евросоюза, то Латвия ввела обязательный экзамен по латвийскому языку и истории.

Это замечательно – человек получает статус гражданина Евросоюза с целью покинуть Латвию и никогда сюда не возвращаться. Но на прощанье он должен выучить латвийский язык и историю. Зачем ему это в Испании, например?

Есть немаленькая группа людей, которые не принимают гражданство из принципа, потому что их когда-то его лишили.

Есть такой известный профессор Крук, преподаватель университета. Он сделал для развития латышского языка больше, чем кто-либо, но он негражданин.

Я бы ему просто принёс и вручил гражданский паспорт за заслуги. Но нет. Профессору, преподавателю, филологу тоже надо натурализовываться. И он всегда объявляет, что не натурализуется, потому что его сосед – пропойца с тремя отсидками Янис получил гражданство на блюдечке с голубой каёмочкой, а ему надо идти и доказывать свою причастность и лояльность к этой стране. И он принципиально этого не делает.

Таких людей тоже довольно много. Они не принимают гражданство, так как считают ниже собственного достоинства идти клясться стране, которая их когда-то кинула.

Представьте - жулик у вас угнал машину, а потом вы должны идти кланяться и у него её обратно покупать. Это примерно то же самое.

Впрочем, некоторые из таких людей принимают гражданство Евросоюза. Для интеллигентных, образованных людей не проблема сдать экзамены.

- В чём разница между гражданином Евросоюза и гражданином Латвии? Как-то различаются их права и обязанности?

- Негражданин не имеет права легально работать в Евросоюзе. Гражданин Евросоюза не может избирать и избираться в Сейм. Зато имеет право избирать муниципалитет, если проживёт в одной стране определённый установленный срок. А вот негражданин Латвии, пусть он и прожил здесь всю жизнь, не может голосовать даже на выборах в муниципалитет.

Иностранцев это ужасно удивляет. Моя дочь, гражданка Евросоюза, живёт в Америке. И уже в следующих муниципальных выборах может участвовать. Даже в Эстонии можно было бы участвовать в муниципальных выборах, как и во многих европейских странах. А в Латвии – нет.

- Как Вы думаете, после выборов в октябре изменит ли новая власть что-либо в данной проблеме?

- У нас уже 23 года никакие новые власти не приходят. Как определились в самом начале – так и ходят по кругу. Меняются названия партий, стариков меняют на молодые лица. Но дуют все в одну дуду.

Ничего много лет не меняется. Есть те, кто голосует за русских, и те, кто голосует за латышей. Последние делятся на тех, кто голосует за умеренных националистов, и тех, кто голосует за коричневых националистов. И процент тоже не меняется. Нам уже неважно, как эти партии называются и кто ими руководит.

Политика в Латвии – настолько застывшая, задеревеневшая и заскорузлая, что ждать перемен устали.

Россия трижды за это время поменяла свою политику, хотя это - огромная страна. Латыши могли бы менять что-то каждую неделю! Но они как взяли один курс – этакий стойкий латышский стрелок. Все уже ушли – а он всё стоит на посту.

- Только кому уже он там нужен, этот стрелок?

- Это правда, кому же он там нужен… Я латыш наполовину, но родни у меня в Латвии много. У латышей есть такой праздник – поминальное воскресенье в первое воскресенье августа. Так вот, лет 15 назад на нашем родовом кладбище под эстонской границей собиралось более сотни человек родни. В этом году собралось пять древних старух. И разговоры все были о том, у кого, кто и где. Не осталось даже моего «поколения 50+».

Все уехали за границу. Кто-то дома в Ирландии строит, кто-то на корабле в море ходит…

И действительно – кому сейчас нужен этот стрелок? 


Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров