×
Политика Политика

«Экологический путч»: Польша покусилась на объект ЮНЕСКО

Источник изображения: svobodno.su

Экологи и мировая пресса в шоке от вырубок Беловежского леса. Варшава обороняется. Брюссель расследует.

Уникальная Беловежа

Беловежский лес – это последний реликтовый лес Европы, наряду с лесами Коми – один из последних девственных лесов континента. Фактически Беловежа – компактный зелёный островок, сохранившийся со времён массивных древнейших лесов, простиравшихся по Европе 8–10 тысяч лет назад. Беловежа поражает экологов и туристов фантастическим биоразнообразием, не имеющим аналогов в Евросоюзе. Там обитает множество редких животных, птиц и растений. В том числе лес стал единственным домом для около 800 европейских зубров, крупнейших млекопитающих ЕС. 

Беловежский лес
Главная ценность леса в том, что все природные процессы в нём происходили практически без вмешательства человека, объясняют значение Беловежи в «Гринпис» и других экозащитных организациях. 

Занимающая площадь примерно в 1500 кв. км территория леса поделена между Польшей (630 кв. км) и Беларусью (870 кв. км). И там, и там созданы биосферные заповедники. Тем не менее статус леса по обе стороны границы неоднородный, что давно отмечают экологи. Если на белорусской стороне бесценный лес полностью закрыт национальным парком «Беловежская пуща», то польская часть лишь на 17% закрыта национальным парком «Бяловежа». Оставшиеся 83% находятся под управлением Государственной лесной службы, заведующей лесом через Беловежское, Бровское и Хайнувское лесничества. По мнению экологов, уже это недопустимо, потому что под охраной должна быть не меньшая часть леса, а он весь, как в Беларуси. Тем более что как белорусская, так и польская части Беловежи входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, причём для Польши это единственный подобный природный объект. Кроме того, Беловежский лес зарегистрирован в Natura 2000 – сети европейских особых природоохранных зон.

Проблемы в «польской» Беловеже начались прошлой осенью. Министерство окружающей среды Польши периодически выдаёт планы по вырубке леса. Последний лимит на Беловежу составлял около 63,5 тыс. кубометров деревьев за 10 лет. Эту норму умудрились вырубить за 4 года, как раз к концу 2015 года. Министерство решило увеличить лимит сразу в пять раз – до 318 тыс. кубометров. После протестов регионального отделения Службы по охране окружающей среды в Белостоке власти аппетит поумерили, сократив лимит до 188 тысяч кубометров деревьев за 10 лет, что всё равно в три раза превышало принятую ранее норму. Официальный аргумент – борьба с аномальным нашествием большого елового короеда (он же короед-типограф), уничтожающего лесной массив. 

Примечательно, что в соседней Беларуси, также страдающей от жука, от массовых вырубок решили отказаться. 

Резкий скачок лицензий на вырубки мгновенно вызвал тревогу среди экологов. Несколько жалоб, поданных властям, остались без ответа. Поэтому фонд ClientEarth Poland, объединившись с местным «Гринпис» и при моральной поддержке других экозащитных НКО, направил жалобу в Европейскую комиссию с просьбой расследовать поведение Польши по отношению к пуще. На стороне экологов выступили многие учёные. Против увеличения лимитов на вырубки высказались Государственный совет по охране природы и Комитет охраны природы Польской академии наук. Научный совет нацпарка «Бяловежа» предупредил о том, что планы властей создают «реальную, вероятную и необратимую» угрозу невосполнимого ущерба биоразнообразию леса. 

Жук наживы

Представитель польского «Гринпис» Марианна Хошовска считает, что обоснование вырубок – борьба с короедом – не имеет под собой научных оснований и только приведёт к серьёзному урону для наиболее ценных качеств леса. «Жуки-короеды – обычные элементы лесов. Естественные инженеры лесов и одни из их естественных обитателей. Их нашествия случаются в Беловеже каждые 8–10 лет и должны рассматриваться как естественный фактор, изменяющий состав леса, – объяснила она. – Лес справлялся с ними на протяжении множества веков; он не нуждается в спасении от жуков. Он нуждается в спасении от вырубок». Хошовска подчеркнула, что в нашествии короеда тем более нет ничего удивительного, если учитывать изменения климата. «Везде в мире мы наблюдаем естественный процесс перемещения хвойных деревьев на север. Это реакция на изменение климата и гидрологических условий. То же самое происходит в Беловеже», – сказала она.

Жук-короед

С экспертом «Гринпис» согласен Рафаль Ковальчик, директор Института изучения млекопитающих при Польской академии наук: рост средних температур заставляет сосны и ели «естественным образом» отступать ближе к северным широтам. «Природе следует разрешить двигаться своим курсом в отношении лесов, как было всегда», – уверен он. 

Экологи настаивают, что вспышки активности короедов Беловеже не только не вредят, но и позитивно сказываются на здоровье леса. 

По их мнению, участки, поражённые жуком, послужат естественными двигателями регенерации массива, усилят его структуру и дадут толчок появлению более молодых деревьев (возрастная диверсификация деревьев считается позитивным показателем). Отмечается также, что жук очищает от хвойных зоны с естественным доминированием лиственных растений. На месте елей и сосен вырастут грабы и дубы, более предрасположенные к нахождению на определённых участках леса. Таким образом, говорят экозащитники, жук помогает естественному балансу между видами флоры. В случае массовых вырубок баланс будет нарушен. К тому же, поясняют в «Гринпис», для эффективной борьбы с короедом властям придётся свалить более 80% деревьев – только так можно остановить эпидемию. К аналогичному выводу пришёл Томаш Весоловский, биолог из Вроцлавского университета: «Лекарство будет хуже болезни, потому что только порядка 20% заражённых деревьев не выживают в результате нашествия жуков».

Ущерб от программы вырубки экологи, наоборот, считают очевидным. Она способна навсегда изменить экосистему Беловежи, стать причиной ухода одних животных и прихода других. 

Наличие гниющих мёртвых деревьев важно для жизни ряда редких жуков. Поражённые короедом хвойные служат базой для кормёжки редких птиц, таких как белоспинный и трёхпалый дятел. Они же используются для кормёжки, отдыха и гнездования некоторых сов – мохноногих и воробьиных сычей. Упавшие деревья помогают охотиться и отдыхать мелким хищникам вроде рысей. На этом основании экологи обвиняют Польшу в нарушении сразу нескольких природоохранных директив ЕС. По их мнению, действия правительства приведут к деградации Беловежи, в то время как власть не провела должного анализа ситуации, не обеспечила необходимого обоснования вырубок и даже не предоставила карт вырубок.

Зарубежные враги Беловежи

В качестве официального ответа на шквал критики польское Министерство окружающей среды рассылает копии письма в The Guardian за подписью замминистра Анджея Конечны. Газета – одно из первых европейских СМИ, начавших возмущаться ситуацией в Беловеже. Министерство сообщает о том, что не может больше бездействовать, наблюдая за тем, как Беловежу безнаказанно пожирает короед. Конечны назвал сам процесс настоящей драмой. Экологи лукавят, считают власти, ведь называть Беловежу древним и девственным лесом некорректно. Территория, не входящая в нацпарк, на протяжении нескольких веков постоянно находилась под воздействием человека, следовательно, ничего сверхъестественного не происходит. Более того, Польша опирается на вековой опыт лесников по борьбе с такого рода кризисами. А главные злодеи беловежской истории (наряду с жуками) – немцы и англичане. Первые прославились «хищническими» вырубками леса во времена Третьего рейха. Вторые руками британской компании The Century European Timber Corporation в 1924–1929 годах вырубили 3 миллиона кубометров польского леса в Беловеже и нанесли ущерб территории в 7 тысяч гектаров. Деньги с лицензий, напоминает Конечны, пошли на создание финансовых резервов для борьбы с инфляцией и укрепления национальной валюты. 

The Guardian - ежедневная газета в Великобритании, основана в Манчестере в 1821 году под названием The Manchester Guardian
«Парадокс в том, что среди фальшивых обвинителей значится одна из старейших английских газет – The Guardian, которая предпочитает молчать об опустошительных операциях той английской компании», – написал чиновник, затем обвинив газету в исповедовании «фальшивой идеологии».

В министерстве вспомнили Адама Лорета, директора Государственных лесов Польши, который в 1920-х был главным противником продажи лицензий англичанам. Он же потом основал нацпарк «Бяловежа». Спустя много лет учёные из совета нацпарка, по мнению министерства, обошлись с «главным лесничим» неблагодарно, в 2006 году отказав в установлении мемориальной таблички в его честь. «Полагаю, этот факт отражает взгляды этих учёных, которые бесчестно отвергают опыт и достижение лесников в сфере охраны природы», – доложил газете Конечны.

За лесом не видеть политику

Помещение британской компании в один ряд с жуками-вредителями публику не впечатлило. Европейские СМИ по-прежнему на стороне экологов. В Польше волна критики воспринимается примерно в том же ключе, в котором правящая партия «Право и справедливость» реагировала на обвинения в нарушении принципов демократии. Для польского МИД это всё вещи одного порядка. Конфликт вокруг леса, как и большинство конфликтов в Польше, перешёл в политическую плоскость, вылившись в противостояние «ПиС» с «Гражданской платформой» (которая выступает против вырубок). Не зря 13 сентября на дебатах в Европарламенте, посвящённых польскому Конституционному суду, делегат от «ПиС» Рышард Легутко внезапно разразился тирадой в адрес экологов, обвинив европейцев в том, что они ничего не знают про Беловежу. За неделю до этого Министерство окружающей среды совместно с евродепутатами от «ПиС» организовало в здании Европарламента выставку, продвигающую в массы версию правительства о спасении леса через вырубки, пока он «не сгнил на наших глазах». Вновь была озвучена позиция, что Беловежа, пережившая более 500 лет антропогенного воздействия, не такая уж чистая, какой её рисуют экологи и оппозиционеры. Глава МИД Витольд Ващиковский дал понять, что не потерпит очередного вмешательства ЕС в польские дела даже под предлогом спасения зубров. 

Ришард Легутко
«Мы лишь хотим избавить нашу страну от ряда недугов… – рассказал министр, – нового коктейля из культур и рас, мира велосипедистов и вегетарианцев, которые пользуются исключительно возобновляемой энергетикой и сражаются против всех признаков религии».

Критики подозревают, что крестовый поход против короеда всего лишь ширма. Многие видят в вырубках экономическую подоплёку. Польше не впервой вставлять палки в колёса экологическому мейнстриму, руководствуясь своими экономическими интересами. Так, Варшава заявила, что не собирается ратифицировать принятое в 2015 году Парижское соглашение об изменении климата, если партнёры будут заставлять её снижать производство угля, на котором зиждется польская промышленность. В письме к коллегам новый министр окружающей среды Ян Шишко назвал уголь «фундаментом» развития страны. То же самое с древесиной: Польша входит в пятёрку производителей леса-кругляка в ЕС. Продажа леса – прибыльный бизнес. Доходы от вырубок на территории Беловежи могут принести 700 млн злотых. Всего продажа дров, мебели и древесной пульпы составляет более 90% дохода польского лесничества. В министре Шишко видят активного лоббиста древесной промышленности. В прошлом он даже называл «ошибкой» кампанию по включению Беловежи в список ЮНЕСКО, потому что этот шаг стал мешать экономической эксплуатации леса. В похожем духе рассуждал его заместитель Конечны, когда писал в The Guardian, что экологические правила серьёзно мешают менеджменту лесов.

Министр окружающей среды Польши Ян Шишко

Вскоре после назначения Шишко без объяснения причин уволил главу нацпарка «Бяловежа» Мирослава Степанюка. В министерстве тогда предпочли ограничиться комментарием, что министр имеет на это право. Вместе с тем в прессе связывали это решение с непримиримой позицией Степанюка – он хотел добиться расширения территории парка на весь лес. Степанюк назвал действия министерства «экологическим путчем». Далее Шишко провёл чистку в консультативном Совете охраны природы, уволив 32 учёных, критикующих власть. Одним из них стал Пшемысл Хыларецкий, орнитолог Музея и Института зоологии в Варшаве. «Нас отстранили, потому что новому правительству нужны учёные, аплодирующие увеличению вырубок и говорящие обществу, что это правильно», – сказал он. Правительство в ответ создало новый Научный совет лесничеств, набранный, как утверждают критики, из лояльных специалистов. Его председатель профессор Януш Сова говорил: «Есть только один метод управления лесами – топор». Другой член совета Миколай Яновский на том же заседании назвал экологов паразитами и предложил сослать их на 10 лет «в ГУЛАГ к Путину». Экологи отмечают, что риторика по отношению к ним стала агрессивнее: их называют экотеррористами, предателями, купленными русскими, немцами либо евреями. 

Глава нацпарка «Бяловежа» Мирослав Степанюк
«Это шизофреническая ситуация, – жаловался экс-глава “Бяловежи” Степанюк. – Они (власти – прим. RuBaltic.Ru) – обычная коммерческая компания, торгующая лесом. Они рубят и продают, имеют невероятную прибыль».

В настоящий момент Еврокомиссия проводит расследование, Польшу посещают эксперты ЮНЕСКО. «Гринпис» и союзники надеются, что Брюссель велит Польше прекратить вырубки. В противном случае страну ждёт разбирательство в Суде ЕС в Люксембурге и возможный штраф. В прошлый раз Еврокомиссия проводила экологическое расследование против Польши во время президентства Леха Качиньского. Экологи тогда вступились за другой объект Natura 2000 – живописную Роспудскую долину, посреди которой власти хотели провести автодорогу Via Baltica. Строительство дороги удалось остановить. «Гринпис» надеется на повторение успеха.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров