×
Политика Политика

Казус Шария: Литва напомнила, что в Европе она лишь номинально

Литва намерена лишить статуса беженца знаменитого украинского журналиста Анатолия Шария, выступающего с резкой критикой новых украинских властей и порядков, восторжествовавших в его стране после победы Майдана. Именно за это литовское руководство в порядке литовско-украинской дружбы собирается выдать оппозиционного журналиста Украине. Случаем с Шарием Литва в очередной раз лучше любой «российской пропаганды» доказала, что у нее нет никаких европейских ценностей, потому что эта страна — не Европа.

Анатолий Шарий снискал свою первую журналистскую славу антикоррупционными расследованиями. Он писал об элитном «публичном детском доме» в Одесской области, куда съезжались высокопоставленные педофилы, о «крышевании» киевской милицией сети подпольных казино, об участии МВД в торговле наркотиками, о получении министром внутренних дел Украины и его заместителем взятки за освобождение крупного криминального авторитета, обвинявшегося в убийстве. За эти расследования Шария пытались убить, однако украинское МВД назвало стрельбу по автомобилю журналиста инсценировкой и завела два уголовных дела против самого Шария.

Тогда журналист бежал в ЕС и в 2012 году получил политическое убежище в Литве. Год спустя суд Нидерландов, где находился в то время Анатолий Шарий, отказал в экстрадиции журналиста на Украину.

После Майдана Шарий обрел новую громкую славу как самый резкий и язвительный критик новых украинских порядков. Для новой украинской власти он стал даже большим врагом, чем был для подельников Януковича. Журналист обрел популярность на разоблачении подтасовок и фальсификаций украинских СМИ и комментариях в адрес руководства страны и пришедших вместе с ним к власти националистов. Общий смысл реплик в его видеоблоге сводится к тому, что Украина — не Европа и после «Евромайдана» европейской страной точно не станет.

Именно за это, похоже, Литва, обидевшаяся за дружественную Украину, как за себя, намерена лишить Анатолия Шария статуса беженца и выдать его Киеву.

Рассмотрению в МВД Литвы адекватности предоставления Шарию статуса беженца предшествовала информационная кампания в литовских СМИ. Сам журналист о ней говорит: «За последние 12 месяцев в литовской прессе вышло 4 материала обо мне. Два материала вышли в одном и том же издании, три из четырёх были написаны одним и тем же автором. Меня обвинили в том, что я просил убежище в России, рассказывали о моей работе на Кремль и так далее...в качестве фактов использовали моё стёбное видео, в котором я утверждал, что в Украине расцвет свободны слова. Последние два материала обо мне касались того, что я "издевательски высмеиваю Украину и украинское воинство"».

Автор упомянутых трех материалов на одну тему, один из наиболее известных «рупоров» литовских консерваторов и президентской резиденции на Дауканто Довидас Панцеровас в последней статье о Шарии прямо говорит, и почему Литва предоставила политическое убежище украинскому журналисту три года назад, и почему теперь хочет его лишить. В 2012 году Шарий утверждал литовским властям, что он преследуется со стороны «пророссийского режима президента Виктора Януковича», тогда как после победы Майдана к власти пришли прозападные партии, а Шарий между тем публикует «прокремлевские материалы», высмеивающие новую «европейскую Украину».

То есть литовское руководство устами своего «рупора» честно расписалось в своем черно-белом мышлении.

Плевать в Литве хотели и на свободу слова, и на жизнь человека. Если человек этот борется с чем-то российским или пророссийским, то ему в Литве всегда будет честь, почет и политическое убежище. Если человек высказывает, наоборот, пророссийские взгляды, то Литва его выдаст, наплевав на все международные нормы.

«Литовские чиновники обсуждают лишения меня статуса беженца: "Власть на Украине демократическая, суды справедливые и боятся мне больше нечего". Характерно, что данное объяснение прозвучало в статье, подводку к которой сейчас активно перепечатывают СМИ ближнего и дальнего зарубежья: "Он издевается над властью, высмеивает" и т.д. То есть, если бы я не издевался, не высмеивал украинскую власть, то и со статусом беженца всё было бы нормально. Но раз я такой злостный преступник, что смею высмеивать власть, стало быть меня стоит этой власти передать», - говорит сам Анатолий Шарий.

«Живет себе чмо в Литве. Пишет "статьи", то о том, как в российской школе террористов готовят, о том, как шпионы хотят захватить село какое-то. Никому это чмо со своими фантазиями не нужно. И тут — звездный час. Украинские СМИ перепечатывают очередную фантазию без изменений, без комментариев юристов, чиновников, моих. Украина — страна мечты. В ней любое чмо может почувствовать себя специалистом», -прокомментировал журналист медиактивность литовского коллеги Панцероваса.

Шарий делает вывод, что в Литве хотят оказать дружескую услугу украинским союзникам, дав им возможность посадить одного из своих главных критиков.

«Отдельные литовские чиновники считают, что в стране мне больше ничего не угрожает. На основании чего они сделали такой вывод? Потому что Литва и Украина породнились после 2014-го года? Меня решили лишить международной защиты по дружбе? Скольких людей лишили статуса беженца в следствии того, что они критиковали власть своей страны? Ни одного, ни единого, нет таких примеров», - заявляет Шарий.

Примечательная деталь насчет «прокремлевского» характера деятельности Шария. Оппозиционный журналист всегда доказывал, что Украина должна идти в Европу, что европейские реформы в экономике и государственном управлении — её единственный шанс на благополучное будущее. Выступал против отделения Крыма, называя его присоединение к России «аннексией». За «единую Украину», за европейскую интеграцию.

Наш портал, кстати, связывался ранее с Анатолием Шарием, однако украинский журналист отказался от интервью, пояснив, что не хочет лишний раз ассоциироваться с российскими СМИ. Очень странный получается «рупор Кремля». Но для Литвы такие нюансы и полутона неведомы, также, как для Нацгвардии или националистов в Верховной Раде, которые просто не способны понять, что можно быть патриотом Украины, но выступать против них и видеть её будущее иначе, чем они. Черное и белое, кто не с нами, тот против нас. Враг моего врага — мой друг, друг моего врага — мой враг. Дальше этой примитивной системы «свой-чужой» у литовских политиков сознание не развилось.

Если это сознание европейское, то Европа получается какая-то дикая, захолустная, средневековая. К этому выводу пришел и сам Анатолий Шарий по итогам публикаций Панцероваса и намерений Литвы выдать его европейскому «правосудию».

«Не стоит делать вывод (а многие сделали), что "вот такая свобода слова в Европе". Такого в Европе не могло случиться. Это нонсенс вне правового поля. Вы скажете: "Ну случилось же!" А я спрошу: "Ээ... В Европе?"».

За покушение на святое — за сомнение в том, что Литва является европейской страной, литовское МВД точно выдаст Анатолия Шария Украине. Если только не найдет повод посадить его самостоятельно. Только Литва от этого Европой все равно не станет. Наоборот, лишний раз докажет всем, что она — не Европа.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров