×
Политика Политика

Правительство Литвы разваливается из-за скандала с «Беларуськалием»

Источник изображения: twitter.com

Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил, что готов уйти в отставку, если государственная железнодорожная компания действительно получила предоплату за транзит белорусских удобрений после 8 декабря. Добровольно сложить полномочия также собирается министр транспорта и коммуникаций Марюс Скуодис. Оба политика считают, что Литва опозорилась на весь мир, поскольку не смогла выполнить американские санкции.

8 декабря официально закончился срок действия генеральной лицензии на сворачивание сделок с участием «Беларуськалия», которую Минфин США выдал своим компаниям. Министр транспорта и коммуникаций Литвы Марюс Скуодис прогнозировал, что в этот день его страна утратит статус транзитера белорусских удобрений. Но составы с «диктаторским» калием по-прежнему следуют в Клайпедский порт. В декабре «Литовская железная дорога» (ЛЖД) должна перевезти около одного миллиона тонн этих грузов — белорусская сторона заплатила за них заранее.

«В случае расторжения договора противоположная сторона может потребовать компенсации понесенных убытков», — заявил директор по коммуникациям ЛЖД Мантас Дубаускас.

Мантас Бартушка тем временем выступил перед депутатами коалиционной Либеральной партии в Сейме Литвы. Точную сумму возможных убытков от расторжения контракта с «Беларуськалием» он не назвал (это коммерческая тайна), но дал понять, что речь идет о сотнях миллионов долларов.

То есть ЛЖД рискует не только потерять свой главный источник дохода, но и получить неподъемные для компании штрафы.

В том, что суды с «Беларуськалием» будут проиграны, можно не сомневаться. Бартушка в очередной раз раскрыл секрет Полишинеля: у Литвы нет никаких оснований останавливать транзит белорусских удобрений. Санкции США — не аргумент, поскольку они распространяются только на американские физические и юридические лица.

«Нам нужно правовое решение от государственных органов, чтобы мы могли приостановить действие соглашения с "Беларуськалием". Этот вопрос — в руках государства», — утверждает Бартушка. Но Марюс Скуодис от имени государства перекладывает инициативу на железнодорожников: «Министр не может обязать ЛЖД расторгнуть договор. Могу сказать, что правление железной дороги берет на себя ответственность практически личным имуществом за последствия решений, финансовые последствия, возможный ущерб, судебные иски».

Пока чиновники разбирались, что делать с белорусскими грузами, министр иностранных дел Литвы ошарашил общественность своим заявлением о готовности уйти в отставку. Причина — тот самый авансовый платеж «Беларуськалия».

По мнению Ландсбергиса, ЛЖД не должна была принимать эти деньги, поскольку прекрасно знала о скором вступлении в силу американских санкций.

«Сегодня, точнее, на самом деле, вчера вечером, я сказал премьер-министру, что я готов уйти в отставку, и я жду решения премьер-министра. (…) Я понимаю, какой репутационный ущерб нанесен Литве», — сокрушается Ландсбергис. Его истерику поддержал Скуодис. Правда, он ищет в авансовых платежах «Беларуськалия» не признаки позора Литвы на международной арене, а коррупционную составляющую.

«Я бы не хотел комментировать конкретные детали, до конца всех нюансов я даже не знаю, только подтверждаю факт, но да, переводы были нетипичными и совершенно иными, нежели те, что делались в течение всего договорного периода. Иными словами, здесь делались авансы далеко наперед», — сообщил Скуодис.

Ход его мыслей понять нетрудно: «Беларуськалий» специально увеличил сумму предоплаты, чтобы ЛЖД не смогла остановить транзит после 8 декабря. Вероятно, теперь эта сделка станет предметом проверки специальной правительственной комиссии, а Бартушке могут «сшить» уголовное дело.

Осталось только выбрать существующую статью Уголовного кодекса или придумать новую: «Пренебрежительное отношение к американским санкциям».

В любом случае, Скуодис тоже готов покинуть пост главы Минтранса. «Я утром информировал премьера, что готов взять на себя ответственность, просто не удалось провести в жизнь санкции», — заявил министр.

Вдумайтесь: член Кабмина прибалтийской республики говорит, что у него не получилось «провести в жизнь» санкции США, которые к его стране не имеют никакого отношения! Из-за этого он хочет уйти в отставку.

И Бартушка, и Скуодис, и Ландсбергис признают, что руководствоваться указаниями Минфина Соединенных Штатов литовские компании не должны. Сами американцы разъяснили гендиректору ЛЖД, что иностранные субъекты спокойно могут вести дела с белорусскими грузоотправителями после 8 декабря.

Тогда почему в ноябре Бартушка не мог одобрить авансовый платеж от «Беларуськалия»? Мог, имел полное право. Даже посыпающий голову пеплом Скуодис этого не отрицает: «Факт, что предприятие должно действовать в соответствии с правовыми актами, и пока у меня нет каких-то фактов, которыми я мог бы подтвердить, что предприятие нарушило правовые акты и тому подобное».

В общем, никто ничего не нарушил. Не произошло ничего криминального. «Литовская железная дорога» перевозит белорусские грузы в полном соответствии со своими контрактными обязательствами, национальным законодательством и рекомендациями Минфина США.

Но особо одаренные министры сами себе внушили мысль, что Литва опозорилась на весь мир, ей нанесен колоссальный репутационный урон.

Страшно сказать — она не проявила солидарности с американцами! И плевать, что сами американцы об этом даже не просили…

Добровольная отставка, как правило, всегда выглядит красиво. Яркий тому пример — бывший канцлер Австрии Себастьян Курц, который сложил полномочия на фоне ведущегося против него расследования. Когда-то должность министра внутренних дел Литвы по собственному желанию покинул Саулюс Сквернялис. Это помогло ему сохранить лицо и через несколько лет возглавить правительство.

Но Ландсбергис и Скуодис оказались в ином положении.

Их прошения об отставке — это истерика на ровном месте. Аплодировать им будут только самые «отбитые» литовские граждане.

Остальные покрутят пальцем у виска.

«Прости нас, Америка, это позор!»: правительство Литвы разваливается из-за белорусских грузов © RuBaltic•Ru

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Статья доступна на других языках:
Читайте также
Литовцы осуждают внешнюю политику Литвы
2 декабря 2021
Политику Литвы в отношении Беларуси одобряет 49% и не одобряет 37% населения прибалтийской республики. Литовское общественное мнение, таким образом, расколото в своей оценке Беларуси. Еще более показательна ситуация с Китаем. Враждебную политику Литвы применительно к КНР не поддерживает большинство литовцев.
Китай раскалывает руководство Литвы
7 декабря 2021
Непопулярность в литовском обществе курса на конфронтацию с Китаем делает литовско-китайские отношения фактором внутриполитической борьбы в Вильнюсе. Литовская оппозиция встречается с представителями КНР и выражает сожаление о деградации сотрудничества.
«Литовским железным дорогам» грозит банкротство в случае судебных исков от «Беларуськалия»
9 декабря 2021
Государственный железнодорожный оператор «Литовские железные дороги» рискует стать банкротом, если белорусская компания «Беларуськалий» подаст иски за остановку транзита калийных удобрений. Об этом заявил глава предприятия Мантас Бартушка.
«Мы с Америкой»: власти Литвы требуют от бизнеса закрыть белорусский транзит
9 декабря 2021
Генеральная лицензия, которую Минфин США выдал своим компаниям для сворачивания сделок с «Беларуськалием», официально заканчивается 8 декабря. Министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис подтвердил, что Вашингтон не требует от иностранных субъектов разрывать контракты на транзит белорусских удобрений. Но правящие консерваторы все равно требуют это сделать в знак солидарности с США.
Новости партнёров