×
Политика Политика

Украина рискует стать «разменной монетой» в решении сирийского кризиса

Источник изображения: kremlinrus.ru

Спустя год «нормандская четвёрка» снова встретилась. В среду вечером лидеры России, Украины, Германии и Франции собрались в Берлине для обсуждения украинского кризиса и исполнения Минских соглашений. Катализатором этой встречи выступило обострение ситуации в Сирии. Сегодня для Парижа и Берлина сирийская проблема куда как актуальнее «подмороженного» противостояния на Украине.

К очередной встрече «нормандской четвёрки» Москва подошла с изрядным скепсисом. До последнего момента не было ясно, поедет ли президент Путин в Берлин. Кремль отвечал на вопрос о перспективах саммита уклончиво. Отсутствие энтузиазма с российской стороны объясняется просто: неконструктивная позиция украинских партнёров.

В начале октября глава внешнеполитического ведомства Украины Павел Климкин в интервью Deutsche Welle снова отметил, что Киев пока не намерен двигаться дальше по Минскому процессу. «Запад очень разочарован тем, что украинский парламент не смог принять изменения в Конституцию, которые бы фактически дали автономию сепаратистским регионам, что было ключевым условием Минских договорённостей… Вы не продвинулись вперёд, вы не выполняете своих обязательств!» – отчитывал Климкина журналист Тим Себастиан. То же самое в течение полутора лет говорит киевской власти Москва, слыша в ответ стандартное «сам дурак».

Глава внешнеполитического ведомства Украины Павел Климкин
Спустя неделю после «неудобного интервью» главы украинского МИД президент Порошенко едет на Донбасс, где повторяет слова Климкина: «Киев не будет продвигаться в политическом процессе Минска, пока не будет выполнен пакет по безопасности». Ну и о чём тут, спрашивается, говорить?

Благодаря недюжинным организаторским способностям германского МИД встреча «четвёрки» всё-таки состоялась По всей видимости, не последнюю роль сыграла мягкая позиция по отношению к России главы внешнеполитического ведомства ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера. Работа помощников показала необходимость «сверки часов», что и будет сделано, однако из-за неконструктивных действий Киева «говорить о каких-то конкретных договорённостях пока нет возможности», анонсировал визит в Берлин пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Саммит «нормандской четвёрки» проходил за закрытыми дверями. По окончании переговоров Ангела Меркель и Франсуа Олланд оценили их результативность на совместной пресс-конференции. «Сегодняшний день, как я предсказывала вчера, не принёс чуда, но мы обсудили рабочий процесс, который имеет много нюансов, и исходя из этого сейчас должна вестись работа над темами безопасности, над темами политической реализации и над темой – это стало прогрессом сегодняшнего дня – создания “дорожной карты”», – сообщила журналистам фрау канцлерин. Об условной «дорожной карте» договорились, хотя содержание её пока остаётся неясным, остальное – без изменений. Париж и Берлин так и не смогли убедить украинскую сторону провести выборы на Донбассе. «Про выборы речи сейчас не идёт», – отвечал Порошенко. Не удалось Меркель выработать компромисс между Москвой и Киевом в вопросе первоочерёдных положений Минских договорённостей: сначала – автономия, потом – граница, настаивает Кремль; украинцы противятся. В общем, прорывной встреча «нормандской четвёрки», мягко говоря, так и не стала.

О предсказуемости результатов такого саммита в Москве говорили заранее. Чего зазря толочь воду в ступе, намекал президент Путин, уклончиво отвечая на вопрос о поездке в Берлин. 

Россия демонстрировала рациональный подход: «разговаривать надо предметно». Но ведь и Меркель с Олландом едва ли хотели провести малоосмысленный вечер с Порошенко просто из-за праздной тоски.

Настойчиво лоббируя саммит, Франция и Германия рассчитывали, что главный разговор в Берлине состоится не об Украине, а о Сирии. Тем более что визит Путина в Париж на открытие Русского духовно-культурного центра, визит, который французская сторона хотела переформатировать под сирийскую тему, был отменён из-за некорректного поведения официального Парижа.

Владимир Путин и Франсуа Олланд на саммите «нормандской четверки»

Европа устала от Украины, и события в Алеппо сегодня заботят Старый Свет несколько больше, чем порошенковская тягомотина по вопросу Минских договорённостей. Поэтому после встречи «четвёрки» лидеры трёх стран, уже без компании украинского президента, продолжили обсуждение сирийской проблемы. «Ясный и жёсткий обмен мнениями», – охарактеризовала эти переговоры Меркель. «Россия несёт большую часть ответственности» за гуманитарную обстановку в Сирии, подытожила канцлерин.

Президент Путин, со своей стороны, отметил, что первоочередная задача для России в Сирии – искоренение терроризма, и здесь особое значение имеет политическая составляющая окончательного урегулирования, включая разработку и принятие новой конституции. «Рассчитываем, что наши партнёры, прежде всего американские, сделают всё, что они обещали до сих пор, по разведению террористов «Джебхат ан-Нусры» и иже с ними – таких же террористических формирований – от здоровой части оппозиции, чтобы нам было понятно, как мы можем вместе продолжать совместную работу», – послал сигнал Путин в Вашингтон.

Встреча в Берлине, конечно, была не про Украину. Правда, украинский и сирийский треки сегодня крепко увязаны. Обострение конфликта в Сирии и разговоры о новых антироссийских санкциях на фоне ситуации в Алеппо теоретически должны быть благоприятны для Киева. Казалось бы, в нынешних условиях европейцам не с руки особенно сильно давить на Порошенко. Но надо расставлять приоритеты, и Сирия оказывается важнее. Поэтому на встрече «нормандской четвёрки» Меркель достаточно ясно воспроизводит «российское» понимание Минского процесса (утром – автономия, вечером – граница), требуя от Порошенко выборов на Донбассе. Капризный Киев получает сигнал: договорённость России и Запада по Сирии может быть достигнута «за счёт» Украины.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров