×
Политика Политика

25 лет ГКЧП: Прибалтика празднует чужую победу

Источник изображения: bitrix-cdn.ru

Три Прибалтийских республики с размахом отпраздновали 25 лет провала августовского путча ГКЧП. При этом непонятно, чему именно радуются Литва, Латвия и Эстония? Победе, которую не они одержали? Появлению на месте Советского Союза демократической России, с которой они тут же испортили отношения? Или обретению фактической независимости, которой прибалтийские лидеры сами свои страны лишили?

Сейм Литвы отметил четверть века августовских событий конференцией, посвящённой путчу 1991 года. В мероприятиях Сейма приняли участие сигнатары Акта независимости Литовской Республики Аудрюс Буткявичюс, Эгидиюс Бичкаускас, член штаба Литовского союза стрелков Эгидиюс Папечкис, ветераны «Саюдиса» и прочие борцы за независимость Литвы.

Латвия в воскресенье отпраздновала 25-летие «фактического восстановления независимости». Четверть века назад, 21 августа 1991 года, спустя несколько часов после того, как стало ясно, что мятеж ГКЧП провалился, Верховный совет Латвии принял конституционный закон «О статусе Латвийской Республики», подтверждающий выход страны из состава СССР. Главными памятными мероприятиями в Риге стали экуменическое богослужение в Домском соборе и возложение венков к памятнику Свободы, Милде, с участием президента и спикера Сейма Латвии.

В Эстонии спустя ровно четверть века после провозглашения восстановления независимости 20 августа 1991 года состоялась торжественная церемония поднятия государственного флага на площади Тоомпеа. Флаг Эстонской Республики поднимали на «Длинном Германе» ровесники независимости – молодые граждане Эстонии, родившиеся 20 августа 1991 года.

Присутствовавший при сём действе президент страны Тоомас Хендрик Ильвес произнёс в честь памятной даты прочувствованную речь о свободе. «Позже, много десятилетий спустя, в период оккупации, культурный народ вновь одним из первых поднял факел. Творческие деятели возглавили борьбу за то, чтобы вновь обрести свободу и свою страну, – заявил президент Эстонии. – Чтобы почтить память этих событий, уже с 2007 года мы собираемся здесь, в Розовом саду. Я очень надеюсь, что эту дату, которую когда-то как будто бы замалчивали на государственном уровне, будут отмечать в этом саду и в будущем, чтобы ощутить радость за всё то, что Эстонии, эстонскому народу подарила вновь обретённая в августе 1991 года свобода».

Во всех трёх случаях возникает один и тот же вопрос: что именно празднуют лидеры Литвы, Латвии и Эстонии?

Если они празднуют победу над ГКЧП, то Прибалтика в августе 1991 года никого не побеждала. Поражение августовского путча 1991 года было заслугой нескольких десятков тысяч москвичей и руководства РСФСР во главе с Ельциным. Судьба Советского Союза в целом и каждой из его 15 республик в частности была решена исключительно в Москве, и все иные протестные выступления в других частях страны, будь то Ленинград, Новосибирск, Кишинёв или Таллин, в те августовские три дня ни на что не повлияли. Зачем же теперь «примазываться» к чужой победе и называть обретение фактической независимости от Москвы своим завоеванием, тогда как эта независимость свалилась даром?

Если Прибалтика празднует распад Советского Союза, ставший прямым следствием августовского путча, и стремительное формирование на его месте несоветской, демократической России, то с этой новой Россией, которая де-факто выбила для Литвы, Латвии и Эстонии независимость вместо них самих, страны Прибалтики поссорились практически сразу же. В августе 1991 года Латвия обрела фактическую независимость, а уже в октябре лишила практически всё русскоязычное население гражданства, а с ним и всех фундаментальных прав. То же самое сделала и Эстония. Тем самым отношения с подарившей им эту независимость ельцинской Россией были испорчены раз и навсегда.

В январе 1992 года, спустя месяц после окончательного развала СССР в Беловежской пуще, Москву посетил с первым официальным визитом председатель Верховного совета Литвы Витаутас Ландсбергис, который сразу же потребовал от своего главного союзника в борьбе за независимость Литвы и распад Советского Союза президента России Бориса Ельцина выплатить Литве материальную компенсацию за 50 лет «советской оккупации». Тем самым сразу и окончательно были испорчены отношения новой России и с Литвой.

Поэтому радоваться появлению в результате поражения путчистов Российской Федерации деятели из Литвы, Латвии и Эстонии тоже никак не могут. История показывает, что для них не имеет значения, кто именно сидит в Кремле и какую политику проводит: Россия им будет плоха любой – консервативной, либеральной, коммунистической, демократической. Россия для стран Прибалтики плоха в принципе: это экзистенциальное зло и вечный объект недовольства, претензий и фобий.

Что же касается окончательного решения вопроса о выходе Прибалтики из состава СССР и даром свалившейся на Литву, Латвию и Эстонию независимости, то местные политики сами же этой независимости свои страны лишили.

Сколько времени после обретения фактической независимости в августе 1991 года страны Прибалтики были фактически независимы? Несколько месяцев? Несколько лет? Уже к середине 1990-х годов подлинными институтами власти в Вильнюсе, Риге и Таллине стали не официальные органы власти, а американские посольства, подлинными источниками власти – не поддержка в народе, а кредиты МВФ. После вступления в Евросоюз Литва, Латвия и Эстония лишились независимости окончательно. В Европейском союзе Прибалтика – не Германия, которая через европейскую интеграцию реализует своё доминирование в Европе, не Франция и Италия, использующие институты ЕС к своей вящей выгоде, не Польша, проводящая экспертизу любого законопроекта Европарламента и постановления Еврокомиссии на предмет соответствия польским национальным интересам.

Прибалтике в Европейском союзе позволено только дышать, смотреть и слушать. Директивы Еврокомиссии в прибалтийских столицах – высший источник власти, критики из Брюсселя в Вильнюсе, Риге и Таллине боятся как огня. По приказам из Брюсселя там отказывались от финансового суверенитета и национальных валют, ликвидировали атомную станцию и целые отрасли экономики, соглашались размещать у себя мигрантов из Эфиопии, Сирии и Эритреи.

Где во всём этом независимость даже формальная, не говоря уже о фактической? Сегодняшние Литва, Латвия и Эстония более зависимы от Брюсселя и Вашингтона, чем Литовская, Латвийская и Эстонская ССР были зависимы от Москвы. В годы «советской оккупации» руководство Компартии Литвы смогло сохранить в целом моноэтнический состав республики, отказавшись от индустриализации Вильнюса по образцу Риги и Таллина, следовательно, от необходимости завозить в Литву русскоязычных работников. Попытка сегодняшнего литовского руководства (родом из той же Компартии Литвы) воспротивиться навязыванию республике эфиопов и арабов провалилась сразу же. Руководство советской Латвии отказалось от предложения союзного Центра построить в Риге метро. Можно ли сегодня представить, чтобы в Латвии или Эстонии отказались от инфраструктурного проекта, предлагаемого Еврокомиссией?

Легко пришло – легко уйдёт: эта фраза может относиться не только к деньгам, но и к государственной независимости.

Когда эта независимость свалилась даром в результате распада большой страны, она недорого стоит. И распродать эту независимость кричащим о ней политикам – проще простого. Они ведь не отвоёвывали эту независимость, не боролись за неё по-настоящему. В случае августовского путча 1991 года прибалтийская независимость – это побочный эффект от победы Ельцина и компании. От чужой победы, которую Прибалтика спустя четверть века празднует как свою.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров