Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Среда
07 Декабря 2016

С широко закрытыми глазами: Эстония как образец для «правильных русских»

Автор: Александр Носович

С широко закрытыми глазами: Эстония как образец для «правильных русских»

22.12.2014

После ареста и выдворения итальянского политика и писателя Джульетто Кьезы право Эстонии называться европейской страной сильно пошатнулось, но только не для либеральной российской тусовки. Ради участия в информационной войне против «путинской России» с территории Прибалтики оппозиционеры из российских СМИ готовы «не знать» и не хотеть знать о существовании у эстонских и других прибалтийских союзников неграждан, языковой полиции и практики по зачислению людей в «пятую колонну» по этническому признаку.

В начале декабря в Таллине под патронажем президента Эстонии прошла конференция «Достоинство в контексте прав человека». Особое внимание на конференции было уделено правам человека в России: в работе секции с безапелляционным названием «Вызовы России: закрытие свободных СМИ и независимых организаций» приняли участие главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, директор службы новостей телеканала «Дождь» Мария Макеева, публицист, в прошлом знаменитый музыкальный критик Артемий Троицкий и бывший главред портала «Lenta.ru», ныне - главред проекта «Meduza» Галина Тимченко. Двое последних уже обосновались в Прибалтике: «Meduza» вещает из Латвии, а Троицкий переселился в Эстонию.

В работе ежегодных конференций, которые проводит Институт прав человека в Таллине, да и в существовании этого Института под патронажем президента Ильвеса всегда чувствовался некоторый диссонанс.

Рассказывать о нарушениях прав человека в Эстонии — это примерно как рассказывать в гитлеровской Германии об антисемитизме.

Страна, политический режим которой не только русскоязычная «пятая колонна», но и ведущие западные политологи определяют как этнократию (в более мягкой форме - как этническую демократию), для торжества которой около трети населения в начале 90-х годов были лишены гражданства и поражены в правах. Страна, в которой неэстонцев в органах государственного управления не больше 5% при доле только русскоязычных более 25% населения. Страна, в которой действует Keeleinspektsioon — языковая инспекция, наделённая правом врываться не только в государственные, но и в частные коммерческие организации с внеплановыми проверками знания эстонского языка, выписывать штрафы и отбирать лицензии. Страна, в которой Охранная полиция Kaitsepolitseiamet (КаПо) занимается подавлением организаций гражданского общества, левых и левоцентристских политических сил, а также выпускает свои знаменитые ежегодники, пофамильно перечисляющие эстонскую «пятую колонну», работающие на дискредитацию оппонентов правящей коалиции и усугубляющие паранойю национально озабоченной части эстонского общества.

Рассказывать в подобной стране о «кровавом режиме» и проблемах прав человека на конференции, организованной при содействии эстонского президента, — это либо фарисейство, если правда об Эстонии участникам известна, либо некомпетентность, если они всерьёз считают Эстонию прогрессивной демократической страной.

Кстати, уже после запретов на въезд российских экспертов, ареста и депортации Джульетто Кьезы наш портал пытался обратиться к главреду «Новой газеты» Дмитрию Муратову с просьбой прокомментировать эти случаи, а ещё рассказать, известно ли ему, кто такие эстонские «негры» и как происходит сегрегация населения на русских и эстонцев, но просьба, отправленная в редакцию издания, осталась без ответа.

Зато заочный ответ всем критикам своей новой родины дал музыкальный критик Артемий Троицкий, написавший пространное рассуждение о русских в Эстонии. Последних Троицкий делит на пять категорий, но, строго говоря, этих категорий только две: «правильные русские» (абсолютное меньшинство, к которому автор статьи, разумеется, относит себя со своими недавно приехавшими столичными друзьями, а также ассимилированных русских, говорящих по-эстонски) и «ватники» (они же «быдло», «совки», «оккупанты» и далее по списку — эстонские национальные публицисты за последние четверть века создали неслабую дегуманизирующую терминологию, которой могут поделиться теперь с российскими «либеральными коллегами»).

«Я вовсе не собираюсь ругать "обиженных" русских, вешать на них ярлыки лузеров или шовинистов — но понять их затрудняюсь. Совершенно искренне. Более того, русские знакомые, жившие тут всегда и знающие ситуацию не в пример лучше меня, тоже разводят руками, - пишет Артемий Троицкий. - Предполагаю, что дело тут не столько в жизненных обстоятельствах, сколько в ментальном устройстве людей. Ведь если интересы этнических русских в Эстонии реально ущемляются (на себе я этого пока не испытал, извините) — то за свои права надо бороться! Создать, скажем, Партию Достоевского "Униженные и Оскорблённые" и участвовать в местных выборах».

Вот в этой цитате про участие в выборах интрига и раскрывается: автор, похоже, не лицемерит и не фарисействует, то есть здесь всё же второй вариант - ограниченность.

Написать статью о русских в Эстонии и ни словом не упомянуть в ней о том, что абсолютное большинство русскоязычного населения ещё на заре государственности было лишено эстонского гражданства и права участвовать в выборах, — это надо умудриться. Можно было не писать о том, что первые несколько лет в Эстонии отсутствовал институт натурализации, и «негры» для юной республики формально и не существовали, о том, что введение натурализации для русских последовательно откладывалось ровно до тех пор, пока не был завершён процесс приватизации, в котором «негры» участвовать права не имели, о том, что Март Лаар и Леннарт Мери с начала 90-х годов строили Эстонию для эстонцев, а официальным лозунгом по отношению к русскому населению был: «Чемодан, вокзал, Россия». Это всё детали.

Но вовсе не упомянуть об институте негражданства — это верх непрофессионализма даже для пропагандистской статьи. А Троицкий этого не делает и только изумляется, почему это местные русские так обижены на эстонское государство. То ли ему знакомые за месяцы проживания в Эстонии ни разу не говорили о «неграх», то ли эта информация у него вылетела из головы за ненадобностью, то ли он в самом деле держит читателей за глупцов. Особенно если эта статья предназначена для эстонской аудитории: можно подумать, эстонская аудитория не знает, как та же КаПо десятилетиями вымарывала все русские политические проекты в Эстонии в рамках борьбы с «пятой колонной»?

Но, может, Артемий Троицкий в самом деле всего этого не знает или не хочет знать — тогда это тот случай, когда человек нашёл себе страну, масштабы которой соразмерны масштабу его личности.

Казус музыкального критика Троицкого и участие в таллинской конференции по правам человека руководителей «Новой газеты» и «Дождя» при одновременном выдворении из страны Джульетто Кьезы и академика РАН Валерия Тишкова очень чётко показывает, какой ЕБК (Единый балтийский канал) Эстония хочет создать для русских Прибалтики вместо «кремлёвской пропаганды».

Это будет ещё большая пропаганда, несравненно более зомбирующая, дезинформирующая и промывающая мозги, потому что делаться она будет под якобы либеральными и демократическими лозунгами (но при неизменном разделении людей на прогрессивное человечество и «ватников» с требованием к «ватникам» признать себя недолюдьми и начать исправляться). В том числе поэтому оппозиционные российские журналисты так облюбовали Прибалтику: если закрыть глаза на местную реальность и делать вид, что там такая прям Европа, то можно и трудоустроиться, и заработать консультациями. На информационном фронте бойцы нужны всегда!

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Пишите письма

Пишите письма

Звон дипломатических сабель, хруст переломленных копий... Резолюция в ответ на резолюцию, против демарша — демарш. За всем этим тихо, полушепотом — новости мелкокалибербные вроде бы, малозначительные. Но очень симптоматичные. На них стоит иногда обращать внимание.

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Страны Балтии и Россия: общее прошлое

Страны Балтии и Россия: общее прошлое

История взаимоотношений народов Литвы, Латвии и Эстонии с Россией начиналась не в 1945 и даже не в 1940 году. Она имеет куда более глубокие корни, исчисляемые столетиями.