×
Политика Политика

Приглашение Черногории в НАТО не имеет военного основания

Источник изображения: http://clubz-bg.ru/

Министры иностранных дел стран – участниц НАТО подписали договор о вступлении Черногории в Альянс. Через один-два года маленькая балканская республика может стать полноправным членом Организации Североатлантического договора. С военной точки зрения значимость такого решения для НАТО немногим выше нуля. Подобный жест, по большому счёту, носит политический характер.

НАТО сделал ещё один шаг на Восток. Черногорию принимают в Альянс. На встрече глав МИД стран НАТО премьер-министр балканской республики Мило Джуканович подписал протокол о присоединении к военному блоку. Всего через каких-то полтора года – после ратификации документа в парламентах всех стран Альянса – Черногория может стать полноправным 29-м членом Организации Североатлантического договора.

«Членство в НАТО хорошо для Черногории, хорошо для Европы, хорошо для всего Альянса, так что скажу ещё раз: добро пожаловать в НАТО», – поприветствовал нового участника генсек организации Йенс Столтенберг.

Новость о расширении Альянса с особым энтузиазмом встретили в Прибалтике, где необходимость экспансии НАТО и наращивания вооружения в последние два года стала идеей фикс. «Приглашение Черногории имеет большое значение; в частности, это значит, что политика открытых дверей в Альянсе действует даже несмотря на определённый пропагандистский фон», – комментирует ситуацию глава МИД Литвы Линас Линкявичюс – один из наиболее активных промоутеров расширения НАТО. «Однако позволю себе напомнить, что есть и другие страны, желающие вступить в НАТО, и особое внимание тут нужно уделить Грузии», – призывает не прекращать движение на восток Линкявичюс.

«Это (подписание протокола о вхождении Черногории в Альянс – прим. RuBaltic.Ru) подтверждает политику открытых дверей НАТО», – поддержала прибалтийского коллегу глава эстонской дипломатии Марина Кальюранд. «Другим государствам, я думаю, это тоже посылает позитивный сигнал», – заявила руководитель МИД Эстонии.

В самой Черногории число сторонников и противников интеграции в западный военный блок примерно одинаково. На июнь прошлого года 41,6% граждан высказывали поддержку вступлению в Альянс, 39,7% были против – свидетельствуют данные исследовательского агентства «Damar». Центр исследования общественного мнения «PSOS – Strategic Marketing» в свою очередь насчитал 47% апологетов присоединения к НАТО среди черногорцев. Возражения оппозиции и недовольство сербского населения, однако, учтены не были. Официальная Подгорица отказалась выполнить требование противников Организации Североатлантического договора и провести референдум: de facto Конституция республики не обязывает это делать. Натовская мозаика продолжила собираться.

После приглашения Черногории под контролем Альянса оказывается всё адриатическое побережье, что открывает дополнительные (хоть и незначительные) возможности для мероприятий Организации Североатлантического договора: формируется единая линия обороны.

Между тем расширение блока за счёт Черногории – лишь один из шагов по втягиванию в Альянс остальных Балканских стран. Руководство НАТО давно положило глаз на Сербию. Македония, а также Босния и Герцеговина представляют не меньший интерес для закрытия «чёрных дыр» в виде неподконтрольных Альянсу территорий на Западных Балканах и числятся в списках кандидатов на членство. Сомнений нет: попытки дальнейшей экспансии военного блока на восток продолжатся.

Сам по себе военный потенциал маленькой страны на Адриатике столь несущественен, что просто неспособен усилить Альянс с точки зрения военных ресурсов. Армия из двух тысяч военнослужащих и слаборазвитая экономика, ориентированная на туризм, скорее ляжет на НАТО финансовым бременем, чем укрепит его. Военные базы на территории страны не нужны Альянсу. НАТО уже располагает крупными базами в Средиземноморье, «оккупировавшими» практически всю северную его часть.

Дело в политике и геоэкономике. Черногория является дверью в Адриатику (Боко-Которская бухта), а контроль над официальной Подгорицей даёт возможность контролировать транзит важных грузов – законных и не очень. Помимо инфраструктурного интереса, усиление НАТО в регионе автоматически приводит к выдавливанию России с Балкан – территории, где на протяжении веков Москва играла серьёзную политическую, экономическую и идеологическую роль. Российский бизнес постепенно начнёт изгоняться из Черногории. Для россиян будет введён визовый режим.

Вместе с падением влияния Москвы ликвидируется теоретическая возможность появления российских военных объектов в регионе. Другие претенденты на членство в Организации Североатлантического договора получают позитивный сигнал.

Привлекая официальную Подгорицу в свои ряды, НАТО укрепляет собственное влияние на Балканах. Это влечёт за собой определённые ослабления экономических связей в регионе для Москвы, но едва ли может рассматриваться в качестве существенного вызова безопасности. В отличие от тех же стран Балтии, нашпигованных натовской бронетехникой и выполняющих функцию полосы первого удара по России (следовательно, являющихся и первой целью для превентивного удара) в случае конфликта, Черногория не представляет подобных рисков. Между тем принятие балканской республики в НАТО заколачивает ещё один гвоздь в крышку гроба гипотетического сотрудничества между Россией и Альянсом, продолжает расшатывать архитектуру глобальной безопасности и требует от Кремля ответных шагов.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров