Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Суббота
25 Марта 2017

Страны Балтии начинают борьбу за российский транзит

Автор: Андрей Стариков

Страны Балтии начинают борьбу за российский транзит

24.05.2016  // Фото: http://sputniknewslv.com/

На фоне сокращения российского транзита в странах Балтии начинается активная делёжка оставшихся потоков. Вильнюс искусственно завышает тарифы на грузы из Калининграда, чтобы не делиться ими с латвийскими портами. С таким обвинением в адрес соседей выступил мэр латвийского портового города Вентспилс Айварс Лембергс.

«Литва осуществляет абсолютно криминальную политику в отношении платы за инфраструктуру и перевозки. Для Калининграда тарифы сильно завышены, соответственно, дотируются дешёвые транспортные расходы на Клайпеду. Поэтому Клайпеда предоставляет как будто бы более выгодные условия и пока развивается. Но это не будет вечно, такой подход в долгосрочной перспективе недопустим в Евросоюзе», – заявил Лембергс в эфире радиостанции Латвийского радио 4.

Негодование мэра Вентспилса понятно и оправданно. Для Лембергса падение российского транзита – личная проблема. С 1994 года бессменный градоначальник является президентом Латвийской ассоциации транзитного бизнеса. Порт и нефтетерминал всегда были золотой жилой для Лембергса. Доходы от транзита давали возможность облагораживать и развивать город, раз за разом сохраняя мэрское кресло. Деньги и политическое влияние позволили Лембергсу «бодаться» с партией власти («Единством»), участвовать в дележе министерских портфелей, контролировать столичные СМИ (Neatkarīgā Rīta Avīze) и предъявлять премьерские амбиции. Экстравагантный вентспилсский мэр закрепился в статусе «серого кардинала» парламентской партии Союза «зелёных» и крестьян.

Однако с течением времени ресурсы для обеспечения власти и участия в политической борьбе стали сокращаться. Всё просто: российский транзит, генерирующий для Прибалтики огромные доходы, начал стремительно снижаться.

Уже с 2000 года Москва берёт курс на создание собственной инфраструктуры на Балтике, которая позволила бы проститься с ушедшими в ЕС бывшими советскими республиками. В Ленинградской области начинают строиться и развиваться российские морские гавани: нефтеналивной порт Приморск, сухогрузный порт Усть-Луга, порт Выборгский. Появляется Балтийская трубопроводная система – II, связывающая нефтепровод «Дружба» с портами России на Балтийском море, газопровод «Северный поток» и проект его расширения – «Северный поток – 2». По мере появления альтернативной инфраструктуры снижаются показатели грузооборота железных дорог и гаваней стран Балтии.

Новые порты Северо-Запада РФ заработали на полную силу в 2015 году. В этот же год прибалтийские морские ворота показали рекордное падение объёмов грузоперевалок. Так, грузооборот Вентспилсского порта в 2015 году составил 22,5 млн т., что на 14% меньше, чем за предыдущий год, а за 4 месяца 2016 года грузооборот и вовсе сократился на 23,2% – до 7,6 млн т. Падение будет продолжаться. Снижение объёмов связано с российской политикой переориентации грузов на свои порты. Этот курс уже не может быть повёрнут вспять. 

Кризис прибалтийской транзитной отрасли – явление объективное и логически предопределённое. Геоэкономика, nothing more.

Вот и Лембергс, ранее уверенно сидевший на транзитном потоке, теперь пытается вычерпать последнее из оставшегося ручейка. Надо поспешить. Компания «Транснефть», строящая трубопроводную систему Кстово – Ярославль – Кириши – Приморск и морской терминал в Приморске для экспорта «чёрного золота» в страны Западной и Северной Европы, уже пообещала Вентспилсу двукратное снижение перевалки нефтепродуктов в 2016 году. А тут ещё хитрые литовцы со своей «криминальной» транзитной политикой с завышением цен. Да и в разговорах с потенциальными партнёрами из Азии прибалтийские соседи не брезгуют прибегать к некорректным методам. «Они (литовцы – прим. RuBaltic.Ru) умудряются в переговорах с китайцами рассказывать о том, что Клайпеда – единственный незамерзающий порт в Балтийском море», – сообщали в частных беседах порталу Delfi транзитные бизнесмены из Латвии.

На фоне литовских показателей статистика морских гаваней Латвии сегодня выглядит откровенно малопривлекательной. Ситуацию с латвийскими портами усугубляет их политический ангажемент. Так, Рижский свободный порт является источником ресурсов для партий «Согласие» и «Честь служить Риге», Вентспилсский порт обеспечивает Лембергса и его марионеточную региональную партию «Латвии и Вентспилсу», партия мэра Лиепаи (Лиепайская партия) и председателя правления Лиепайского порта Улдиса Сескса аффилирована с «Единством». 

Подобное столкновение интересов мешает консолидировать инфраструктуру на государственном уровне и отказаться от деления направлений по определённым морским гаваням.

В свете сокращения российского транзита региональным решением для Прибалтики могла бы стать договорённость о специализации портов и распределении ниш, отказ от перетягивания одеяла. Литовцы лучше работают с контейнерами, у Латвии хорошо получается перегружать уголь. Не поделить ли рынок?

Вот только перспективы консолидировать латвийскую транзитную отрасль и уж тем более договориться с Вильнюсом, намеренным предельно агрессивно решать свои инфраструктурные проблемы, весьма туманны. Когда дело касается денег, «прибалтийское единство» перестаёт работать.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Особенно хорошо понимаешь надуманность проблемы «российской пропаганды», когда в очередной раз сталкиваешься с новостью о том, как еще один молодой отморозок с «бандерой головного мозга» оскорбляет или бьет украинских стариков, осмелившихся пойти против красно-черного мейнстрима.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

А Вы могли бы стать великим полководцем?

А Вы могли бы стать великим полководцем?

А Вы могли бы стать великим полководцем?

Игналинская атомная электростанция

Игналинская атомная электростанция

О размахе строительства первой очереди можно судить по следующим цифрам и фактам: построено 50 километров железных и 142 километра автомобильных дорог, уложено 76,5 тысяч тонн арматуры, залито 999 тысяч кубометров монолитного бетона, выполнено 57,5 тысяч кубометров каменной кладки.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо