Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Понедельник
23 Января 2017

Саартс: «У правительства Эстонии нет стратегии развития»

Автор: Александр Шамшиев

Саартс: «У правительства Эстонии нет стратегии развития»

24.11.2016  // Фото: Rus | ERR

В Эстонии официально утвердили новый состав правительства. Кабинет возглавил лидер центристов Юри Ратас. О будущей работе нового правительства и причинах отставки кабинета реформиста Таави Рыйваса портал RuBaltic.Ru поговорил с политологом и аналитиком Школы управления, права и общества при Таллинском университете Тынисом СААРТСОМ.

Господин Саартс, каким Вам запомнилось правительство Рыйваса?

– С самого начала многие эксперты и аналитики называли кабинет Рыйваса «вынужденным браком». Три партии сформировали коалицию в отсутствие вообще какой-либо альтернативы. Причина крылась в лидере центристов Эдгаре Сависааре. Поэтому партнёрам было ясно, что коалиция с центристами невозможна. В то же время крайне правая партия EKRE также не воспринималась партнёрами в качестве участника коалиции, тогда как Свободная партия скорее являлась не цельной партией в традиционном смысле слова, а неким движением или просто клубом разносторонних политиков.

Тынис СаартсПолитолог Тынис Саартс

Коалиционное соглашение не было очень амбициозным. Партия реформ входила в правительство 17 лет подряд, и, откровенно говоря, у неё закончились новые идеи; партия растеряла кураж. Вероятно, наиболее важной реформой, начатой прошлой коалицией, стала территориально-административная реформа. Муниципалитеты укрупнили, объединив друг с другом. Средний размер эстонского муниципалитета – порядка 2 тысяч жителей, это очень мало. При этом местные власти обязаны оказывать населению широкий спектр услуг. Мелкие муниципалитеты, особенно в сельской местности, с этим не справлялись. Поэтому возникла идея их увеличить и сделать эффективнее. Реформу запустил Рыйвас, нынешняя коалиция будет её продолжать – пожалуй, она и является наиболее значимым шагом ушедшего кабинета. Кроме того, некоторые налоги подняли. Бóльших задач и не ставили.

Со временем стало понятно, что Таави Рыйвас не очень хороший премьер – в том плане, что между членами коалиции постоянно происходили серьёзные склоки и конфликты, переходящие в череду кризисов. 

Отношения между партиями были очень натянутыми, недружественными. Как следствие, не было никакой командной работы – была лишь конкуренция партийных функционеров. 

Рыйвасу не удалось сплотить партии и сформировать работоспособное, гармоничное правительство. Это стало одной из главных проблем, повлёкших развал коалиции. Но главная причина – смена лидерства у центристов. Хотя и внутренний климат правительства оставлял желать лучшего: во власти царило недоверие друг к другу.

– Какой момент стал точкой кипения, после которой партнёры решили отвернуться от реформистов и «свалить» Рыйваса в парламенте?

– Ситуация обострилась ещё в конце августа, когда все ожидали внутрипартийных выборов у центристов, поражения Сависаара и победы Юри Ратаса. Для IRL и социал-демократов было очевидно, что уход Сависаара откроет окно для всевозможных коалиций. Стало также очевидно, что партии, которые смогут быстрее и эффективнее всех воспользоваться этой возможностью, выйдут победителями в дележе власти. 

Парламент Эстонии утвердил новым премьером Юри РатасаПарламент Эстонии утвердил новым премьером Юри Ратаса

Если бы они долго медлили, вероятно, тайные переговоры с центристами начала бы Партия реформ. А если реформисты с центристами бы объединились, получилась бы коалиция большинства, соответственно, социал-демократы и IRL оказались бы за бортом. Поэтому для них наступил вопрос жизни и смерти. Успеют сформировать правительство с центристами – останутся при власти и усидят в парламенте, не успеют – их опередят реформисты. Для IRL условия были особенно критическими. Рейтинг партии упал так низко, что в случае выпадения из парламента и правительства она могла вообще исчезнуть. Пришлось бы прозябать в оппозиции вместе с другой национал-консервативной партией, EKRE. 

С таким соседством чрезвычайно сложно оставаться видимыми для избирателей. В итоге – game over.

– Выходит, правительство отправили в отставку из-за перемен у центристов, которые находились в оппозиции?

– Если бы правительство Рыйваса хорошо работало и не страдало от обилия внутренних конфликтов, оно могло бы просуществовать дольше. IRL и социал-демократы были недовольны положением вещей. От Рыйваса избавлялись с явным прицелом сформировать правительство с центристами, возглавляемыми Ратасом. Это довольно распространённая практика в эстонской политике. Сависаар был своего рода изгоем, поэтому никто не хотел с ним объединяться, кроме EKRE.

Бывший премьер-министр Эстонии Таави РыйвасБывший премьер-министр Эстонии Таави Рыйвас

– Центристы – партия, которой традиционно отдают предпочтение русскоязычные избиратели. Изменится ли это со сменой лидера?

– Здесь всё зависит от того, как Ратас и его команда будут строить отношения со спикерами внутри Центристской партии, которые выражают позицию русскоязычного меньшинства. Особенно с Михаилом Кылвартом и Яной Тоом. Если взаимоотношения будут бесконфликтными, нет оснований полагать, что курс центристов изменится и русскоязычное меньшинство покинет партию. Если же партию будут раздирать конфликты по поводу «русского вопроса», например, Кылварт и Тоом решат из неё выйти и наметится раскол, то весомая часть русскоязычных может отказаться от поддержки центристов в будущем.

– Одна из наиболее болезненных тем для русскоязычных – реформа образования. Центристы и социал-демократы обещали, что новое правительство разрешит эту проблему, позволит русским гимназиям вести преподавание на русском, одновременно повысит эффективность изучения эстонского. Как Вы оцениваете их шансы на успех?

– Это компромиссный вариант, ведь IRL и в некоторой степени социал-демократы выступали против отмены или сворачивания реформы. Так что единственным способом справиться с ситуацией и стал компромисс. Правительство признаёт, что русские школы могут вести обучение на русском, в то же время много внимания по-прежнему будет уделяться обучению на эстонском. 

Одновременно учитываются некоторые претензии русской общины и продвигается государственный язык. По-моему, это весьма удачная формула. Трудно сказать, как она будет работать на практике.

В Эстонии существует проблема, что русскоязычные хотят подать заявление на эстонское гражданство и записаться на курсы эстонского языка, но не могут этого сделать, потому что курсы весьма дорогостоящие. Коалиционное соглашение содержит положение о том, что государство собирается исправить ситуацию и будет оплачивать языковые курсы. Может быть, отдельным русскоязычным так будет легче подавать на эстонское гражданство.

– Если говорить в более широком плане, на Ваш взгляд, у коалиции достаточно желания и ресурсов, чтобы улучшить процесс интеграции в обществе? Данные ежегодного мониторинга интеграции фиксируют достаточно скромные успехи и целый ворох проблем и сложностей.

– В этом деле в принципе крайне трудно добиться быстрого прогресса. Интеграция требует времени. Лично я был весьма удивлён, просматривая соглашение: по части интеграции его нельзя назвать амбициозным. Этой теме не уделили много внимания. Интеграция могла бы идти лучше, если у правительства было бы больше соответствующих программ и если бы оно прикладывало больше усилий. Но в любом случае ситуация бы развивалась медленно.

Парламент ЭстонииПравительство признаёт, что русские школы могут вести обучение на русском, в то же время много внимания по-прежнему будет уделяться обучению на эстонском.  

– Несмотря на то, что IRL и центристы обязуются сотрудничать и работать вместе, они известны диаметрально противоположными позициями по многим вопросам. IRL придерживается националистической линии, в то время как центристы известны как выразители мнения русскоязычных. Будет ли правительство жизнеспособным, учитывая эти противоречия?

– Правительство может прожить долго. Основная причина в том, что никто из партнёров по коалиции не хочет опять объединяться с реформистами. Это обстоятельство служит важной мотивацией для партий сохранять единство коалиции. Естественно, IRL будет сложновато, так как мы не знаем, что будет происходить в стане центристов. Возможно, Тоом и Кылварт будут в будущем делать скандальные заявления о Крыме, России и Украине, а Ратасу и IRL придётся на них реагировать. Вместе с тем националисты заинтересованы в коалиции, потому в случае её развала есть вероятность сближения центристов с реформистами. Это будет куда большей катастрофой для правых, нежели необходимость принимать какие-нибудь заявления Тоом и Кылварта.

– Ветеран эстонской политики Тийт Вяхи недавно отмечал, что предыдущее правительство мало занималось экономикой, а больше запугивало народ Россией и войной. Способно ли новое правительство избежать этой ошибки?

Премьер-министр Эстонии в 1992 и 1995—1997 гг.Премьер-министр Эстонии в 1992 и 1995—1997 гг.

– В коалиционном соглашении много про налоги, экономику и так далее. Однако чего там нет, так это долгосрочных политических планов и взглядов на экономическое развитие в долгосрочной перспективе. В этом и кроется большой изъян – у правительства отсутствует долгосрочная стратегия. 

Нет намёков на то, что власть собирается подобную политику разрабатывать либо консультироваться с экспертами. Нет видения того, как Эстония вырвется из так называемой «ловушки среднего дохода», не позволяющей расти среднему классу.

– Почему так вышло? Казалось бы, проблемы в экономике очевидны всем.

– Чёткого ответа не найти. Само соглашение не очень объёмное, не очень детальное. Неизвестно, как поступит правительство. Может, будет инициирована широкая дискуссия о развитии эстонской экономики, её связях и месте в глобализированном мире. Может, сформируют экспертные комитеты или группы. Мы не знаем. Но пока долгосрочной стратегии не видно.

– Изменится ли внешнеполитический курс при новом министре иностранных дел Свене Миксере?

– Перемен не будет. Разве что предыдущее правительство проявляло намеренную агрессию по отношению к России, использовало соответствующую риторику, поднимало тему Украины и Крыма. В этом смысле оно было довольно проактивным. Нынешнее правительство может не быть таким проактивным, может не хотеть провоцировать Россию. Возможно, будет меньше агрессии. Но в общем плане отношение к России не изменится. Геополитическая ориентация останется прежней.

Свен МиксерНовый министр иностранных делСвен Миксер

– Какие вызовы стоят перед кабинетом Ратаса? Какие первоочередные проблемы предстоит решить?

– Важная тема – налоговая реформа, потому что она влияет на сведение баланса государственного бюджета. Второй вызов – продолжение территориально-административной реформы, её реализация и корректировка.

– Что насчёт сокращения населения из-за массовой эмиграции? Демографы давно трубят тревогу, что страна вымирает. Правительство собирается выправлять тенденцию?

– Любопытно, что этот вопрос не стал темой коалиционных переговоров. Вероятно, у партнёров просто нет умных предложений на сей счёт, нет эффективных программ. Эту проблему невозможно разрешить – разве только если повысить уровень жизни в Эстонии, уравнять его с уровнем жизни в Финляндии. Когда мы этого достигнем – не знаю. Потребуются сотни лет. Это нерешаемая проблема.

– Потребуются сотни лет, чтобы добиться уровня жизни, как в Финляндии?

– Да. Точно не знаю, но по моим прикидкам – порядка 100–200 лет.

– Обидно, учитывая, что экс-президент Тоомас Хендрик Ильвес, помимо прочих, ставил цель, что Эстония должна приблизиться по уровню развития к Скандинавии.

– Верно, это очень амбициозная задача. Для её достижения потребуются десятилетия, а то и века. Мы не знаем, что случится с Европой и Скандинавией в будущем, но пока разрыв между Эстонией и Скандинавскими странами не сокращается, а, наоборот, растёт. Эта тенденция справедлива для Восточной Европы в целом.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

RuBaltic.Ru 2.0: Три первых шага 2017 года

RuBaltic.Ru 2.0: Три первых шага 2017 года

В 2017 г. аналитический портал RuBaltic.Ru вступает и с новым видением наших приоритетов, которые, как нам кажется, больше соответствуют обстановке в мире.

Бойтесь миротворцев

Бойтесь миротворцев

Холодная Война вроде бы уже двадцать семь лет закончилась, а такое ощущение, что всё у нас еще впереди.

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Как из Литвы культурные ценности в Германию вывозили

Как из Литвы культурные ценности в Германию вывозили

Из Литвы, как и с других оккупированных территорий, в Германию вывозились культурные ценности. С 1 сентября 1941 г. в эту акцию включилось и подразделение штаба Розенберга. Розенберг лично контролировал этот процесс.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо