×
Политика Политика

Минская встреча – запоздалая работа над ошибками Евросоюза

Встреча в формате ЕС-Украина-ТС, прошедшая 26 августа в Минске, свидетельствует о том, что Европа молча признаёт ошибочность своей бескомпромиссной политики в отношении Украины, проводимой с начала подготовки к Вильнюсскому саммиту. Однако осознание пришло слишком поздно – Украина уже скатилась в политическую и экономическую пропасть.

Задолго до наступления нынешнего хаоса на Украине Россия предупреждала о подобной угрозе в случае, если Киев вдруг сделает бескомпромиссный «цивилизационный выбор», который не удавалось сделать до этого все постсоветские годы. Более того, Москва предлагала действенные механизмы по недопущению такого сценария. Еще до Вильнюсского саммита Владимир Путин заявил, что в качестве ассоциированного члена ЕС Украина лишится существенных экономических преимуществ в отношениях с Россией. Теперь, это, по сути, касается не только России, но и всей евразийской тройки. К слову, страны Таможенного союза - ключевые внешнеторговые партнеры Украины, взаимный товарооборот с которыми только в прошлом году составил 50 млрд долларов, а за первое полугодие этого - уже почти 23 млрд долларов. Около трети украинского экспорта приходится на рынок Таможенного союза. Чтобы найти оптимальный вариант дальнейшего развития Украины на стыке двух интеграционных пространств, Москвой предлагался трехсторонний формат переговоров по данной проблеме: Евросоюз-Украина-Россия. В Киеве накануне Вильнюсского саммита выступили с аналогичной инициативой, которая представлялась как компромисс в геополитическом «перетягивании» Украины.

Однако подобные полумеры тогда в Евросоюзе восприняли почти как унижение. Министр иностранных дел председательствовавшей в ЕС Литвы Линас Линкявичюс заявил накануне Вильнюсского саммита ВП, что «предложение ЕС о двусторонней ассоциации остается на столе, и мы не видим никакой роли для третьей страны в этом процессе».

В переводе с дипломатического: России было отказано в праве отстаивать свои интересы в рамках процесса форсированной евроинтеграции Украины.

Так высокомерие европейских лидеров похоронило последний шанс на мирный процесс трансформации Украины. Дальнейшие события подтвердили самые страшные сценарии, озвучивавшийся еще в 2013 г. в связи с украинской ассоциацией аналитиками: раскол в обществе. гражданское противостояние, война и распад единой Украины, развитие которой, по сути, зашло в тупик.

Однако, по иронии судьбы и законам геополитики, шанс на выход из тупика, возникший почти через год после Вильнюсского саммита, оказался связан снова с трехсторонней комиссией по евроинтеграции Украины. Единственная разница – третья сторона теперь не Россия, а Таможенный союз. Суть же осталась прежней. 26 августа в таком формате прошла встреча в Минске. Владимир Путин снова говорил об экономике, издержках от евроинтеграции и отрыве Украины от России. «В полном соответствии с положениями Соглашения СНГ о зоне свободной торговли и нормами ВТО будем вынуждены отменить преференции к импорту из Украины… Отмечу, мы не хотим кого-то дискриминировать, не собираемся и не будем этого делать... Просто будем вынуждены ввести в отношении Украины стандартный торговый режим; тот же, который применяется в том числе между Россией и ЕС», - заявил в Белоруссии российский президент. «Если диалог будет продолжен, это может изменить судьбу всего Евразийского континента. Однако на пути к взаимопониманию двух союзов есть препятствие – Украина. И это второй важный итог минской встречи. Предводителю киевской власти впервые в лицо были изложены последствия вступления Украины в ассоциацию с ЕС. Украину предупредили, насколько тяжелыми будут ее потери и предложили одуматься», - комментирует встречу спикер парламента Союза народных республик – Новороссии Олег Царев. Фактически история повторилась на новом витке.

Правда, с «довеском» в виде гражданской воны и тысячами её жертв, экзальтацией и начавшимся обнищанием общества на Украине, крушением «Боинга», информация о котором исчезла из СМИ также внезапно, как и появилась. Ответственность за этот «тяжелый груз» несут в том числе и те, кто сопротивлялся год назад в Европе любому компромиссу по Украине. В их числе, безусловно, и страны Балтии.

Вспомнить хотя бы доклад Центра Восточноевропейских исследований с говорящим названием «Евразийский союз: вызов для Евросоюза и государств “Восточного партнерства”», в котором эксперты наукообразно обосновывали, что у евразийской и европейской интеграции различная природа, а потому вместо компромиссов необходимы «буферные» программы вроде «Восточного партнерства».

«Существует не только Таможенный союз, есть еще организация коллективной обороны, которая может стать основой для общей политики обороны. Совершаются конкретные шаги в создании общего рынка, как и в Европейском Союзе: движение товаров, людей, услуг. Все создается по похожей модели. Только в Европейском Союзе ценности немного другие, здесь равноправие стран реально, так как мы не хотим, чтобы в союзе главенствовало одно государство», - эти слова Линаса Линкявичюса еще даже в довольно мягкой форме отражают отношение консервативных кругов Прибалтики к проекту Евразийского союза. Однако именно такое позиционирование евразийской интеграции как «гадкого утёнка» геополитики и усугубляло проблему распутывания украинского клубка противоречий.

Подобное лоббирование на уровне экспертов, нежелание принимать ситуацию во всей её сложности со стороны политических «ястребов» в итоге и подтолкнуло Украину к нынешней катастрофе, в условиях которой переговоры, пусть даже и без очевидных результатов, уже являют собой ценность.

«Среди итогов Минского саммита самыми важными, на мой взгляд, являются три вещи. Первое – сам по себе факт переговоров Таможенного союза и Европейского союза. О необходимости таких переговоров говорили чуть ли не весь последний год, но состоялась она только сейчас», - отмечает всё тот же Олег Царёв.

Встреча в Минске 28 августа продемонстрировала, что трехсторонний формат обсуждения будущего Украины не только возможен, но и успешен. Обсуждая по телефону с российским президентом итоги встречи в Минске, канцлер ФРГ Ангела Меркель «поддержала достигнутую договоренность о проведении интенсивных переговоров на этот счет между экспертами России, Украины и Комиссии Европейских сообществ» и «подчеркнула важность продолжения международных усилий по содействию деэскалации внутриукраинского конфликта, в том числе по линии контактной группы, которая должна возобновить свою работу в самое ближайшее время». Согласно же заявлению Владимира Путина, сделанного по итогам Минской встречи, к 12 сентября этого года трехсторонняя комиссия сформулирует предложения, направленные на снятие озабоченностей стран Таможенного союза в связи с реализацией Соглашения об ассоциации с ЕС.

Подобные планы свидетельствуют о том, что Европа согласна исправить проступки, допущенные в украинском вопросе год назад. Однако, чтобы не пришлось прибегать к новой работе над ошибками, необходимо впредь исключать факторы, повлиявшие на появления этих ошибок. В связи с этим, безусловно, и роль стран Балтии как экспертов по постсоветскому пространству требует серьезного пересмотра во властных коридорах Европы.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров