×
Политика Политика

«Мы помним, как Прибалтика раздувала очаг напряженности в Грузии»

Источник изображения: http://sputnik-georgia.com

Прибалтийские политики и провластные эксперты – одни из главных мифотворцев о евроинтеграционном Эльдорадо, на поиски которого непременно «надо» отправляться всем постсоветским странам. Однако даже несмотря на эти усилия Литвы, Латвии и Эстонии, в Грузии постепенно растет разочарование в ЕС и увеличивается интерес к евразийскому вектору развития: так, согласно последнему опросу Национального демократического института, членство Грузии в Евразийском союзе приемлемо для 31% опрошенных (в ноябре 2013 г., накануне Вильнюсского саммита «Восточного партнерства», таких было лишь 11%). О причинах разочарования в прозападном курсе страны портал RuBaltic.Ru побеседовал с директором Института стратегии управления (Тбилиси), бывшим начальником аппарата Государственной канцелярии Камбина Грузии Петром МАМРАДЗЕ:

- Г-н Мамрадзе, эксперты фиксируют разочарование населения Грузии прозападным курсом. Согласно последним опросам, около трети грузин выступают за интеграцию в Евразийский союз. Почему так происходит?

- Это вполне совпадает с моими наблюдениями. Я постоянно встречаюсь с людьми, беседую, анализирую. Здесь очень важен факт, что люди стали свободнее говорить о том, что думают, в том числе во время опросов. Дело в том, что во время правления Саакашвили около миллиона грузин покинули Грузию. И большая часть отправилась именно в Россию, там стала жить, работать, помогать своим оттуда. Причем значительная часть уехала именно после военно-политической авантюры, которую Саакашвили устроил в августе 2008 года. Тогда опросы, проведенные Институтом Гэллапа, американскими организациями NDI и IRI, показали удивительный результат – 80-85% населения отвечали, что они за восстановление дружественных, добрососедских, нормальных отношений с Россией. И сейчас стоит большая очередь около бывшего российского посольства, которое сейчас работает под эгидой Швейцарии – это все, кто хотят уехать. Это очень сложная вещь на самом деле, ведь безвизового режима с Россией нет.

С другой стороны, на любые опросы – хоть по телефону, хоть с анкетой – сформулированные как «поддерживаете ли вы вступление в НАТО или Евросоюз?», подавляющее большинство однозначно отвечало «да». Потому что было настроение, что скажешь «нет», и худо будет – узнают. Когда по телефону звонят, номер знают и так далее. Атмосфера была очень-очень нездоровой. Закадычные друзья встречались на улице, доставали мобильные телефоны, изымали батарейки, чтоб показать, что они друг друга не записывают. Такого в Грузии не было никогда. В брежневские времена даже можно было анекдоты рассказывать, а тут вот такой режим был при Саакашвили.
Сейчас стало гораздо свободнее.

Разочарование массы населения вполне понятно, потому никаких льгот или прибыли от евроинтеграции пока не идет.

Помню, как в одном из регионов крестьянин Саакашвили прямо в лицо сказал: у меня гниют яблоки и груши, которые я всегда вывозил в Россию и имел большой доход – вот пусть НАТО приедет и купит. Народ вовсе не знает, что такое НАТО и Соглашение о свободной торговле с Евросоюзом. Эксперты — кто ратовал за это дело — нынче пишут, что, начиная с августа прошлого года, Грузия теряет десятки миллионов долларов каждый месяц, ибо наше правительство не сумело выполнить условия, чтобы интеграция стала нам выгодна. Такова общая ситуация в стране.

Надо четко различать политическую элиту, которая всегда за редким исключением говорила, что надо идти в НАТО и Евросоюз, что другого пути нет, и — людей. Прямо скажу, большинство попросту не знает, что такое Таможенный союз, что такое Евразийский союз, существует ли он вообще. Это отражает настроения людей, той массы, которая не изучала вопрос, не знает и не может знать.

- Совсем недавно министр обороны Грузии сказала, что если страна не станет членом НАТО – это будет трагедией. Однако ранее Барак Обама сообщил, что Грузия не стоит на пути, ведущем в НАТО. Соответствуют ли чаяния министра реальным перспективам?

- Я этот вопрос знаю глубоко, так как общался с высшими чинами НАТО и западных держав.

И скажу со всей ответственностью: вопрос закрыт.

Закрыт окончательно на данном историческом этапе, потому что уже осенью 2008 года в НАТО было принято единогласное решение, которое, конечно, не оглашается формально: Грузию в НАТО не примут. Признаются границы Грузии 1991 года, никто не признает Абхазию и Южную Осетию, даже члены СНГ и ОДКБ, при этом там стоят мощные российские базы, включающие ракетные установки. Всего этого добился Саакашвили со своими сообщниками. К тому же российское руководство категорически против того, чтобы Грузия была в НАТО. В этих условиях в НАТО приняли окончательное и бесповоротное решение Грузию не брать. И эта история перешла в область спекуляций.

Сказать об этом с кафедры, публично, натовские лидеры не могут. Ведь на Бухарестском саммите (2008 года – прим. RuBaltic.Ru) было констатировано, что двери открыты, и Грузия определенно вступит в НАТО, если захочет, как только выполнит условия. А отказаться от принципа, что третья страна может влиять на решения Альянса, это все равно, что НАТО распустить. Они как заученный стишок повторяют, что как только Грузия все выполнит, двери открыты. Вред от этого большой – раздражение растет как в Брюсселе, так и в Москве.

Но министр обороны Тина Хидашели и ее супруг Давид Усупашвили, спикер парламента, в один голос все эти годы заявляют, что, если Грузия не вступит в НАТО, она исчезнет с географической карты мира. Так сказал наш спикер. Он говорил, что если НАТО на прошлогоднем саммите в Уэльсе не получит МАР (План действий по членству в Альянсе), в Грузии начнутся массовые выступления, дестабилизация, чуть ли не гражданская война – это его официальное заявление. Ничего не происходит, народ не интересуется. Сейчас министр обороны заявила, что в том интервью она не совсем точно выразилась – якобы имела в виду трагедию в случае войны. То есть какие-то туманные дела. Подобные безответственные заявления делаются в то время, когда не только Обама, но и, к примеру, Олланд (президент Франции – прим. RuBaltic.Ru) в прошлом году сказал, что Грузия никак не может быть принята в НАТО. Тем не менее, маразм вокруг НАТО продолжается в Грузии по вине наших горе-политиков.

- В ходе Рижского саммита «Восточного партнерства» Грузии отказали в предоставлении безвизового режима со странами Шенгенского пространства, несмотря на ассоциацию с ЕС. Было заявлено, что Грузия не соответствует европейским стандартам. Как в Грузии встретили эту новость?

- Жители этого особо и не ждали. Безвизовый режим со странами Евросоюза – кто им сможет реально воспользоваться? Все, кто могли как-то уехать – уехали. В Грузии осталось, страшно сказать, 3,7 миллиона человек, согласно недавней переписи. Грузия потеряла многих за эти годы. Речь идет об энергичных работоспособных людях. Так что я не оцениванию закрытый Шенген как большую потерю. Одно дело — отсутствие визы, другое – что там делать? Как устроиться на работу? Сейчас в Европе наплыв беженцев везде. А то, что будут препоны и фразы про то, мы не дотягиваем до стандартов – это тоже ожидаемо. На то есть соответствующие причины: Грузии очень далеко до европейских стандартов по уровню жизни и другим параметрам.

- Именно прибалтийские страны стали одними из наиболее активных лоббистов евроатлантической интеграции Грузии. Обещали членство в Евросоюзе и НАТО. Получается, их обещания оказались неоправданными?

- Действительно, резко отличается подход Прибалтики и некоторых стран Восточной Европы, так называемых «младонатовцев». Мы помним, как Даля Грибаускайте в сентябре прошлого года буквально кричала в интервью «Вашингтон Пост» и другим, что Запад не хочет защищать членов НАТО, отказывается выполнять статью 5 Устава Альянса о коллективной обороне. «Позор Западу! – кричала Грибаускайте, — который бросил нас, бросил Украину». Настроения там, конечно, специфические, и это понятно с исторической точки зрения. Есть ещё один деликатный момент.

Я работал в правительстве и знаю, что прибалтийские политики приезжали, подбадривали Саакашвили, дескать, «Давай, мы с тобой!». Очаг напряженности в Грузии был им на руку, чтобы им было не так тяжело у себя в плане отношений с Россией. Такое было и продолжается теперь.

Но я главную вещь скажу: я хорошо знаю, что такое НАТО. План действий по членству в НАТО никаких гарантий не дает. Он ни на йоту не повышает статус страны, чтобы ее как-то кто-то защищал в случае агрессии. Он не дает никаких гарантий, что страна быстрее вступит в НАТО. Сейчас и идет политическая спекуляции со стороны министра обороны и других, мол, будет трагедия, если нам не дадут MAP. Это же бумажка. Я несколько раз говорил, могу сам дать вам бумажку и подписать, что это MAP. И что вы будете с этим делать? Вместе с тем, российское руководство может на это ответить совершенно конкретными и жесткими мерами. Таких мер целый пакет готов. Так что тут с одной стороны – риторика, упражнения в виртуальном политическом пространстве, оторванном от реальности, с другой – опасность реальных мер.

- Как Вы оцениваете то, что Михаил Саакашвили теперь руководит Одессой? Чего от него можно ожидать?

- Врагу не пожелаешь такого хоть советника, каким он был раньше в Киеве, хоть руководителя. Я его знаю очень близко, Мише было 23 года, когда мы познакомились и стали вместе работать. Отношения были тогда самые лучшие, но он психопат. Он патологически несерьезный человек, который свято верит, что цель оправдывает средства. Абсолютно любые. Будь то пытки, садистское обращение с людьми, убийство, ликвидация совершенно невиновных людей. Он на все горазд. А профессия его – пиар. Работать он просто неспособен. У него была достаточно сильная команда, состоявшая из премьера Зураба Жвании и других, кто работал, а он пиарил. Самого себя пиарил и заявлял, что в Грузии феноменальные реформы прошли. Когда он появился в Киеве, даже Джордж Сорос сказал, что Саакашвили в Грузии коррупцию вовсе не побеждал. Он, сказал Сорос, коррупцию приватизировал. Денежные потоки отправил себе в карман.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров